Конспект урока по «Математике»
2 класс
Тема: Таблица умножения и деления на 3
Используемые технологии:
• информационно-коммуникативные;
• технология сотрудничества;
• гуманно-личностные;
Автор: Кошелкина Татьяна Андреевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа №212 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Цели:
Составить таблицу умножения и деления на 3 и сформировать умение её применять при вычислении математических выражений и задач.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
• закрепление переместительного свойства умножения, взаимосвязи действий умножения и деления, порядка действий в выражениях без скобок;
• тренировка вычислительных навыков;
Познавательные:
• развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение);
• развитие памяти, внимания;
Коммуникативные:
развивать умение формулировать мысли;
вести диалог по теме урока;
Используемые технологии, методы и формы обучения:
• информационно-коммуникативные;
• развивающее обучение;
• технология сотрудничества (совместная деятельность, работа в парах);
• гуманно-личностные (создание ситуации успеха);
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности:
– Ребята, начинаем урок. Если вы знаете, о чем идет речь, хлопните в ладоши:
• переместительное свойство умножения;
• таблица умножения и деления на 2
• компоненты умножения;
• компоненты деления.
– Как много вы уже знаете! А сегодня узнаете еще больше. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1). – Рассмотрите числа, записанные на доске.
10, 12 , 14, …
19, 17, 15, …
– Что их объединяет? ( они двузначные)
– Найдите лишнее. Почему? (10 –круглое)
– Найдите закономерность каждой строки. Продолжите ряды в тетрадях на 2 числа.
-Какая закономерность установлена? (1 ряд-числа увеличиваются на 2, во 2 ряду –уменьшаются на 2)
– Проверим первый ряд. Как получили следующее число? (16, 18)
– Проверим второй ряд. Как получили следующее число? (13, 11)
– Чем первая строка отличается от второй? (1 строка – чётные, вторая – нечётные; первая строка – числа кратные 2)
–Давайте вспомним таблицу умножения на 2.
(пример с пропущенным вторым множителем) 2∙…=16 8∙2=16
2) Взаимосвязь умножения и деления
– Итак, на сколько нужно умножить 2, чтобы получить 16?(на 8)
– Какое свойство умножения использовали для записи 2ого примера? (переместительное)
– Назовите компоненты умножения. (Первый множитель, второй множитель, произведение)
– Какая операция обратна операции умножения? (деление)
– Как связаны между собой умножение и деление? (если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель)
– Назовите компоненты деления. (делимое, делитель, частное)
– Составьте равенства на деление с данными числами.
16:2=8 16:8=2
III. Выявление места и причины затруднения.
– А сейчас предлагаю поработать в парах. Действуйте по алгоритму:
1. внимательно рассмотрите выражение;
2. вспомни порядок действий в выражениях без скобок;
3. выполните действия по порядку;
4. запишите ответ и покажите, что вы закончили.
6∙2+2∙7
18:2-12:6
3∙8+27:3
- Значения каких выражений удалось вычислить легко?
– У кого вызвали затруднения решение какого-либо выражения?
– Почему? (Не знаем таблицу умножения и деления на 3)
Какова тема урока? ( таблица умножения и деления на 3)(фиксирую)
Таблица умножения и деления на 3
Какие цели поставим перед собой? Выберете из предложенных.
(Составить таблицу умножения и деления на 3 и научиться её использовать)(фиксирую)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как будем действовать для достижения цели?
V.Реализация построенного проекта.
- Что нужно уметь хорошо делать, чтобы быстро и правильно составить таблицу умножения на 3? (Считать тройками)
- Кто сможет это сделать? (Числовой луч)
Как вы думаете, с какого случая начнем составление таблицы умножения на 3? Обсудите (Ответы разные 3∙0, 3∙1, 3∙2)
Почему мы не будем начинать со случая 3∙0? (Знаем правило, при умножении любого числа на 0=0)
Почему не будем начинать со случая 3∙1? (Знаем правило, что при умножении любого числа на 1 получается тоже число)
Почему не начнём со случая 3∙2? (От перемены мест множителей произведение не изменяется)
– Значит начнём со случая 3∙3.
– Какая закономерность будет наблюдаться в результатах таблицы умножения на 3?(произведение увеличивается на 3)
– Откройте учебники на странице 106.Заполним 1 столбик .
– Прочитайте ответы.
Продолжим заполнение таблицы по строкам.
– Рассмотрите 1 и 2 столбики.
– Как изменяется произведение, если увеличивается один из множителей? (произведение увеличивается)
– Рассмотрите 3 столбик.
– Что происходит с частным, если делимое увеличивается, а делитель не меняется? (частное увеличивается)
VI. Физминутка
Я буду называть вам разные числа. Если вы услышите число, кратное 3 – приседайте, если нет – вставайте. 12, 10. 15, 18, 22 ,21, 25, 27.
– Что вам помогло безошибочно приседать и вставать? (Составленная таблица умножения)
VII. Первичное закрепление.
– Для чего нужно знать таблицу умножения на 3? (Что бы решать примеры, задачи)
– И, прежде всего мы вернемся к тому выражению, которое вызвало у нас затруднение.
– Давайте вместе найдем ответ, используя таблицу умножения и деления на 3.
(работа в паре)
– Продолжим находить значения выражений, выполняя задание № 2.
– С выражениями 1 строчки работаем вместе (1 ученик проговаривает)
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
А значения выражений 2ой строчки найдите самостоятельно. (Проверка по образцу)
– Что нам помогло успешно справиться с заданием?
(Знание таблицы умножения на 3, знание частных случаев умножения и деления чисел)
IX. Включение в систему знаний.
– Где мы можем применить таблицу умножения на 3? (В решении задач и примеров, уравнений, математических неравенств) с. 107 №10
– Прочитаем задачу (1 ученик)
– Что в задаче известно? (Было 52 конфеты, брал 6 дней по 3 конфеты)
– Что нужно узнать? (Сколько осталось)
– Дополните схему. Проверка по образцу.
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (не знаем сколько съел)
– Можем узнать? (Да)
– Как? (3∙6=18 (к.) съел)
– Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да)
– Как? (52-18=24 (к.) – осталось)
– Кто сможет записать решение задачи самостоятельно – поднимите руку. Приступайте к решению задачи в тетради.
– Кому нужна помощь? (Раздаю карточки с пояснением к действиям).
– В каком действии вы применили табличный случай на 3? (В 1)
X. Рефлексия
– Достигли мы цели нашего урока? (Да)
– Докажите. (Мы составили таблицу умножения и деления на 3 и научились её применять)
– Какие виды заданий мы выполняли, где пригодилось новое умение?
-Поставьте + на полях те, кому было просто и интересно составлять таблицу умножения и деления на 3.
-Поставьте + на полях те, кому было легко применять таблицу при вычислении выражений в учебнике.
-Поставьте + на полях те, кто не испытывал затруднений в применении новых знаний при решении задачи.
-Поставьте + на полях те, кто думает, что при решении уравнений сможет применить новые знания.
-Поднимите руки у кого есть четыре или три +.
Какую цель каждый из вас должен поставить перед собой? (выучить таблицу умножения на 3 наизусть)