СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение целого числа и обыкновенной дроби

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. С.К.Кыдыралиев, А.Б.Урдалетова, Г.М. Дайырбекова

Просмотр содержимого документа
«Умножение целого числа и обыкновенной дроби»

Умножение целого числа 5 класс и обыкновенной дроби Математика Урок 3 Учитель: Абдикаримова Г.О.

Умножение целого числа

5 класс

и обыкновенной дроби

Математика

Урок 3

Учитель:

Абдикаримова Г.О.

Повторение – мать учения.

Повторение – мать учения.

Задание Прочитай правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа. Дай определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа.

Задание

  • Прочитай правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа. Дай определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа.
 Проверка домашнего задания: № 402   Дано: Решение: Подала – 50с. 1) 50–2 ·19=50–38=12 (с)-сдача Купила – 2 ж. 1 ж. стоит – 19 с. 2) = = 2 Сдача - ? с.      Ответ: 12 сомов № 403 Дано: Решение:   Подала – 200с. 1) 200 :87=2 сока (26 с. –сдача) Купила на все деньги сок 1 с. стоит – 87 с. 2) = 2 Сдача - ? с.      Ответ: 26 сомов

Проверка домашнего задания:

№ 402

 

Дано: Решение:

Подала – 50с. 1) 50–2 ·19=50–38=12 (с)-сдача

Купила – 2 ж.

1 ж. стоит – 19 с. 2) = = 2

Сдача - ? с. Ответ: 12 сомов

№ 403

Дано: Решение:

 

Подала – 200с. 1) 200 :87=2 сока (26 с. –сдача)

Купила на все деньги сок

1 с. стоит – 87 с. 2) = 2

Сдача - ? с. Ответ: 26 сомов

6 кг Задача Дано: Две очень честные подруги купили Для того чтобы все было очень честно, они поделили каждую упаковку пополам. Сколько килограммов сахара досталось каждой? Решение: Каждая из подруг из каждой упаковки получила по полкилограмма сахара – всего 3 кг. Ответ – 3 кг – был, конечно, понятен с самого начала, а этот пример нам понадобился для того, чтобы проиллюстрировать правило умножения целого числа и обыкновенной дроби.

6 кг

Задача

Дано:

Две очень честные подруги купили

Для того чтобы все было очень честно, они поделили каждую упаковку пополам. Сколько килограммов сахара досталось каждой?

Решение:

Каждая из подруг из каждой упаковки получила по полкилограмма сахара – всего 3 кг. Ответ – 3 кг – был, конечно, понятен с самого начала, а этот пример нам понадобился для того, чтобы проиллюстрировать правило умножения целого числа и обыкновенной дроби.

Правило 1: Умножение целого числа и обыкновенной дроби    Чтобы умножить целое число на обыкновенную дробь (или обыкновенную дробь на целое число), надо это число умножить на числитель, а знаменатель оставить без изменения:   или  где с  – целое число, - обыкновенная дробь.   ; a · c a c ·   · c = b b 8 3 4 ·2 4 · 6 ·  =  3;      = = 2 = 1 5 5 5 5

Правило 1: Умножение целого числа и обыкновенной дроби

 

  • Чтобы умножить целое число на обыкновенную дробь (или обыкновенную дробь на целое число), надо это число умножить на числитель, а знаменатель оставить без изменения:

или

где с – целое число, - обыкновенная дробь.

;

a · c

a

c ·

 

·

c

=

b

b

8

3

4 ·2

4

·

6 · = 3;

 

 

=

=

2

=

1

5

5

5

5

Правило 2: Умножение обыкновенных дробей  Чтобы умножить дробь на дробь , надо найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем:  c a a · c · = d b · d b 4 · 2 8 4 2 · = = 5 · 3 3 15 5

Правило 2: Умножение обыкновенных дробей

  • Чтобы умножить дробь на дробь , надо найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем:

c

a

a · c

·

=

d

b · d

b

4 · 2

8

4

2

·

=

=

5 · 3

3

15

5

Правило 3: Умножение смешанных чисел Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел , надо их записать в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей: 1·2   Запомните! Чтобы смешанное число записать в виде неправильной дроби, надо целую часть умножить на знаменатель дробной части, к полученному числу прибавить числитель дробной части и записать эту сумму в числитель, а знаменатель дробной части оставить без изменений.

Правило 3: Умножение смешанных чисел

Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел , надо их записать в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей:

1·2

 

Запомните!

Чтобы смешанное число записать в виде неправильной дроби, надо целую часть умножить на знаменатель дробной части, к полученному числу прибавить числитель дробной части и записать эту сумму в числитель, а знаменатель дробной части оставить без изменений.

№ 404 а ) 16 ·   b )    c )    d ) 100 ·   e ) 5 ·   f )   

404

а ) 16 ·

 

b )

 

c )

 

d ) 100 ·

 

e ) 5 ·

 

f )

 

Физминутка: Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись.  Ну-ка плечи распрямите,  Поднимите, опустите.   Вправо, влево повернитесь,   Рук коленями коснитесь.    Сели, встали, сели, встали,    И на месте побежали.

Физминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

знаменатель целая часть числитель целая часть знаменатель числитель Повторим и запомним: Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: Разделить с остатком числитель на знаменатель; Неполное частное будет целой частью; Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель – знаменатель дробной части. 154 11 11  14  44  44  0 140  27 135  5  5   =14   Значит:

знаменатель

целая часть

числитель

целая часть

знаменатель

числитель

Повторим и запомним:

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:

  • Разделить с остатком числитель на знаменатель;
  • Неполное частное будет целой частью;
  • Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

154 11

11 14

44

44

0

140 27

135 5

5

 

=14

 

Значит:

Выполните умножение дробей   а) b) c) d) e) f)

Выполните умножение дробей

а)

b)

c)

d)

e)

f)

Проверим ответы: а) b) c) d) e) f)

Проверим ответы:

а)

b)

c)

d)

e)

f)

Умножение со смешанными числами    а) b) c)

Умножение со смешанными числами

а)

b)

c)

Проверим ответы:   а) b) c)

Проверим ответы:

а)

b)

c)

Домашняя работа: № 405 стр 160 и решите следующие задачи

Домашняя работа:

405 стр 160

и решите следующие задачи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!