Просмотр содержимого документа
«Умственное воспитание дошкольников»
Умственное воспитание дошкольника
Задачи умственного воспитания понимают порой упрощённо, стараясь дать дошкольнику как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребёнка общие способы познавательной деятельности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
В режиме дня малыша нельзя выделить особую графу – «умственное воспитание». Оно осуществляется в любой деятельности: когда ребёнок играет, когда занят посильным трудом, когда с помощью взрослых знакомится с новыми предметами и явлениями.
Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребёнка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».
Ребёнок растёт, вступает во всё более сложные взаимоотношения с окружающими людьми. У него появляются новые потребности, внимание привлекают новые свойства вещей, которых ранее ребёнок не замечал. Новое знание ребёнка о мире может возникнуть лишь на основе новых форм мыслительной деятельности.
Ведущее значение в развитии мышления имеет его практическая деятельность. Процесс наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве, неразрывно связан с практической деятельностью, протекает во взаимодействии с ней. Наглядно-действенное мышление – исходный пункт интеллектуального развития.
Затем получает развитие и преобладает новая, более сложная форма мышления – наглядно-образная. С её помощью решение ряда задач осуществляется ребёнком в уме, без участия практических действий. Он оперирует лишь образами.
Способность к мышлению в образах вначале выступает как оперирование представлениями о конкретных предметах и их свойствах. Но и в таком виде образное мышление даёт ребёнку возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Мышление теряет свою неразрывную связь с практическими действиями и непосредственным восприятием ситуации.
Способность к оперированию представлениями, не только результат усвоения новых знаний и умений. Этому способствует психическое развитие – овладение предметными действиями, речью, усложнение игр, подражание… Много значат занятия изобразительной деятельностью, конструированием, трудом в природе. У детей складывается способность представлять себе будущий результат своих действий (постройку, рисунок, поделку…). Развивается способность планировать свои действия, начиная с замысла и кончая его осуществлением.
Руководя умственным воспитанием, родителям обязательно нужно следовать возрастным особенностям ребёнка. У дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, а не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Переход к этим формам будет тем успешнее, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребёнка.
Темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты, допущенные в умственном воспитании в период дошкольного детства, трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.