Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Никифорова Е.Н.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
– ЭТО ДЕЙСТВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОСНОВУ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ.
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ УУД
СТРОИТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:
ДЕЙСТВИЕ МЫСЛЬ.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- ЛИЧНОСТНЫЕ
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные УУД
- система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ УУД :
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- мысленное воспроизведение ситуации, картины;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Задача
Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый Синий Красный)
Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40 %, на полдник 10 %, на ужин 15 %. Найдите количество калорий на каждый прём пищи школьника.
Знакомство с рациональным режимом
питания, формирование навыков
здорового питания.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Задание:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Результаты формирования личностных УУД
- уровень развития морального сознания
- присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
- полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Регулятивные УУД
– отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства,
контроль, оценка).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД :
- «преднамереннные ошибки»
- поиск информации в предложенных источниках;
- самоконтроль и взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПРИМЕР
Тема «Единицы измерения площадей».
Исключите лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см²
Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения.
Формирование целевых установок
учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых
операций (алгоритм действий).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Задание:
Найдите ошибку, которая допущена при решении уравнения:
Анализ хода решения уравнения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Результаты формирования регулятивных УУД
- выбирать средства для своего поведения
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
- планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
- начинать и заканчивать свои действия
в нужный момент
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные УУД
– это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД :
- «найди отличия»;
- «поиск лишнего»;
- «лабиринты»
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами, графиками;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Задание:
Найди выражения, значения которых равны (128+57)·36; 43·25+62·25; (1355-955)·68;
(43+62) ·25; 1355·68-955·68; 128·36+57·36.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой:
(a+b) · c = a · c + b · c . Сделай вывод
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Результаты формирования познавательных УУД
- выделять тип задач и способы их решения
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
- различать обоснованные и необоснованные суждения,
- обосновывать этапы решения учебной задачи,
- производить анализ и преобразование информации
- владеть общим приемом решения задач
- создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
- осуществлять выбор наиболее
эффективного способа решения задачи
исходя из конкретных условий
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникативные УУД
– способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :
- составить задание партнеру;
- оценка работы товарища
- групповая работа по выполнению заданий;
- «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»
- парный опрос;
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПРИМЕР:
Групповая работа – класс делится на группы по 3-4 человека. Задание – составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают. Работа, какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Запишите следующие дроби в виде десятичных дробей
1в
2в
4
7
1,4
2,7
2
1
10
10
23
32
0,023
0,032
1000
1000
1
4
5,04
7,01
5
7
100
100
63
36
0,36
0,63
100
100
54
45
8
9,0045
8,0054
9
10000
10000
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Результаты формирования коммуникативных УУД
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ТЕМА:
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
ЦЕЛЬ :
формировать навыки сложения и вычитания
с одинаковыми дробями, тренировать способность к его практическому использованию.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Личностные УУД : формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Познавательные УДД : формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД : воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Самооценка
№
1
Утверждение
Да
Все задания в работе показались мне лёгкими.
2
Нет
Все задания в работе показались мне трудными.
3
В работе были и лёгкие, и трудные задания.
4
Я легко справился со всеми заданиями.
5
Некоторые задания вызвали у меня затруднения.
6
7
Я выполнил все задания правильно.
Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно.
Фразы из рефлексивного экрана:
- У меня получилось…
- Я научился…
- Сегодня на уроке я смог…
- Урок дал мне для жизни…
- За урок я…
Фразы из рефлексивного экрана:
- Сегодня я узнал…
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
Спасибо за внимание!