Урок математики в 3 классе
Тема: Умножение двузначного числа на однозначное
УМК «Гармония»
Цель урока: вывести и освоить алгоритм внетабличного умножения двузначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые, распределительное свойство умножения;
- развивать вычислительные навыки, мышление, речь, умение анализировать свою и чужую работу;
- воспитывать интерес к предмету, умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, ПК, карточки.
Ход урока
Организационный момент.
(Проверка готовности учащихся к уроку) (На экране слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок! (Читает приветственные слова, мотивирует учащихся к учебной деятельности) (Слайд 2)

Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
Разгадай правило и продолжи ряд чисел (Слайд 3):

Найди лишнее число (Слайд 4):

Найди значение выражений (Слайд 5):

Какой закон использовали при нахождении значений выражений?
Все справились с заданиями? Что вызвало затруднения? (13х7 не смогли решить, т.к. еще не знакомы с приемом умножения двузначного числа на однозначное).
- Почему ребята не смогли посчитать?
- Как вы думаете, что же мы с вами будем делать сегодня на уроке?
Давайте определим цель нашего урока (Слайд 6).

Работа по теме урока.
- Ребята, подумайте и предложите, каким способом можно найти значение выражения 13х7.
(Учитель выслушивает варианты учащихся).
-А теперь посмотрите, пожалуйста, какие способы предлагают наши друзья - Миша и Маша (Слайд 7).

- Объясните, как рассуждала Маша. А как Миша?
- Чей способ, на ваш взгляд, лучше? Объясните, почему.
- Какой сделаем вывод?
- Давайте составим алгоритм решения подобных выражений (Слайд 8).

- Что будем делать в первую очередь? (Дети предлагают варианты)
- Правильно! 1шаг – нужно разложить двузначное число на разрядные слагаемые.

- Что делаем потом? (Учитель выслушивает предложения детей)
2 шаг – нужно умножить каждое слагаемое на число.

- Что нам осталось сделать? (Сложить результаты).
3 шаг - найти сумму полученных результатов.

- Посмотрите, какой алгоритм у нас получился (Учитель раздает распечатанный алгоритм - памятку).
- Давайте прочитаем его все вместе! (Читают хором).
- Запишите, пожалуйста, в ваши тетради пример и письменный вариант выполнения данного выражения, как образец для дальнейшей работы (Слайд 9).

Физкультминутка (Слайд 10).

Первичное закрепление знаний.
- Ребята, все поняли порядок выполнения вычислений? У кого есть вопросы?
- Давайте, потренируемся! Попробуем решить следующие примеры, используя алгоритм, который мы с вами составили (Слайд 11).

(Дети выполняют вычисления у доски, комментируя свои действия в соответствии с алгоритмом).
- Молодцы, ребята! А сейчас Маша и Миша предлагают нам решить задачу. Они поспорили о том, связано ли решение этой задачи с темой нашего урока. Давайте прочитаем задачу (Слайд 12).

- О чем говорится в задаче?
- Что известно из условия?
- Что нам нужно узнать?
- Наши друзья, Миша и Маша, составили вот такую краткую запись (Слайд 13):

- Ребята, как вы думаете, чего не хватает в их краткой записи? (Обобщающей скобки, чтобы узнать, сколько всего фруктов привезли в буфет)
- Правильно! Давайте добавим обобщающую скобку на наш слайд! (Слайд 14)

- Обсудите в парах решение и запишите в тетрадь (Работа в парах).
- А сейчас я попрошу вас рассказать, как вы решали задачу.
- Что вы можете сказать о решении этой задачи? (у нее два способа решения)
- Сравните ваше решение с решением на доске (Слайд 15).

- Ребята, как вы думаете, решение этой задачи связано с темой нашего урока? (Ответы учеников).
- Каким образом?
Закрепление пройденного материала.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Предлагаю вам выполнить задания на карточках. (Дети выполняют задания и проверяют по образцу).
Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, давайте мы вернемся к теме урока. Чему мы учились сегодня? (Ответы учащихся).
- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке, особенно я хотела отметить работу некоторых учеников (Называет фамилии детей и дает оценку их работе на уроке).
- А теперь я хочу попросить вас оценить наш сегодняшний урок и вашу работу на нем. Используем для этого незаконченные предложения. Выберите одно из них и выскажите свое мнение (Слайд 16).

(Ребята оценивают свою деятельность на уроке, и, выбрав подходящее выражение, озвучивают оценку).
Домашнее задание (Слайд 17). (Учитель задает домашнее задание, комментируя его).

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок математики. Я вам предлагаю подумать и решить для себя, научились вы решать новые примеры или еще затрудняетесь в их решении.
- Спасибо за работу (Слайд 18).
