СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

""Умножение двузначного числа на однозначное"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний.Обучающиеся познакомятся  со способом умножения  двузначного числа на однозначное, научатся умножать двузначное число на однозначное, используя  алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число, научатся применять алгоритм  при решении примеров и задач.

Просмотр содержимого документа
«""Умножение двузначного числа на однозначное"»

Автор: Гриценко Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Частное общеобразовательное учреждение

«РЖД лицей № 11»

Иркутская обл.,г.Слюдянка

e-mail:tanaira63@mail.ru



УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Методическая разработка

урока математики в 3 классе

УМК «Школа России»









Тема урока:

Умножение двузначного числа на однозначное

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель:

Научить умножать двузначное число на однозначное.

Задачи:

Составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число.

Применять его при решении примеров и задач.

Планируемые УУД:

Предметные: обучающиеся познакомятся со способом умножения двузначного числа на однозначное, научатся умножать двузначное число на однозначное, используя алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число, научатся применять алгоритм при решении примеров и задач.


Метапредметные

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, умение структурировать знания, развивать умение использовать новые знания в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;

Коммуникативные: доносить свою позицию, слушать и понимать других, сотрудничать, сохранять дружеские отношения и соблюдать правила поведения на уроке;

Личностные: формировать адекватную, позитивную самооценку, уметь анализировать свои действия, знать правила работы в группе (справедливое распределение обязанностей, взаимопомощь, ответственность, готовность к сотрудничеству).

Технологии

(методы/приемы)

обучение в сотрудничестве, ИКТ, частично-поисковый метод

Возраст участников

9 лет

Форма урока

урок - путешествие

Перечень оборудования

раздаточный материал (карточки с заданиями для групповой, индивидуальной работы и работы в парах), опорная схема составления алгоритма, клей-карандаш, три календарика, интерактивная доска.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма/приемы

ресурс

I.Организационный момент

Друг на друга посмотрели,

 Повернулись, подтянулись

 И друг другу улыбнулись.

-Ребята, с хорошим настроением начинаем урок математики. Сегодня у нас новая тема урока. Какая? Вы узнаете чуть позже.

Приветствуют

учителя




Фронт.





II.Актуализация знаний.

Устный счет

Ребята, на карточках у вас примеры.

1.Решив их, вы узнаете, что мы будем делать на уроке математике.

7х5 54:9

18:6 9х7

42х0 6:6

12:4 1х90

7х8 45:5

5х5

2. Запишите в табличку ответы в порядке возрастания.

3. Подпишите буквы, которые соответствуют числам. Какое слово получилось?

В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25

Какое слово получилось?

Отметьте в табличке количество баллов, которые вы набрали за устный счет.


Мы сегодня отправимся в путешествие. Куда?

Загадка:

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе, 

Волны моря плещут в нем.

Как все это назовем? [2]

Мы все живем рядом Байкалом. Что удивительное мы знаем про него?

Посмотрите ![4]

Сколько еще интересных мест на этом озере! Вам хотелось бы их посмотреть? Ребята, вы знаете сколько островов на Байкале?

Островов на Байкале 27! И на один из них мы сегодня отправимся.

А как же туда добраться?

Загадка:

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит.

Якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду. (корабль) [3]

Хоть сейчас зима, но давайте представим, что у нас лето.

По каютам разместились.

Открываем бортовые журналы (тетради).

Сделаем запись - какого числа мы отправились в путешествие.

19 января

Классная работа

Кто знает, какая длина озера?

Длина озера 636 км.

 

  1. Сделайте первую запись 636:

Что можно рассказать про это число?

Составьте всевозможные двузначные числа, используя цифры числа 636 .

Запишите их в столбик (63,36,66,33).

Замените их разрядными слагаемыми.

  1. Запишите суммы разрядных слагаемых чисел 33 и 36 и увеличьте их в 2 раза

Проверяем по слайду.


-Какое свойство умножения повторили?


Решают примеры, ответы записывают в карточке.








Ответ: ПУТЕШЕСТВИЕ






Отмечают количество баллов.




По озеру Байкал




Обучающие делятся своими знаниями о Байкале






Ответы детей










Отгадывают загадку






Записывают в тетради число


фронтально

Записывают длину оз. Байкал

( только число)

636







63,36,66,33


2 ученика – у доски, остальные - в тетрадях.

(30+3) х 2 =…

(30+6) х 2 =…

Повторили распределительное свойство умножения относительно сложения

Индивид.

Работа










Индивид.










Фронт-но













Фронт-но
















Фронт-но






(Приложение 1)













(Приложение 2-устный счет)












Приложение 3

















Приложение 4































III.Постановка учебной проблемы

Продолжаем повторять и узнавать новое о Байкале.

Отвечая на мои вопросы, вы записываете ответы в столбик.

1.Сколько рек вытекает из Байкала?

2.В глубинах Байкала каждую минуту происходят землетрясения, но мы их не ощущаем. Сколько они баллов?

3.Сколько месяцев лед закрывает Байкал?

4.Какая летом температура воды в Байкале?


- Каждое число надо умножить на число 4.

- Какой пример вызвал затруднение?

-Значит, какая тема урока?

-Какие цели себе поставим?














-Прежде, чем мы приступим к изучению данной темы, заполните табличку наших знаний.

В каких столбиках поставили знак +?

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь ответы в столбик (один ученик у доски)



  1. 1

  2. 1-2 (выберем 2 балла)

  3. 4

  4. + 23




1х4=4

2х4=8

4х4=16

23х4=?

-Не умеем умножать двузначное число на однозначное число.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное число.

Цели: научиться умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и задач.


Ставят в табличке знак +.

Объясняют ПОЧЕМУ

Фронтально






























Индивид-но































(Приложение 5)


IV.Новая тема

Каждая группа получает карточку с примером 23х4. Подумайте, как можно решить этот пример.

(если версий нет, то учитель объясняет сам)

23х4=(20+3)х4 =20х3+3х4=60+12=72

Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых вы умеете? (да)

Умножать сумму на число вы умеете? (да)

- Какой цели мы достигли на данном этапе?

-Какая задача урока?

Путешественники должны сделать запись в бортовом журнале о том, что сейчас узнали.

В конвертах разрезанные карточки. Из них каждый составит алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, советуясь с соседом по каюте.


- Проверка работы в паре (слушает составленный учениками алгоритм)

-Мы можем проверить себя - правильный ли у нас АЛГОРИТМ? Где?

Приклейте в бортовой журнал полоски с алгоритмом.

Работа по группам.

Каждая группа выдвигает свою версию.





Цель урока:

1.Узнали, как умножать двузначное число на однозначное.

Создание АЛГОРИТМА

1.Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.

2. Умножу каждое слагаемое на число.

3. Складываю полученные результаты.

4. Читаю ответ.


На экране


Приклеивают.

Работа по группам










Работа в паре












(Приложение 6)






(Приложение 7)

V.Первичное закрепление

Учебник с.8 [1, с.8]

-Мы составили алгоритм, а поможет ли он при решении такого примера?

4х23


- Решаем № 1(1,3 ст.)




-Кто понял, как двузначное число умножить на однозначное?

-Кто расскажет алгоритм умножения?


Надо 23х4,т.е. использовать переместительное свойство умножения.

(по 1 ученику комментируют один пример, используя алгоритм)


Рассказывают АЛГОРИТМ



VI. Проверка понимания новой темы

1.Самостоятельная работа (дифференцированно, на выбор обучающегося)

На трёх палубах нашего лайнера разные задания. Посмотрите и выбирайте то, что сможете сами решить.

1 палуба № 1 (2 ст.) [1, с.8] ИЛИ

2 палуба 24х4 -24 х4 =

13х3 +11 х 5 = ИЛИ

3 палуба 24х4 =(20 + 4 ) х 4 = + =

13 х3 =( + ) х =

2.Проверка. Кто на первой палубе? Как решали?

(На второй, на третьей)

3. Вывод: как умножить двузначное число на однозначное?


Отметьте баллы за решенные примеры

Повторяют алгоритм.




Выбирают палубу и выполняют задание





(перечисляют свои действия)






Индивид.

(Приложение 8)










(Приложение 9)



(Приложение 2–с/р)

VII.Физминутка

От зелёного причала

Оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом шагнул вперёд (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (движения руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте) [9]

Выполняют движения



VIII. Повторение ранее пройденных тем и применение новых знаний при составлении и решении задачи.

1.Пока изучали новую тему, приплыли к очень интересным островам на Байкале. Островов 4. Посмотрите на слайды, где они расположены. [5] и [6]

Они называются Ушканьи острова.

Интересно происхождение названия "Ушканьи острова". Словом "ушкан" сибиряки в старину называли зайцев. Но, на островах архипелага посередине озера Байкал зайцы не водятся и никакого отношения к Ушканьим островам они не имеют.

Это название пришло с северных краев. Поморы, проживающие на берегах Белого моря, морскими зайцами называют совсем других животных. Угадайте, каких?

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа) [7]


Правильно! Русские выходцы с севера, посетив впервые Байкал, так и окрестили нерпу - морской заяц. А острова, на которые тюлени забираются, чтобы погреться на солнце и отдохнуть, окрестили Заячьими – Ушканьими. [8]

3.Задание:

1. А сейчас вы узнаете о нерпе много интересного. Работать будем в группах. Прочитайте информацию на карточке. [10]


2.Выполните задание – выпишите на лист А4

1группа - единицы длины

2группа – единицы времени

3 группа - единицы массы


4.Проверка

Вывод: какие записали единицы длины? Каких известных вам единиц длины нет в информации?

Назовите единицы времени.

Какие еще есть единицы времени?

Единицы массы?

Молодцы!

-Как называют маленьких нерп? Почему?

-Для чего нужна именно белая шерстка?

-Сколько месяцев шерсть у них белая?

-Назовите эти месяцы.

-Посмотрите в календарь: сколько дней в марте, апреле и мае.

-Составьте задачу по этим данным.

Проверка составления задачи.








-Решите эту задачу.

-Проверка:

-как умножили 31х 2?

-Пригодились знания новой темы для решения задачи?

Вывод: как умножить двузначное число на однозначное?

МОЛОДЦЫ! Умеете работать с информацией.


5. Поставьте себе баллы за работу с информацией в группе.

Слушают




















Отгадывают











Читают информацию на карточке, записывают в таблицу



1гр

2гр

единицы длины

Единицы

времени

единицы массы






Зачитывают










Смотрят в календари и называют количество дней в данных месяцах. (31,30, 31)


Составляют задачу.

Примерный текст задачи: Нерпята рождаются с белой шерсткой. Этот окрас сохраняется 3 месяца. Узнай сколько дней нерпята с белой шерстью.


Решают, составляя выражение 31 х 2 + 30

или по действиям.

  1. 31х2 =

  2. 62+30=

Рассказывают АЛОРИТМ




Фронтально






































Работа в группе


















Работа в группе
















Индивид.

(Приложение 10)





















(Приложение 11)








(Приложение 12)




(Приложение 13)






(Приложение 14)





















(Приложение 15)







(Приложение 2) – решение задачи

Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.

-Возьмите свои таблички. Найдите 3 столбик.

- Ребята, кто помнит, какая была цель нашего урока?

-Вы научились умножать двузначное число на однозначное число?

-Вы запомнили алгоритм?

Ребята, достигли мы своей цели?

Вам понравилось путешествие по Байкалу?

Что нового узнали во время путешествия?


Работают с таблицей



Отвечают на вопросы





Приложение 5)

Итог урока и оценивание

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.

Кто получил «5», «4» и т.д.?

самооценка

Индивид.

(Приложение 2)

Домашняя работа

У.с.8 № 2, №6, примеры под красной чертой. Выбрать и выполнить два номера из заданных. [1]

Записывают в дневник





Список литературы

  1. Моро М.И. Математика 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.Ч.2/М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова-10 изд., перераб.-М: Просвещение,2019-112с.

Ссылки:

2.(Без автора) Загадки про Байкал//Общероссийский электронный ресурс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/zagadki-po-teme-baykal-2980436.html

3.Загадки про корабль// Общероссийский электронный ресурс. [ Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kykyryzo.ru/загадки-про-корабль-40-штук/

4.Карта достопримечательностей Байкала//Общероссийский электронный ресурс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiadiscovery.ru/news/dostoprimechatelnosti_baikala/

5.Ушканьи острова//Общероссийский электронный ресурс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nature.baikal.ru/phs/norm/58/58796.jpg?1338992209

6. Ушканьи острова на карте http://images.myshared.ru/17/1023624/slide_3.jpg

7. Загадка про нерпу https://theslide.ru/img/thumbs/fa24c5ed2c27f3793696da448ec02584-800x.jpg

8.Картинки нерпы байкальской http://liveangarsk.ru/files/imagecache/attachbig/files/blog/393463/393-p19viv4dh31m2po0b11oe1b3u1j234.png

9. Физминутка https://www.psyoffice.ru/4-0-5572.htm

10. Сведения о нерпе https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/070b/00150222-ca79888b/img12.jpg






Приложение №1

7х5= 54:9=

18:6 = 9х7=

42х0= 6:6=

12:4= 1х90=

7х8 = 45:5=

5х5=

В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25

























7х5= 54:9=

18:6 = 9х7=

42х0= 6:6=

12:4= 1х90=

7х8 = 45:5=

5х5=

В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25


























7х5= 54:9=

18:6 = 9х7=

42х0= 6:6=

12:4= 1х90=

7х8 = 45:5=

5х5=

В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25


























7х5= 54:9=

18:6 = 9х7=

42х0= 6:6=

12:4= 1х90=

7х8 = 45:5=

5х5=

В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25



























Приложение 2

Оценка деятельности ученика

баллы

Ваши баллы Ваша оценка

от 15 до 14 б - «5»

от 13 до 11 б - «4»

от 10 до 7 б - «3»


1.

Устный счет.

- я выполнил все задания без ошибок

- допустил 1 ошибку

- я допустил 2-3 ошибки

- я не смог считать устно


5 баллов

4 балла

3 балла

0 баллов

2.

Самостоятельная работа

Решение примеров

-я решил примеры на умножение двузначного числа на однозначное

- я допустил 1 ошибку

- я допустил 2-3 ошибки

- не справился с заданием



5 баллов

4 балла

3 балла

0 баллов

3.

Решение задачи

- я решил задачу самостоятельно правильно

- я решил с подсказкой на доске

- я решил с ошибкой

- я не справился с решением задачи


5 баллов

4 балла

3 балла

0 баллов






Приложение 3




Приложение 4


Приложение 5

(разрезать на 2 ученика)


Знаю

Умею

Хочу узнать

Знаю

Умею

Хочу узнать

Название компонентов умножения

Заменять двузначные числа на сумму разрядных слагаемых

Как умножать двузначное число на однозначное число

Название компонентов умножения

Заменять двузначные

числа на сумму разрядных слагаемых

Как умножать двузначное число на однозначное число

Название компонентов сложения

Умножать сумму на число

Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.

Название компонентов сложения

Умножать

сумму на число

Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.

Переместительное свойство умножения



Переместительное свойство умножения



Распределительное свойство умножения относительно сложения



Распределительное

свойство умножения относительно сложения






Приложение № 6

Создание АЛГОРИТМА (разрезать на отдельные полоски (по 4 полоски у каждого из 4-х обучающихся)


Складываю полученные результаты.



Складываю полученные результаты.



Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.


Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.



Умножу каждое слагаемое на число.



Умножу каждое слагаемое на число.



Читаю ответ.



Читаю ответ.




Складываю полученные результаты.



Складываю полученные результаты.



Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.


Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.



Умножу каждое слагаемое на число.



Умножу каждое слагаемое на число.



Читаю ответ.



Читаю ответ.




Приложение 7

1. Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых.

2. Умножу каждое слагаемое на число.

3. Складываю полученные результаты.

4. Читаю ответ.

Алгоритм











Приложение 8

1 палуба

1 (2 ст.)

2 палуба

24 х 4 - 32 х 3 =

13 х 3 + 11 х 5 =

3 палуба

24 х 4=(20 + 4 ) х 4 = + =

13 х 3=( + )х 3 = + =

Самостоятельная работа
(задания на выбор)










Приложение 9

ПРОВЕРКА

1 палуба №1 (2 ст.)

24 х 4 = (20 + 4) х 4 = 20 х 4+4 х 4= 96

13 х 3 = (10+3)х3=10 х 3+3 х 3 = 39

2 палуба

24 х 4 - 32 х 3 = 0

13 х 3 + 11 х 5 = 94

3 палуба

24 х 4 = (20 + 4) х 4 = 20 х 4+4 х 4 = 96

13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3+3 х 3 =39







Приложение 10

Приложение 11



Приложение 12










Приложение 13

1 группа - единицы длины


2 группа – единицы времени


3 группа - единицы массы











Приложение 14

Единицы длины

Единицы времени

Единицы массы 

25 км

200 м

1,6 – 1,7 м

 20-25 мин

55 - 56 лет

2-3 месяца

  150 кг











Приложение 15

Задача

31 х 2 + 30 =

Ответ:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!