1.Смысл действия умножения.
Работа над этим начинается еще в 1 классе при изучении нумерации, сложения и вычитания в пределах 10 и 100:
Упражнения:
-
счет предметов парами, тройками….
-
решение задач на нахождение суммы одинаковых и неодинаковых слагаемых.
-
составление рисунков к задачам или составление задач по рисункам.
Во II классе дети знакомятся с действием умножения.
На конкретном материале можно детям предложить задачу, для решения которой нужно найти сумму одинаковых слагаемых.
Например: в трех коробках лежало по 6 карандашей в каждой. Сколько всего карандашей в коробках?
Выполнив иллюстрацию, дети записывают решение действием сложения:
6 + 6 + 6 = 18 (к).
Учитель:
-Что можно сказать о слагаемых? (одинаковые)
-Сколько их? (здесь взяли по 6 три раза)
Если слагаемые одинаковые, то сумму можно записать иначе: 6 * 3 = 18.
Чтение: по 6 взять три раза = 18. 6 умножить на 3.Здесь выполнили действие умножения.
Закрепление:
1)Замена нескольких сумм произведением, при этом дети устанавливают, что означает каждое число в новой записи.
2)Замена произведения суммой и выполнение сложения.
2 * 7 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
3)Зарисовка примеров на умножение и сложение одинаковым слагаемым.
4)По рисункам записать примеры и решить.
5)4 * 6 4 + 6. Сравнить примеры и решить их.
6)Сравнить выражения 18 * 2… 18 * 3 3 * 4…2 * 4
4 + 4 + 4…4 * 2 4 * 7 + 4…4 * 9
7)Решить второй пример, пользуясь первым:
2 * 7 = 14 2 * 10 = 20
2 * 8 = 2 * 11 =
8)Найди ошибку и исправь:
81 + 81 = 81 * 2
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17 – 17 – 17 – 17 = 17 * 5
21 * 3 = 21 + 22 + 23
2.Смысл действия деления.
Раскрывается смысл действия деления в процессе решения простых задач на деление по содержанию и на равные части. Учащиеся должны научиться выполнять по условию задачи операцию разбиения данного множества на ряд равночисленных подмножеств и связать эту операцию с действием деления.
Основной метод работы: практический. Выполнение практических действий с предметами или зарисовка в тетрадях.
Сначала рассматриваем задачи на деление по содержанию.
Например: 8 апельсинов разложили в вазы по 4 на каждой. Сколько ваз потребуется?
А затем на деление на равные части:
Например: 8 апельсинов разложили на 4 вазы поровну. Сколько апельсин на 1 вазе?
Для закрепления смысла действия деления решаются задачи обоих видов с опорой на предметные действия и наглядности. В это же время дети знакомятся с названиями компонентов действия деления и умножения.
-
Умножение и деление в пределах 100.
3. 1. Табличное умножение и деление
Одной из основных тем программы по математике для II класса является умножение и деление в пределах 100. Эта тема включает ряд вопросов теории, на основе которой изучается табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, деление с остатком и особые случаи умножения и деления (с единицей и нулем).
К табличному умножению относятся случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения. Соответствующие этим примерам случаи деления тоже называют табличными.
К внетабличному умножению относят умножение и деление в пределах 100: двузначные числа на однозначные, умножение однозначных на двузначные, а также деление двузначных на двузначные, деление с остатком.
К особым случаям относят умножение и деление с числом 0, а также умножение и деление на 1.
Табличное умножение и деление изучается совместно, т.е. из каждого случая умножения получают соответствующие случаи деления.
Основа знания учащимися связи между компонентами и результатом действий. Табличные случаи умножения и деления с каждым числом изучаются примерно по одному плану.
1.Составляется таблица с первым постоянным множеством.
2.Составляется таблица со II постоянным множителем (или наоборот).
Составление таблиц ведется вместе с детьми. В первом случае
3 * 3 – 3 * 2 + 3 3 + 3 + 3
3 * 4 = 3 * 3 + 3 3 + 3 + 3 + 3
Обязательно! Связь второго множителя и значения произведения. На сколько каждый увеличивается.
Во II случае нет связи с предыдущим примером, но легче детям запомнить.
После составления первого столбика таблицы, начинающегося с одинаковых множителей, дети самостоятельно составляют второй столбик опираясь на переместительный закон умножения.
Далее дети составляют 2 столбика примеров с соответствующими случаями деления, опираясь на умножение. После чего проводится работа по заучиванию таблиц умножения и деления наизусть.
Таблица умножения двух
Осознание смысла действия умножения позволяет учащимся самостоятельно составить первую таблицу умножения двух.
Проблема в том, чтобы заполнить таблицу, довести ёе знание до автоматизма. В действующем учебнике математики это решается увеличением времени на усвоение первой составленной таблицы. Здесь необходимо помнить о сокращении порции для заучивания. Таблицу лучше разбить на «порции» и по 2-3 или 3-4 примера.
Как составлять таблицу? В истории методики формирования навыков табличного умножения имеют место различные подходы к решению этой задачи.
Так, действующая сейчас методика рекомендует составлять сначала таблицу по первому постоянному множителю: 2 * 2; 2 * 3; 2 * 4. В этом случае они осознают взаимосвязь примеров, записанных в таблице, и смысл самого действия умножения.
Но возможно начать работу и с составления таблицы по постоянному II множителю 2 * 2, 3 * 2, 4 * 2…В этом случае прием замены произведения суммой содержит меньшее число операций и навыки формируются быстрее. Усвоение таких случаев связано с формированием умения, которое затем переходит в навык применять переместительное свойство умножения.
Приемы запоминания таблицы умножения
-
счет двойками, тройками, пятерками;
-
последовательного сложения;
-
прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитание из предыдущего результата);
-
взаимосвязанной пары: 2*6 6*2 (перестановка множителей);
-
запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя;
-
«порции»;
-
запоминание случая в качестве опорного;
-
внешней опоры;
-
запоминание таблицы с конца;
-
пальцевый счет при запоминании таблицы умножения;
мнемонические приемы при заучивании таблицы умножения.
Приемы запоминания таблицы деления.
-
прием, связанный со смыслом деления;
-
прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления.
Работа по развитию математической речи:
-5 умножить на 3 равно 15 -15 разделить на 3 равно 5
-произведение чисел 5 и 3 равно 15 -частное чисел 15 и 3 равно 5
-I множитель 5; второй множитель -делимое 15 делитель 3,
3, произведение 15 частное 5
-трижды 5 _ 15 -15 уменьшаем в 3 раза = 15
-5 увеличиваем в 3 раза = 15
Упражнения:
-составление таблицы Пифагора
-повторение таблицы по порядку и вразбивку (мяч)
-карточки с примерами 7 * 8 обратная сторона (56)
-математическое домино
-отгадывание задуманного числа
-составление примеров на умножение и деление с тройками чисел 3, 7, 21; 86, 48.
3.2. Внетабличное умножение
Случаи внетабличного умножения и деления изучаются в следующем порядке:
-
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем.
-
Умножение двузначного числа на однозначное число и однозначного числа на двузначное.
-
Деление двузначного числа на однозначное число.
-
Деление двузначного числа на двузначное.
-
Проверка умножения и деления.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем
Решение таких примеров сводится к умножению и делению однозначных чисел, выражающих число десятков.
При умножении однозначного числа на двузначное используем переместительный закон умножения 4*20=20*4=80.
Деление двузначного числа (80) на двузначное (20) выполняется способом подбора частного на основе связи между компонентами деления.
80:20 – необходимо найти такое число, чтобы 20*х=80, подбираем 20*3=60 (мало), 20*4=80 (подходит), следовательно 80:20=4.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Эта тема не требует особых объяснений.
Подготовка:
-вычисление выражений вида (10+4)*3; (10+2)*8
-название компонентов сложения и умножения.
Знакомство:
Дети могут самостоятельно ознакомиться с этим приемом, опираясь на свойство а*(в+с) или работая по развернутой записи
12*3=(10+2)*3=10*3+2*3=30+6=36
Для слабых работа с наборным полотном и палочками.
23*4 – по 23 палочки взяли 4 раза.
Ученик берет 2 пучка и 3 отдельные палочки, повторяет это движение 4 раза. Вкладывает в наборное полотно.
20*4 3*4
80 + 12
Также при ознакомлении учащихся с этим приемом можно использовать опорную схему.
Алгоритм:
1.Умножаю десятки.
2.Умножаю единицы.
3.Складываю.
4.Читаю ответ.
Закрепление:
-сопоставление примеров вида 6*12; 12*6
-сравнение приемов умножения и деления 3*14=3*(10+4)=3*10+3*4=42
30+14=30*(10+4)=30+10+4=44
-работа с окошечками….
Деление двузначного числа на однозначное
Используется свойство (а+в)*с
Этот случай внетабличного деления усваивается детьми труднее, чем умножение двузначного на однозначное. При таком виде деления встречаются разные группы примеров:
1)46:2=(40+6):2=40:2+6:2=20+3=23 2)50:2=(40+10):2=40:2+10:2=20+5=25 3)72:6=(60+12):6=60:6+12:6=10+2=12 4)72:4=(40+32):4=40:4+32:4=10+8=18 5)96:4=(80+16):4=80:4+16:4=20+4=24 |
Уделить внимание разбору каждого вида примеров, указать на какие слагаемые заменяем делимое: в первом примере на разрядные, во всех остальных на удобные.
Подготовка:
-выделить круглые числа, делимые на 2, 3, 4 и т.д.
-представить разными способами числа в виде суммы 2 слагаемых, каждое из которых делится на число без остатка;
-решить пример разными способами (18+45):9
После подготовительной работы сначала рассматриваем примеры 1, 2 группы – они являются для детей легкими. Можно рассмотреть их на примере умножения двузначного числа на однозначное число.
Затем изучаем примеры 3 группы. Здесь детям предлагается самим решить пример при этом делимое заменить суммой слагаемых.
42:3 42:3=(30+12):3=30:3+12:3=10+4=14
42:3=(27+15):3=
42:3=(24+28):3=
Вывод:
Удобен первый способ, т.к. при делении удобных слагаемых получаем разрядные слагаемые частного.
Наиболее трудными примерами для детей считаются примеры 4 и 5 группы. Дети должны прийти к выводу, что делимое заменяем суммой удобных слагаемых, при этом первым удобным слагаемым надо выделять число, которое выражает наибольшее число десятков делимого на делитель; вычтя это число из делимого, найдем второе удобное слагаемое.
Опоры: прием деления двузначного числа на однозначное.
Деление двузначного числа на двузначное.
В этом случае при делении двузначного на двузначное используем способ подбора частного, который основан на связи между компонентами:
Можно предложить детям другой способ решения:
91:13
1.Смотрим на единицы (1 и 3)
2.Определяем, можно ли разделить 1 на 3
3.Подбираем двузначное число, заканчивающееся на 1 и делим на 3; 21:3=7
4.Пробуем 91:13=7
5.Проверяем: 13*7=(10+3)*7=70+21=91
Опора: Прием деления двузначного числа на двузначное число:
68 : 17=4 …. : ….=….
Проверка умножения и деления.
Дети достаточно хорошо знают, что умножение и деление – это взаимообразные действия. Здесь необходимо показать, что знание связи между умножением и делением могут быть использованы для проверки правильности выполнения вычислений.
Но: дети действуют механически:
85:5=5=:5+35:5=10+9=19 19*5=85
Надо учить детей тому, как найти возможный ответ, внимательно рассмотрев делимое и делитель. Необходимо обратиться ко второму способу «прикидке».
Например: 95:19 – нужно вспомнить табличные случаи
48:24 – сравнить единицы обоих чисел =”2”
87:29 – вспомнить когда Х*9=….7 – табличное значение.
Умножение проверяем действием деления.
Приемы для закрепления внетабличных случаев.
1.Противопоставление (выявляются существенные признаки различия в способах нахождения результатов): 23*4 и 23+4; 46:2 и 46+-2; 66:2 и 66:22.
2.Сопоставление (выделяются существенные признаки сходства):
46*2 и 46:2
Данные приемы облегчают усвоение детьми каждого нового алгоритма на основе уже хорошо знакомого, а фиксирование внимания на признаках различия предупреждает необоснованно широкий перенос имеющихся знаний на новые случаи.
3.Вооружение учеников знанием различных способов самопроверки и воспитание привычки к самоконтролю.
4.Дополнительная (в том числе и опережающая) работа с теми учениками, которые допускают (или могут допускать) ошибки в вычислениях.
Как свидетельствует наш опыт, эффективными являются также следующие методические приемы: