СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия

Нажмите, чтобы узнать подробности

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия»

У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ

У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ

Цели образования XXI века:     уметь жить;   уметь работать;   уметь жить вместе;   уметь учиться

Цели образования XXI века:

  • уметь жить;

  • уметь работать;

  • уметь жить вместе;

  • уметь учиться

Основное противоречие современной системы образования Стреми- тельные темпы роста знаний Ограниченные возможности усвоения этих знаний человеком

Основное противоречие современной системы образования

Стреми-

тельные

темпы

роста

знаний

Ограниченные

возможности

усвоения этих

знаний

человеком

Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) Система общеучебных умений Личностные  (2004 г.) Нравственно-оценочные в рамках нового стандарта Регулятивные  Организационные Познавательные Интеллектуальные Коммуникативные Коммуникативные

Система личностных результатов

и универсальных учебных действий (УУД)

Система общеучебных умений

Личностные

(2004 г.)

Нравственно-оценочные

в рамках нового стандарта

Регулятивные

Организационные

Познавательные

Интеллектуальные

Коммуникативные

Коммуникативные

Понятие УУД умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта   совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность      УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.  Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. 5

Понятие УУД

умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

совокупность действий

учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

5

В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса  5

В чем заключается задача школы?

  • Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса

5

Сформировать УУД – значит:   5 1

Сформировать УУД – значит:

5

1

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Формирование любых умений и действий (в т.ч. УУД) проходит через этапы: Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). 1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация . 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять. 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. 5

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Формирование любых умений и действий (в т.ч. УУД) проходит через этапы:

Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).

  • 1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация .
  • 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
  • 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
  • 4. Контроль.

5

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРЕДПОЛАГАЕТ: Этапы могут быть определены и иначе выявление и освоение учащимися способа действия Какой этап первый? выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний формирования умения контролировать свои действия наличие у детей познавательного мотива включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРЕДПОЛАГАЕТ:

Этапы могут быть определены и иначе

выявление и освоение учащимися способа действия

Какой этап первый?

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний

формирования умения контролировать свои действия

наличие у детей познавательного мотива

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.   

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.  

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Личностные  Регулятивные  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем Познавательные Коммуникативные  обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

  • Личностные

  • Регулятивные

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем

  • Познавательные
  • Коммуникативные

обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Целеполагание Регулятивные универсальные учебные действия Планирование Прогнозирование Волевая саморегуляция Контроль Оценка Коррекция

Целеполагание

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

Планирование

Прогнозирование

Волевая

саморегуляция

Контроль

Оценка

Коррекция

  -Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что неизвестно Умение принимать учебную задачу означает умение ребенка выделить в задании главный вопрос-проблему и опираться при его решении не на наличную ситуацию, а на те логико-смысловые отношения, которые отражены в условии задачи.

  -Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что неизвестно

  • Умение принимать учебную задачу означает умение ребенка выделить в задании главный вопрос-проблему и опираться при его решении не на наличную ситуацию, а на те логико-смысловые отношения, которые отражены в условии задачи.
Как конкретно проявляется неумение выделять учебную задачу? По русскому языку ученик читает в учебнике: “Спишите упражнение, вставьте пропущенные буквы (ь)”.  Это конкретное задание. Учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился различать части речи и четко усвоить, что (ь) пишется всегда в существительных женского рода после ж, ш, ч и в глаголах второго лица единственного числа.

Как конкретно проявляется неумение выделять учебную задачу?

  • По русскому языку ученик читает в учебнике: “Спишите упражнение, вставьте пропущенные буквы (ь)”.
  • Это конкретное задание.
  • Учебная задача заключается в том, чтобы ученик научился различать части речи и четко усвоить, что (ь) пишется всегда в существительных женского рода после ж, ш, ч и в глаголах второго лица единственного числа.
Чтобы научить выделять учебную задачу , учителю необходимо на своих уроках ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:   Зачем нужно такое упражнение? Что ты осваиваешь, когда его делаешь? Какие слова взяты в скобки и почему? Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием? Приведи свои примеры.

Чтобы научить выделять учебную задачу , учителю необходимо на своих уроках ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:

  • Зачем нужно такое упражнение?
  • Что ты осваиваешь, когда его делаешь?
  • Какие слова взяты в скобки и почему?
  • Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием?
  • Приведи свои примеры.
 Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Планирование

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

 Прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Прогнозирование

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

 Контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Контроль

- в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Игра «Лесенка»   Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.  

Игра «Лесенка»

  • Каждой паре детей дается одна карточка с примерами.
  • Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан.
  • Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

 

 Оценка   - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Оценка

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

 Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?   завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результат своей деятельности, сравнивать себя с другими низкая самооценка скрывает два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий

Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?

  • завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результат своей деятельности, сравнивать себя с другими
  • низкая самооценка скрывает два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)  Какова была цель задания? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

  • Какова была цель задания?
  • Удалось получить результат (решение, ответ)?
  • Правильно или с ошибкой?
  • Самостоятельно или с чьей-то помощью?
 Саморегуляция   - как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

Саморегуляция

- как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

Попутного ветра в освоении программы универсальных учебных действий!

Попутного ветра в освоении программы универсальных учебных действий!

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Познавательные

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Познавательные
 Познавательные УУД   общеучебные логические Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания из различных источников и разными способами. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)  Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет, диски). Пользоваться разными видами чтения. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата или создания нового продукта. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, абстрактные понятия.  Записывать выводы в виде правил «если…, то…

Познавательные УУД

общеучебные

логические

  • Ориентироваться в своей системе знаний.
  • Добывать новые знания из различных источников и разными способами.
  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
  • Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет, диски).
  • Пользоваться разными видами чтения.
  • Перерабатывать информацию для получения необходимого результата или создания нового продукта.
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, абстрактные понятия.
  • Записывать выводы в виде правил «если…, то…".
  • Использовать информацию в проектной деятельности, преобразовывая её из одной формы в другую (таблицы, сложный план, сжатый или развёрнутый вид содержания).
Педагогические технологии  развивающего и проблемного обучения оценивания образовательных продуктивного чтения  достижений личностно- ориентированное обучение творческая  мастерская

Педагогические технологии

развивающего и проблемного обучения

оценивания образовательных

продуктивного чтения

достижений

личностно-

ориентированное

обучение

творческая

мастерская

Бунеева, Вахрушев, Чиндилова: Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы 1-4 классы

Бунеева, Вахрушев, Чиндилова: Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы

1-4 классы

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Личностные

 Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

 ВЫВОДЫ Конечной целью обучения является формирование способов действия. Способы действия могут быть сформированы только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. Задача учителя не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.

ВЫВОДЫ

Конечной целью обучения является формирование способов действия.

Способы действия могут быть сформированы только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.

Задача учителя не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!