Умножение целого числа
5 класс
и обыкновенной дроби
Математика
Урок 3
Учитель:
Абдикаримова Г.О.
Повторение – мать учения.
Задание
- Прочитай правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа. Дай определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа.
Проверка домашнего задания:
№ 402
Дано: Решение:
Подала – 50с. 1) 50–2 ·19=50–38=12 (с)-сдача
Купила – 2 ж.
1 ж. стоит – 19 с. 2) = = 2
Сдача - ? с. Ответ: 12 сомов
№ 403
Дано: Решение:
Подала – 200с. 1) 200 :87=2 сока (26 с. –сдача)
Купила на все деньги сок
1 с. стоит – 87 с. 2) = 2
Сдача - ? с. Ответ: 26 сомов
6 кг
Задача
Дано:
Две очень честные подруги купили
Для того чтобы все было очень честно, они поделили каждую упаковку пополам. Сколько килограммов сахара досталось каждой?
Решение:
Каждая из подруг из каждой упаковки получила по полкилограмма сахара – всего 3 кг. Ответ – 3 кг – был, конечно, понятен с самого начала, а этот пример нам понадобился для того, чтобы проиллюстрировать правило умножения целого числа и обыкновенной дроби.
Правило 1: Умножение целого числа и обыкновенной дроби
- Чтобы умножить целое число на обыкновенную дробь (или обыкновенную дробь на целое число), надо это число умножить на числитель, а знаменатель оставить без изменения:
или
где с – целое число, - обыкновенная дробь.
;
a · c
a
c ·
·
c
=
b
b
8
3
4 ·2
4
·
6 · = 3;
=
=
2
=
1
5
5
5
5
Правило 2: Умножение обыкновенных дробей
- Чтобы умножить дробь на дробь , надо найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем:
c
a
a · c
·
=
d
b · d
b
4 · 2
8
4
2
·
=
=
5 · 3
3
15
5
Правило 3: Умножение смешанных чисел
Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел , надо их записать в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей:
1·2
Запомните!
Чтобы смешанное число записать в виде неправильной дроби, надо целую часть умножить на знаменатель дробной части, к полученному числу прибавить числитель дробной части и записать эту сумму в числитель, а знаменатель дробной части оставить без изменений.
№ 404
а ) 16 ·
b )
c )
d ) 100 ·
e ) 5 ·
f )
Физминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
знаменатель
целая часть
числитель
целая часть
знаменатель
числитель
Повторим и запомним:
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:
- Разделить с остатком числитель на знаменатель;
- Неполное частное будет целой частью;
- Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель – знаменатель дробной части.
154 11
11 14
44
44
0
140 27
135 5
5
=14
Значит:
Выполните умножение дробей
а)
b)
c)
d)
e)
f)
Проверим ответы:
а)
b)
c)
d)
e)
f)
Умножение со смешанными числами
а)
b)
c)
Проверим ответы:
а)
b)
c)
Домашняя работа:
№ 405 стр 160
и решите следующие задачи