Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. ‒ Заполните таблицы. а) | а | 17 | | 16 | б) | c | 64 | | 80 | b | | 4 | | k | | 6 | | a · b | 51 | 68 | 96 | c : k | 4 | 13 | 5 | – Закончите выводы: Чтобы найти неизвестный множитель, надо… Чтобы найти неизвестное делимое, надо… Чтобы найти неизвестный делитель, надо… | Выполняют задания устного счета. Заполняют таблицы. а) | а | 17 | 17 | 16 | б) | c | 64 | 78 | 80 | b | 3 | 4 | 6 | k | 16 | 6 | 16 | a · b | 51 | 68 | 96 | c : k | 4 | 13 | 5 | – Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. – Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. – Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное | Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице). Осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств). Выполнять анализ условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи) |
Задача | – Составьте задачу, используя данные: «Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче» | Решение: 170 : 17 = 10 (лет) |
Игра «Цепочка» | На доске: | Решение: |
II. Открытие нового знания, способа действия. Задание 15 (с. 59) | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Прочитайте задачу. Что известно? – Что требуется узнать? Решите задачу | Выполняют задания по учебнику, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Таблица: Решение: 1) 72 : 9 = 8 (р.) – цена альбома. | Выполнять преобразование модели с целью выявления общих законов математики. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
Задание 16 (с. 60) | – При умножении чисел в столбик записи можно сократить. Прочитайте в учебнике алгоритм-пример умножения 98 на 7. – Выполните умножение, рассуждая, как в примере 2 | Запись: |
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Задание 34 (с. 64) | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте задачу. Что известно? – Что требуется узнать? Решите задачу. – Сколько метров ткани пошло на каждое платье? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Запись: Решение: 1) 37 – 13 = 24 (м) – во втором отрезе. 2) 24 : 6 = 4 (м) – пошло на одно платье | Выполнять анализ условия текстовой задачи (восстановление условия по ри-сунку, схеме, краткой записи). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием |
Задание 35 (с. 64) | – Что больше: одна вторая часть от 10 см или одна пятая часть от 20 см? – На сколько больше? – Что больше: одна третья часть от 6 дм или одна вторая часть от 1 метра? – На сколько больше? | Запись: 10 см : 2 = 5 см 20 см : 5 = 4 см 5 см 4 см 5 см – 4 см = 1 см 6 дм : 3 = 2 дм 10 дм : 2 = 5 дм 2 дм 5 дм – 2 дм = 3 дм |
Задание 36 (с. 64) | – Выполните сравнение величин. – Какие знания помогли вам выполнить это задание? – Выполните взаимопроверку в парах | Учащиеся выполняют сравнение величин. 6 м 8 дм 6 м 4 дм 1 см 8 м = 80 дм 3 см 5 мм 2 см 5 мм 7 м 6 м 9 дм 36 см 3 см 6 мм 4 дм 39 см 4 см 7 мм |
IV. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как сократить запись умножения в столбик? – Оцените свои достижения на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |