II.Актуализация знаний. Устный счет | Ребята, на карточках у вас примеры. 1.Решив их, вы узнаете, что мы будем делать на уроке математике. 7х5 54:9 18:6 9х7 42х0 6:6 12:4 1х90 7х8 45:5 5х5 2. Запишите в табличку ответы в порядке возрастания. 3. Подпишите буквы, которые соответствуют числам. Какое слово получилось? В-56, И-63,Е-90,П-0, Е-9,Е-3,Т-2,У-1,Ш-6,Т-35,С-25 Какое слово получилось? Отметьте в табличке количество баллов, которые вы набрали за устный счет. Мы сегодня отправимся в путешествие. Куда? Загадка: Древен род его в природе, Кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем. Как все это назовем? [2] Мы все живем рядом Байкалом. Что удивительное мы знаем про него? Посмотрите ![4] Сколько еще интересных мест на этом озере! Вам хотелось бы их посмотреть? Ребята, вы знаете сколько островов на Байкале? Островов на Байкале 27! И на один из них мы сегодня отправимся. А как же туда добраться? Загадка: По морям и по волнам Его водит капитан. Он не плавает, а ходит. Якоря бросает в воду. Он с волною дружбу водит. И не любит непогоду. (корабль) [3] Хоть сейчас зима, но давайте представим, что у нас лето. По каютам разместились. Открываем бортовые журналы (тетради). Сделаем запись - какого числа мы отправились в путешествие. 19 января Классная работа Кто знает, какая длина озера? Длина озера 636 км. -
Сделайте первую запись 636: Что можно рассказать про это число? Составьте всевозможные двузначные числа, используя цифры числа 636 . Запишите их в столбик (63,36,66,33). Замените их разрядными слагаемыми. -
Запишите суммы разрядных слагаемых чисел 33 и 36 и увеличьте их в 2 раза Проверяем по слайду. -Какое свойство умножения повторили? | Решают примеры, ответы записывают в карточке. Ответ: ПУТЕШЕСТВИЕ Отмечают количество баллов. По озеру Байкал Обучающие делятся своими знаниями о Байкале Ответы детей Отгадывают загадку Записывают в тетради число фронтально Записывают длину оз. Байкал ( только число) 636 63,36,66,33 2 ученика – у доски, остальные - в тетрадях. (30+3) х 2 =… (30+6) х 2 =… Повторили распределительное свойство умножения относительно сложения | Индивид. Работа Индивид. Фронт-но Фронт-но Фронт-но | (Приложение 1) (Приложение 2-устный счет) Приложение 3 Приложение 4 |
III.Постановка учебной проблемы | Продолжаем повторять и узнавать новое о Байкале. Отвечая на мои вопросы, вы записываете ответы в столбик. 1.Сколько рек вытекает из Байкала? 2.В глубинах Байкала каждую минуту происходят землетрясения, но мы их не ощущаем. Сколько они баллов? 3.Сколько месяцев лед закрывает Байкал? 4.Какая летом температура воды в Байкале? - Каждое число надо умножить на число 4. - Какой пример вызвал затруднение? -Значит, какая тема урока? -Какие цели себе поставим? -Прежде, чем мы приступим к изучению данной темы, заполните табличку наших знаний. В каких столбиках поставили знак +? | Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь ответы в столбик (один ученик у доски) -
1 -
1-2 (выберем 2 балла) -
4 -
+ 23 1х4=4 2х4=8 4х4=16 23х4=? -Не умеем умножать двузначное число на однозначное число. Тема: Умножение двузначного числа на однозначное число. Цели: научиться умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, применять его при решении примеров и задач. Ставят в табличке знак +. Объясняют ПОЧЕМУ | Фронтально Индивид-но | (Приложение 5) |
IV.Новая тема | Каждая группа получает карточку с примером 23х4. Подумайте, как можно решить этот пример. (если версий нет, то учитель объясняет сам) 23х4=(20+3)х4 =20х3+3х4=60+12=72 Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых вы умеете? (да) Умножать сумму на число вы умеете? (да) - Какой цели мы достигли на данном этапе? -Какая задача урока? Путешественники должны сделать запись в бортовом журнале о том, что сейчас узнали. В конвертах разрезанные карточки. Из них каждый составит алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, советуясь с соседом по каюте. - Проверка работы в паре (слушает составленный учениками алгоритм) -Мы можем проверить себя - правильный ли у нас АЛГОРИТМ? Где? Приклейте в бортовой журнал полоски с алгоритмом. | Работа по группам. Каждая группа выдвигает свою версию. Цель урока: 1.Узнали, как умножать двузначное число на однозначное. Создание АЛГОРИТМА 1.Заменю первый множитель суммой разрядных слагаемых. 2. Умножу каждое слагаемое на число. 3. Складываю полученные результаты. 4. Читаю ответ. На экране Приклеивают. | Работа по группам Работа в паре | (Приложение 6) (Приложение 7) |
V.Первичное закрепление | Учебник с.8 [1, с.8] -Мы составили алгоритм, а поможет ли он при решении такого примера? 4х23 - Решаем № 1(1,3 ст.) -Кто понял, как двузначное число умножить на однозначное? -Кто расскажет алгоритм умножения? | Надо 23х4,т.е. использовать переместительное свойство умножения. (по 1 ученику комментируют один пример, используя алгоритм) Рассказывают АЛГОРИТМ | | |
VI. Проверка понимания новой темы | 1.Самостоятельная работа (дифференцированно, на выбор обучающегося) На трёх палубах нашего лайнера разные задания. Посмотрите и выбирайте то, что сможете сами решить. 1 палуба № 1 (2 ст.) [1, с.8] ИЛИ 2 палуба 24х4 -24 х4 = 13х3 +11 х 5 = ИЛИ 3 палуба 24х4 =(20 + 4 ) х 4 = + =
13 х3 =( + ) х = 2.Проверка. Кто на первой палубе? Как решали? (На второй, на третьей) 3. Вывод: как умножить двузначное число на однозначное? Отметьте баллы за решенные примеры | Повторяют алгоритм. Выбирают палубу и выполняют задание (перечисляют свои действия) | Индивид. | (Приложение 8) (Приложение 9) (Приложение 2–с/р) |
VIII. Повторение ранее пройденных тем и применение новых знаний при составлении и решении задачи. | 1.Пока изучали новую тему, приплыли к очень интересным островам на Байкале. Островов 4. Посмотрите на слайды, где они расположены. [5] и [6] Они называются Ушканьи острова. Интересно происхождение названия "Ушканьи острова". Словом "ушкан" сибиряки в старину называли зайцев. Но, на островах архипелага посередине озера Байкал зайцы не водятся и никакого отношения к Ушканьим островам они не имеют. Это название пришло с северных краев. Поморы, проживающие на берегах Белого моря, морскими зайцами называют совсем других животных. Угадайте, каких? В снежном логове родятся. Простудиться не боятся. Подрастут – начнут нырять, шубки белые менять. Если очень повезёт – лет полсотни проживёт. Что за зверь такой с усами? Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа) [7] Правильно! Русские выходцы с севера, посетив впервые Байкал, так и окрестили нерпу - морской заяц. А острова, на которые тюлени забираются, чтобы погреться на солнце и отдохнуть, окрестили Заячьими – Ушканьими. [8] 3.Задание: 1. А сейчас вы узнаете о нерпе много интересного. Работать будем в группах. Прочитайте информацию на карточке. [10] 2.Выполните задание – выпишите на лист А4 1группа - единицы длины 2группа – единицы времени 3 группа - единицы массы 4.Проверка Вывод: какие записали единицы длины? Каких известных вам единиц длины нет в информации? Назовите единицы времени. Какие еще есть единицы времени? Единицы массы? Молодцы! -Как называют маленьких нерп? Почему? -Для чего нужна именно белая шерстка? -Сколько месяцев шерсть у них белая? -Назовите эти месяцы. -Посмотрите в календарь: сколько дней в марте, апреле и мае. -Составьте задачу по этим данным. Проверка составления задачи. -Решите эту задачу. -Проверка: -как умножили 31х 2? -Пригодились знания новой темы для решения задачи? Вывод: как умножить двузначное число на однозначное? МОЛОДЦЫ! Умеете работать с информацией. 5. Поставьте себе баллы за работу с информацией в группе. | Слушают Отгадывают Читают информацию на карточке, записывают в таблицу 1гр | 2гр | 3г | единицы длины | Единицы времени | единицы массы | | | | Зачитывают Смотрят в календари и называют количество дней в данных месяцах. (31,30, 31) Составляют задачу. Примерный текст задачи: Нерпята рождаются с белой шерсткой. Этот окрас сохраняется 3 месяца. Узнай сколько дней нерпята с белой шерстью. Решают, составляя выражение 31 х 2 + 30 или по действиям. -
31х2 = -
62+30= Рассказывают АЛОРИТМ | Фронтально Работа в группе Работа в группе Индивид. | (Приложение 10) (Приложение 11) (Приложение 12) (Приложение 13) (Приложение 14) (Приложение 15) (Приложение 2) – решение задачи |
Рефлексия | Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. -Возьмите свои таблички. Найдите 3 столбик. - Ребята, кто помнит, какая была цель нашего урока? -Вы научились умножать двузначное число на однозначное число? -Вы запомнили алгоритм? Ребята, достигли мы своей цели? Вам понравилось путешествие по Байкалу? Что нового узнали во время путешествия? | Работают с таблицей Отвечают на вопросы | | Приложение 5) |