СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умственное воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

О задачах умственного воспитания, некоторых ошибках и всестороннем развитии личности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Умственное воспитание дошкольников»

Умственное воспитание дошкольника


Задачи умственного воспитания понимают порой упрощённо, стараясь дать дошкольнику как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способы познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

В режиме дня малыша нельзя выделить особую графу – «умственное воспитание». Оно осуществляется в любой деятельности: когда ребёнок играет, когда занят посильным трудом, когда с помощью взрослых знакомится с новыми предметами и явлениями.

Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребёнка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».

Ребёнок растёт, вступает во всё более сложные взаимоотношения с окружающими людьми. У него появляются новые потребности, внимание привлекают новые свойства вещей, которых ранее ребёнок не замечал. Новое знание ребёнка о мире может возникнуть лишь на основе новых форм мыслительной деятельности.

Ведущее значение в развитии мышления имеет его практическая деятельность. Процесс наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве, неразрывно связан с практической деятельностью, протекает во взаимодействии с ней. Наглядно-действенное мышление – исходный пункт интеллектуального развития.

Затем получает развитие и преобладает новая, более сложная форма мышления – наглядно-образная. С её помощью решение ряда задач осуществляется ребёнком в уме, без участия практических действий. Он оперирует лишь образами.

Способность к мышлению в образах вначале выступает как оперирование представлениями о конкретных предметах и их свойствах. Но и в таком виде образное мышление даёт ребёнку возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Мышление теряет свою неразрывную связь с практическими действиями и непосредственным восприятием ситуации.

Способность к оперированию представлениями, не только результат усвоения новых знаний и умений. Этому способствует психическое развитие – овладение предметными действиями, речью, усложнение игр, подражание… Много значат занятия изобразительной деятельностью, конструированием, трудом в природе. У детей складывается способность представлять себе будущий результат своих действий (постройку, рисунок, поделку…). Развивается способность планировать свои действия, начиная с замысла и кончая его осуществлением.

Руководя умственным воспитанием, родителям обязательно нужно следовать возрастным особенностям ребёнка. У дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, а не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Переход к этим формам будет тем успешнее, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребёнка.

Темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты, допущенные в умственном воспитании в период дошкольного детства, трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.