СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кратко про УУД.

Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия.»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Никифорова Е.Н.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Никифорова Е.Н.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  – ЭТО ДЕЙСТВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОСНОВУ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ.  ЛОГИКА РАЗВИТИЯ УУД СТРОИТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:    ДЕЙСТВИЕ МЫСЛЬ.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЭТО ДЕЙСТВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОСНОВУ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ УУД

СТРОИТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:

ДЕЙСТВИЕ МЫСЛЬ.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ    ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕГУЛЯТИВНЫЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  КОММУНИКАТИВНЫЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • ЛИЧНОСТНЫЕ
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ   Личностные УУД   - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Личностные УУД

- система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ УУД :   участие в проектах;  подведение итогов урока;  творческие задания;  мысленное воспроизведение ситуации, картины;  самооценка события, происшествия;  дневники достижений.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ УУД :

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • мысленное воспроизведение ситуации, картины;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Задача Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый  Синий  Красный)   Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задача

Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый  Синий  Красный)

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

 Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40 %, на полдник 10 %, на ужин 15 %. Найдите количество калорий на каждый прём пищи школьника. Знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Задание:

Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40 %, на полдник 10 %, на ужин 15 %. Найдите количество калорий на каждый прём пищи школьника.

Знакомство с рациональным режимом

питания, формирование навыков

здорового питания.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задание:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ    Результаты формирования личностных УУД уровень развития морального сознания присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Результаты формирования личностных УУД

  • уровень развития морального сознания
  • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
  • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Регулятивные УУД   – отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Регулятивные УУД

отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства,

контроль, оценка).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД :   «преднамереннные ошибки»  поиск информации в предложенных источниках;  самоконтроль и взаимоконтроль;  взаимный диктант;  диспут;  заучивание материала наизусть в классе.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД :

  • «преднамереннные ошибки»
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • самоконтроль и взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  ПРИМЕР Тема «Единицы измерения площадей».  Исключите лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см² Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения.   Формирование целевых установок  учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРИМЕР

Тема «Единицы измерения площадей».

Исключите лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см²

Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения.

Формирование целевых установок

учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых

операций (алгоритм действий).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Задание: Найдите ошибку, которая допущена при решении уравнения: Анализ хода решения уравнения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задание:

Найдите ошибку, которая допущена при решении уравнения:

Анализ хода решения уравнения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Результаты формирования регулятивных УУД выбирать средства для своего поведения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки начинать и заканчивать свои действия  в нужный момент

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Результаты формирования регулятивных УУД

  • выбирать средства для своего поведения
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
  • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
  • начинать и заканчивать свои действия

в нужный момент

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Познавательные УУД

это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД :  «найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД :

  • «найди отличия»;
  • «поиск лишнего»;
  • «лабиринты»
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами, графиками;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Задание: Найди выражения, значения которых равны (128+57)·36; 43·25+62·25; (1355-955)·68; (43+62) ·25; 1355·68-955·68; 128·36+57·36. Объясни, как ты их искал. а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства; в) сравни свою запись с такой:  (a+b)  ·  c = a  ·  c + b  ·  c . Сделай вывод  Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задание:

Найди выражения, значения которых равны (128+57)·36; 43·25+62·25; (1355-955)·68;

(43+62) ·25; 1355·68-955·68; 128·36+57·36.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой:

(a+b) · c = a · c + b · c . Сделай вывод

Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Результаты формирования познавательных УУД выделять тип задач и способы их решения осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации владеть общим приемом решения задач создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Результаты формирования познавательных УУД

  • выделять тип задач и способы их решения
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
  • различать обоснованные и необоснованные суждения,
  • обосновывать этапы решения учебной задачи,
  • производить анализ и преобразование информации
  • владеть общим приемом решения задач
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
  • осуществлять выбор наиболее

эффективного способа решения задачи

исходя из конкретных условий

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Коммуникативные УУД

способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :   составить задание партнеру;  оценка работы товарища  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»  парный опрос;

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :

  • составить задание партнеру;
  • оценка работы товарища
  • групповая работа по выполнению заданий;
  • «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»
  • парный опрос;
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  ПРИМЕР: Групповая работа – класс делится на группы по 3-4 человека. Задание – составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают. Работа, какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы. Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРИМЕР:

Групповая работа – класс делится на группы по 3-4 человека. Задание – составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают. Работа, какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Запишите следующие дроби в виде десятичных дробей               1в 2в 4 7 1,4 2,7 2 1 10 10 23 32 0,023 0,032 1000 1000 1 4 5,04 7,01 5 7 100 100 63 36 0,36 0,63 100 100 54 45 8 9,0045 8,0054 9 10000 10000

Запишите следующие дроби в виде десятичных дробей      

       

4

7

1,4

2,7

2

1

10

10

23

32

0,023

0,032

1000

1000

1

4

5,04

7,01

5

7

100

100

63

36

0,36

0,63

100

100

54

45

8

9,0045

8,0054

9

10000

10000

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Результаты формирования коммуникативных УУД  желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!») знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Результаты формирования коммуникативных УУД

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕМА:  Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. ЦЕЛЬ : формировать навыки сложения и вычитания с одинаковыми дробями, тренировать способность к его практическому использованию.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ТЕМА:

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

ЦЕЛЬ :

формировать навыки сложения и вычитания

с одинаковыми дробями, тренировать способность к его практическому использованию.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : Личностные УУД : формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний. Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Познавательные УДД : формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач. Коммуникативные УУД : воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Личностные УУД : формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные УДД : формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные УУД : воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

  Самооценка № 1 Утверждение Да Все задания в работе показались мне лёгкими. 2 Нет Все задания в работе показались мне трудными. 3 В работе были и лёгкие, и трудные задания. 4 Я легко справился со всеми заданиями. 5 Некоторые задания вызвали у меня затруднения. 6 7 Я выполнил все задания правильно. Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно.

Самооценка

1

Утверждение

Да

Все задания в работе показались мне лёгкими.

2

Нет

Все задания в работе показались мне трудными.

3

В работе были и лёгкие, и трудные задания.

4

Я легко справился со всеми заданиями.

5

Некоторые задания вызвали у меня затруднения.

6

7

Я выполнил все задания правильно.

Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно.

Фразы из рефлексивного экрана:   У меня получилось… Я научился… Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я…

Фразы из рефлексивного экрана:

  • У меня получилось…
  • Я научился…
  • Сегодня на уроке я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • За урок я…
Фразы из рефлексивного экрана:   Сегодня я узнал… Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился… Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным…

Фразы из рефлексивного экрана:

  • Сегодня я узнал…
  • Я выполнял задания…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!