«Унылая пора! Очей очарованье!..»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Закрепить представление детей о золотом периоде осени.
Задачи:
Учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.
Развивать память детей, воображение, мышление.
Активизировать словарный запас (заморозок, ледостав)
Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии
Предварительная работа:
Экскурсия в парк осенью. Беседы «Для чего дереву листья?», «Ледостав». Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А Твардовский, «Лес осенью». Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Пение песен, загадывание загадок, разучивание стихов. Рисование на тему «В осеннем парке».
Подготовка материала:
Модели признаков осени, «Для чего дереву листья?», репродукции картин.
Примерный ход непрерывной образовательной
деятельности
Воспитатель, не объявляя автора и названия, выразительно читает стихотворение А.С. Пушкина «Осень» («Унылая пора, Очей очарованье!..»). Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идёт речь.)
Воспитатель: Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, иногда выпадает снег, люди одеваются тепло. А как одевались люди в начале осени? Почему?
-Почему осенью люди надевают плащи и носят с собой зонты? (Модели.)
-Каким был лес в начале осени?
-Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава - окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины. (Читает стихи об осени Е. Тургеневой. «Стало вдруг светлее…», А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».)
За столами. Работа с мнемотаблицей к стихотворению М.Садовского «Берёзы косы расплели…».
Воспитатель: Кто написал картину «Золотая осень»? Помните, дети, когда мы однажды гуляли в парке, подул ветер, и на нас полил золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)
Физкультминутка (свободное построение) «Игра с листочками» (ритмопластика).
За столами.
Воспитатель: Какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение И. Бунина «Листопад», Е. Елагиной «Лист качается узорный…».) Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели: осеннее солнце, долгота дня, «Для чего дереву листья?»)
Воспитатель: И поэты, и мы любим осень за её красоту. Но люди любят осень не только за красоту. За что ещё? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно. Осень щедра дарами: и лес, и сады, и огороды дарят людям много полезного, вкусного. Вспомните дары леса, сада, огорода.
(Ответы детей с использованием моделей.)
Воспитатель: А сейчас как выглядят поля, леса, сады, огороды?
(Ответы детей.)
Воспитатель: У каждого времени года свой любимый цвет. Какой любимый цвет у осени мы узнаем, если решим кроссворд.
(Решение кроссворда.)
Воспитатель: Да, у осени любимый цвет золотой! А.С. Пушкин любил осень, в это время года у него создавалось особое поэтическое настроение и рождались красивые стихи. Вспомним ещё раз его стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..». Как вы думаете, почему «Очей очарованье!..»? А почему «Унылая пора»?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Под впечатлением красоты золотой осени П.И.Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем «Октябрь».
Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (репродукции на тему осени заранее развешены в другом помещении: раздевалке, спальне и т.п.). Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, педагог называет художников, названия картин. Выясняет у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если бы были художниками. Как его изобразили бы, какими красками?
Занятие заканчивается на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного материала, овощи, фрукты, хлеб и т.п.)