СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Университет педагогических знаний для родителей «Семья и ответственность: роль родителей в формировании физического, духовного, психического здоровья ребенка»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Университет педагогических знаний для родителей «Семья и ответственность: роль родителей в формировании физического, духовного, психического здоровья ребенка»»

Университет педагогических знаний для родителей

«Семья и ответственность: роль родителей в формировании физического, духовного, психического здоровья ребенка»

Слайд 1

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на занятии университета педагогических знаний. Тема: «Семья и ответственность: роль родителей в формировании физического, духовного, психического здоровья ребенка» выбрана не случайно, ведь от нас взрослых зависит создание благоприятных условий для развития полноценной личности.

Если основываться на определении Всемирной организации здравоохранения, то они выделяют три составляющих здоровья:

1. Физическое здоровье, которое можно и нужно поддерживать здоровым питанием, спортом и экологичной средой.

2. Духовное здоровье - благополучие и комфортное гармоничное восприятие себя и мира вокруг

3. Психологическое здоровье – способность общаться с другими без конфликтов, брать ответственность за себя и общество, в котором мы живем, работать, ощущать полноту жизни.

Современная статистика свидетельствует, во-первых об ухудшении физического здоровья детей: резкий рост хронических заболеваний, ожирение, снижение зрения. Во-вторых, доступность информации из сети Интернет, чрезмерное времяпрепровождение в социальных сетях, увлечение компьютерными играми привели к тому, что дети становятся озлобленными, безучастными к существующим проблемам. Наблюдается в поведении детей неустойчивое эмоциональное состояние, сниженная или завышенная самооценка. И как следствие выше сказанного увеличение правонарушений среди детей и подростков. Это стало проблемой каждого из нас отдельно и общества в целом.

Семья как социальный институт выполняет определенные общественные потребности, и поэтому те качества, которые мы прививаем нашим детям, будут характеризовать наше будущее общество. С другой стороны, семья – это главное в жизни каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и здоровья.

Именно в такой семье можно сформировать ребенка физически развитым, с высокими духовно-нравственными ценностями, с правилиным восприятием мира.

Слайд 2

«Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не на вечно, его нужно беречь. И во многом оно зависит от самого человека, от его образа жизни, условий труда, питания и привычек», так считал выдающийся русский ученый Иван Петрович Павлов.

И действительно, здоровье это не только правильное функционирование организма, но и психическое благополучие человека.

Слайд

……………………………………….

4. Роль родителей в формировании физического здоровья (нач школа)

Выработка практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка –это знания о физиологии человека, принципов правильного питания, методах восстановления организма, закаливании, личной гигиене, правильном чередовании активного и пассивного отдыха помогают родителям вырастить физически здорового ребенка. Поговорим о составляющих физического здоровья.

Правильно организованный режим школьника, соответствующий возрастным особенностям ребёнка, позволяет сохранить высокий уровень работоспособности. Смена видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, занятия спортом обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. 

Рациональное питание – залог здоровья. Вещества, поступающие в организм с пищей, влияют на душевное состояние, эмоции и физическое здоровье школьника. От качества питания во многом зависит его активность или пассивность, жизнерадостность или подавленность. Правильное питание, обеспечивает деятельность всего организма и, таким образом, является непременным условием гармоничного развития и высокой работоспособности. Неправильное питание значительно снижает защитные силы организма ребенка, нарушает процессы обмена веществ, может способствовать возникновению многих заболеваний, в том числе и инфекционного происхождения.

Соблюдение правил личной гигиены также способствует сохранению и укреплению здоровья. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктованы и нормами человеческих отношений. Нарушение требований личной гигиены может негативно сказаться на здоровье не только одного ученика, но и больших групп детей.

Не стоит забывать и о правильно организованной двигательной активности ребенка, которая обеспечивает успешное физическое развитие. Это и утренняя зарядка, занятия спортом, закаливание, подвижные игры, которые улучшает навыки мышления, способствует здоровому росту подрастающей личности.

/видео обращение учителя физической культуры/


Разрушительное воздействие на растущий организм могут оказать вредные привычки. Поэтому задача родителей регулярно разъяснять своему ребенку какую опасность могут нанести курение, алкоголь, употребление наркотиков на его здоровье. А самое главное самому быть положительным примером.

Важно, чтобы ребенок осознал, что здоровье - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за ее сохранение.


В настоящий период времени наблюдается рост заболевания детей вирусными инфекциями. Предлагаем вашему вниманию обращение нашего медицинского работника Мелентьевой Галины Васильевны.

4.2 Видеообращение врача

5. А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о роли ответственности родителей в духовно-нравственном здоровье ребенка.

Все мы согласимся, что семья – это место духовного рождения и становления человека. Многообразие отношений между её членами, непосредственность чувств, которые они питают друг другу, живая реакция на малейшие детали поведения – всё это создаёт благоприятную атмосферу для эмоционального и нравственного формирования личности ребенка.

Отношения в семье следует выстраивать доброжелательными: побуждающими ребенка оказывать помощь близким, уважительного отношения к взрослым, заботливого участия к младшим. Для успешного воспитания важны: любовь к ребенку, забота, ласка. Если мы, например, плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей. Давняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем? » - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…».

Дети не терпят резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, обман, подозрительность родителей. Любые разногласия в семье отражаются негативно на самочувствии , настроении детей, их желании строить взаимоотношения с окружающими. Не бывает семей без проблем, трудностей, скажете вы, но помните, что дети являются свидетелями ваших взаимоотношений .

В последнее время мы наблюдаем в семьях социальную нестабильность, возрастает темп жизни, проблемы материального обеспечения приводят к утрате родительской ответственности за нравственное развитие ребенка.

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ведь вежливость – лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях. Глядя на шестилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный». Приходим к выводу, родители должны быть ответственны, так как ребенок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, перекладывать вину на школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одергивания.

Все чаще мы слышим на улице нецензурную речь от детей, грубое обращение их друг к другу, при этом дети считают это нормой общения. Ведь им сложно выразить свою мысль, так как они имеют недостаточный словарный запас. Это связано с тем, что в семье не уделяется должное внимание чтению книг. Есть семьи, в которых телевизор заменил книгу и работает почти постоянно - что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку — «Читай!» звучит двусмысленно. В нравственном воспитании ребенка необходимо приобщать детей культуре, через знакомство с литературой.


/видео обращение школьного библиотекаря/

Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного - отношения к природе, искусству. С малого, например эстетики домашнего быта, традиций встречи праздников, стилю одеваться,- все это тоже воспитывается и прививается в семье. Ребенку необходимо освоить нормы и этику поведения. В зависимости от состава семьи, от отношений внутри нее, формируется отношение ребенка к окружающим людям, ребенок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды.

/видео обращение учителя самопознания/

Воспитывая и продумывая свои меры воздействия на ребенка не забывайте, что даже в одной семье дети бывают разными, каждый из них требует индивидуального подхода. Ни в коем случае не наказывайте ребенка физически, он нуждается в понимании и принятии вами как взрослого ответственности за его безопасность, за его жизнь. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Тесное общение в семье, в результате которого возникает душеное единение, согласованность основных жизненных устремлений позволяет воспитать нравственно и духовно здорового ребенка.


6.1 Понятие «Психологическое здоровье» введено в наш обиход всего несколько десятилетий назад, это необходимое условие для полноценного развитие человека. Психологическое здоровье означает состояние душевного комфорта в жизни и социуме.

Еще Сократ говорил: «Тело не болеет отдельно и независимо от души»

Сейчас человечество переживает кризис нравственности, смысл жизни требует переоценки. Люди по-разному переживают этот кризис. У многих он приводит к ухудшению физического здоровья. Современные врачи говорят, что 50% заболеваний имеет психологическую основу.

Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку, и, в особенности детям и подросткам сохранить душевный комфорт, баланс и равновесие, то есть свое психологическое здоровье.

Как правило, раньше принято было акцентировать внимание только на сохранении физического здоровья. О душевном же здоровье детей думают гораздо меньше. Особенно, если кажется, что никаких душевных проблем ребенок, внешне, не имеет.

Сейчас пришли те времена, когда психологическому здоровью ребенка, его душевному состоянию стало уделяться все больше внимания. Становится ясно, что дети испытывают сложности во взаимоотношениях с родителями и учителями, трудностях в учебе, получают стресс, нередки депрессии.

Но от того, насколько психологически здоров ребенок в детстве, будет зависеть, настолько здоровая сформируется личность взрослого.

Большинство родителей не обращают внимание на возникшие отклонения в поведении ребенка, внезапные вспышки агрессии, необычную реакцию на те или иные события. Есть те, кто закрывает глаза на проблемы, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает или наоборот, он уже большой, должен сам все понимать.

Тревожность, депрессии, страхи, агрессивность, замкнутость – основные нарушения психологического здоровья детей и подростков в современном мире.

Увидеть проблему – это сделать первый шаг к ее решению.

6.2 Выступление психолога –видео с рекомендациями

В семье, родителям рекомендуется:

Всегда, независимо от своей загруженности, находить время поговорить со своим ребенком. Интересоваться его жизнью, друзьями, знать все его интересы, проблемы вникать в его трудности, обсуждать их, советоваться с ребенком и самому давать советы.

Относиться к своему ребенку как равноправному человеку.

Не унижать ребенка! исключите из практики семейного воспитания крики.

Не требовать от ребенка тех результатов, которые он не может достичь, необходимо сочетать разумную требовательность и похвалу.

Радоваться вместе с ребенком его победам, оценкам, успехам, даже небольшим.

Быть добрым родителей, уметь прощать

Не сравнивать никогда своего ребенка с другими. Понимать, что от этого снижается его самооценка.

Любить своего ребенка, ни смотря не на что!


Родители ответственны за воспитание ребенка и за его психическое здоровье. Доказано, что физическое и психологическое здоровье взаимосвязаны друг с другом. Наши мысли и эмоции сказываются и на физическом здоровье. Наши эмоции (страх, гнев, досада, горе) могут быть причиной развития психосоматических заболеваний, особенно, если это вытесняется и не осознается. Несомненно, что крепкое психологическое здоровье положительно влияет на нашу жизнь.


Важнейшая задача родителей  — научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром. Ребенок  должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность


  • Мы рекомендуем родителям создавать максимально благоприятные условия для формирования физического, духовного и психического здоровья.

  • Обеспечивать социальную и психологическую защиту ребенка.

  • Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней духовно-нравственных качеств личности

  • Помните, отношения внутри семьи должны строиться на правилах сотрудничества и взаимопонимания.




3