Актуализация знаний Проверка домашнего задания Словесный: Слово учителя. Вступительная беседа | 15 мин. | На меня все посмотрели. А теперь тихонько сели. Внеклассное чтение Проверка домашнего задания - домашним заданием вам было, прочитать полностью произведение капалуха. И так давайте ответим на вопросы. -что росло на небольшом бугорке?(черника) -какая она?(серые лепестки, ягода увеличивается, начинает багроветь, затем синеть, а потом чернеть с седоватым налетом ) -что случилось возле черничного бугорка?(поднялся шум, побежали телята, задрали хвосты, закричали ребята, они увидели птицу с распушенными крыльями) -где было гнездо?(не на бугорке, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем, обросшая мхом со всех сторон, а сверху затянутая седыми космами ) -что было в гнезде?(четыре рябоватых светло-коричневых яйца, они чуть меньше куриных) -как вела себя капалуха, когда мальчик дотронулся до яйца?(металась из стороны в сторону, крылья были разброшены и она мела ими землю) -что увидели мальчики, когда птица взлетела на ветку ели?(у птицы был голый живот до шеи, с пупыристой груди часто трепещет кожа – это билось сердце) -почему у нее не было перьев?(она выщипала, чтобы греть яйца животом) -как вела себя птица, когда ребята ушли?(она слетела, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла, глаза ее затягивались пленкой, она была настороже, все напружена ) -через какое время должны были появиться птенцы?(через 1-2 неделю, или через несколько дней) - а так же вам было задано нарисовать птицу – капалуху и написать к ней характеристику. - Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое"). – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? -Прочитайте название рассказа с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке.«Он живой и светится.» -Как вы думаете о чём будет этот рассказ. а что бы узнать, отгадайте загадку. Загадка То погаснет, то зажжётся Ночью в роще маячок. Угадай, как он зовётся? Золотистый … светлячок - Что вы знаете о светлячках. Сообщение о светлячках . Светлячки – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится , соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено много трубочек. Когда светлячок закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. У самцов крепкие крылья. Они светятся изредка и недолго. А вот самки светлячков обычно бескрылы, и напоминают личинок. Они зажигают свои огоньки надолго . Размеры светлячков составляют от 4 до 20 мм. - а чтобы узнать какой писатель написал рассказ нам поможет одно задание, внимание на слайд– драгунский - какая тема нашего урока……. | Читать рассказы – внеклассное чтение. Рассказывать о прочитанном – внеклассное чтение. Проверять домашнее задание. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Отгадывать загадку. Слушать учителя об светлячках Отгадывать писателя. Формулировать тему урока. Ставить цели. | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач | 15 мин. | Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) – 59 лет Прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы». Написал 90 рассказов. | Слушать учителя – биографию писателя | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
| | -откройте учебник на стр.102, давайте начнем читать, внимательно следите за мной. Словарная работа Брынза - сыр из овечьего молока. Моментально - мгновенно, очень быстро. Доблесть - мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами | Следить внимательно за чтением учителя. Предполагать значение неизвестных слов. | |
Закрепление пройденного материала | 10 мин. | Назовите главного героя рассказа. (Денис.) (Сколько ему лет? Дошкольник – 5–6 лет.) В какое время суток происходили события? (Вечер.) Назовите друга Дениски. (Мишка.) Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.) На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.) Чтение учащихся по цепочке | Отвечать на вопросы по прочитанному. . | П: не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); |
Итог урока Сл.: ответы на вопросы домашнее задание | 3 мин. | - «Он живой и светится» Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? ( любое живое существо намного милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принёс мальчику радость в минуты одиночества. Почему Денис не стал упрекать маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом даже про маму. -стр.102 – 106 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.. | Высказывать свое мнение. Записывать домашнее задание | П: строят речевое высказывание, рассуждение Р: осуществляют итоговый контроль. Р: самоконтроль |