Урок 1
Тип урока: ОНЗ.
Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное в столбик».
Цели урока:
1) формировать умение выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное;
2) повторить алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное, распределительное свойство умножения и его графическую модель; решение текстовых задач и уравнений;
3) тренировать вычислительные навыки (письменного умножения).
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель открывает высказывание: «Счет и вычисления – основа порядка в голове».
Поднимите руку те, кто согласен с этим высказыванием. Обоснуйте. ( )
С какими числами вы учились работать на предыдущих уроках? (С многозначными числами.)
Какие действия с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сложение и вычитание.)
Вы можете гордиться своими успехами в умении складывать и вычитать многозначные числа?( )
Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами? (Умножать и делить.)
Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем учиться чему-то новому, умножать или делить многозначные числа.)
Что значит учиться? (Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ.)
Как строится урок, когда вы узнаете новое? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем почему оно вызвало затруднение, поставим цель и сами построим способ…)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
1) Тренинг мыслительных операций
Один ученик записывает на доске, остальные на планшетах, затем запись уточняется.
(a + b) ∙ c = a ∙ c + b ∙ c
Вывешивается Д-3б с подобным заданием. Работа проводится аналогично. На доске появляется запись: (a + b + c) ∙ d = a ∙ d + b ∙ d + c ∙ d
Чем отличаются эти задачи? (В первой задаче прямоугольник разбит на две части, а во второй – на три.)
Как называется первое равенство? (Правило умножения суммы на число, или распределительное свойство умножения.)
Можно ли распространить это правило на сумму четырех слагаемых? (Из второго равенства следует, что да.)
Можно ли это распространить на сумму большего числа слагаемых? (Да, ведь прямоугольник можно разбить на большее число частей.)
2) Актуализация умения умножения трехзначного числа на однозначное.
(Все примеры на умножение, вторые множители одинаковые, а первые увеличиваются на 11.)
127 ∙ 7 =
116 ∙ 7 =
Какой пример будет иметь наибольшее произведение? И почему? (Последний пример, так как в этом примере самый большой первый множитель.)
Что будете использовать при решении эти примеры устно? (Распределительное свойство умножения.)
Какой способ умножения вы ещё знаете? (Умножение в столбик.)
Какой алгоритм вам поможет? (Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)
Вывешивается Д-5 и Д-6. Дети по одному решают примеры у доски с комментарием, остальные в тетрадях.
Что вы повторили? (Распределительное свойство умножения и алгоритм умножения в столбик.)
По плану урока, что я вам сейчас предложу? (Задание для пробного действия.)
Для чего? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.)
Задание для пробного действия.
5432 х 3
Учащиеся работают 1 минуту.
Стоп! Время закончилось.
Поднимите руки, кто не решил пример. (…)
В чём у вас затруднение? (Не смогли умножить четырехзначное число на однозначное число быстро.)
Поднимите руки, кто выполнил задание (…)
Запишите ваши результаты на доске.
Дети по несколько человек выходит к доске, и записывают ответы.
Как вы можете доказать, что задание выполнили правильно? (…)
В чём у вас затруднение? (Мы не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)
Что будете дальше делать? (Будем разбираться, почему мы не смогли выполнить задание.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было умножить четырехзначное число на однозначное число за 1минуту.)
Что вы использовали при выполнении задания? (Мы использовали распределительное свойство умножения, алгоритм умножения в столбик.)
Где возникло затруднение? (При использовании распределительного свойства не хватило времени, при использовании записи в столбик не смогли найти опору.)
Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма, эталона умножения четырехзначного числа на однозначное число в столбик.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель дальнейшей работы. (Составить алгоритм умножения четырехзначного числа на однозначное число в столбик)
- Ребята, а если я вам предложу для умножения пятизначное число или шестизначное, вы к каждому из них будите составлять новый алгоритм и новую опорную схему умножения на однозначное число? (Мы поняли, нам надо составить алгоритм и опорный сигнал для умножения многозначных чисел на однозначное число.
- Сформулируйте тему урока. («Умножение многозначного числа на однозначное число.»)
- Что вам может помочь при открытии нового? (Известный алгоритм умножения трехзначного на однозначное, распределительное свойство умножения.)
- Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)
- Тогда по какому плану вы будете действовать?
1) Определим, в каком месте, и каких шагов не хватает.
2) Уточним алгоритм.
План фиксируется на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Задание группам: 33627 ∙ 4
Группы, работая по плану, получают у себя на отдельных листах запись:
32627 ∙ 4 |
Не хватает шагов (где?) между 4 и 5 пунктом: 1) Умножить сотни и прибавить количество сотен, которые запоминали. 2) Записать сотни под сотнями, а тысячи (если они есть) записать в разряд тысяч. 3) Умножить тысячи и прибавить количество тысяч, которые запоминали. 4) Записать тысячи под тысячами, а десятки тысяч (если они есть) записать в разряд десятков тысяч. |
На доске отодвигаются вниз 5 и 6 пункт, освобождая место для дополнительных шагов.
Учитель подводит детей к тому, что нужна одна фраза, объединяющая все созданные ими добавленные шаги. В результате беседы формулируется: Д-8
Аналогично умножить все разряды многозначного числа.
Дети хором прочитывают все шаги алгоритма.
Преодолели ли вы затруднение? (Нет, мы ещё не проверили решение примера из пробного действия).
Решите пример по новому алгоритму… Какой ответ? (16296)
У кого другой ответ? (Таких нет.)
Молодцы. Вы справились с затруднением? (…)
Вы это сделали сами? (…)
Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новый алгоритм.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№333
Дети решают с выходом к доске с опорой на алгоритм последние примеры обеих строк.
Примеры предпоследние в строке дети решают, проговаривая друг другу в парах. Проверяют по подробному образцу.
Если вы выполнили задание правильно, поставьте «+», если неправильно – «?».
Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине?
Какой следующий этап вашей работы? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Для самостоятельной работы предлагается 57342 х 5
На выполнение задания отводится 2 минуты.
Проверьте ответ. 286710
У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон умножения многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в столбик.)
У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное число.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 335
Работа проводится фронтально.
Анализ ведется фронтально.
Один ребенок выходит к доске и решает. При решении задачи используется графическая модель.
Уравнения.
- Выберите и запишите уравнение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма.
х : 9 = 1739 315 : x = 105 256 х а = 768
х : 9 = 1739 х 1739
х = 1739 х 9 9
х = 15651 15651
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового вы сегодня узнали? (Как умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик.)
- Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)
- Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.)
- Чем вы пользовались при открытии нового? (Алгоритмом умножения двузначного на однозначное число.)
- Можно сказать, что вы учились? (Да.)
- Докажите. (Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, что не знаем и сами нашли способ.)
- Проанализируйте свою работу на уроке (…)
Высказывается несколько учеников.
- Оцените свою работу - выберите картинку и прикрепите ее на доску. (Р-4)
- Что посоветуете делать ребятам, которые повесили рисунки с облаком. (Не расстраиваться, а тренироваться.)
- Для тренировки предлагаю вам домашнее задание.
Домашнее задание:
проговорить новый алгоритм;
стр.
№ 337,334