Урок русского языка по теме: «Употребление глаголов в неопределённой форме»
Автор: Апресян Зоя Асцатуровна, учитель начальных классов, высшая категория, технология ИКТ
Аннотация:
- Данный урок разработан для учащихся 3 класса.
- Знание компьютера детям не требуется.
- Использование ИКТ позволяет развивать внимание, мышление детей,
- прививает интерес к русскому языку.
Цели урока:
- Формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме.
- Употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
- Упражнять в образовании однокоренных глаголов с приставками.
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, мышления, внимания.
- Прививать интерес к русскому языку.
План урока:
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Актуализация знаний.
Постановка темы урока.
- Работа по теме урока.
- Физминутка.
- Продолжение работы по теме урока.
- Работа над предложением.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Организационный момент:
- Когда о человеке говорят, что:
- «он красно говорит, а слушать нечего»?
- Прежде, чем говорить, нужно думать, что сказать и с какой целью.
- Говорить нужно кратко.
Минутка чистописания:
О дер…ве судят по пл…дам, а о ч…ловеке- по его д…лам.
- Когда так говорят?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Актуализация знаний:
Что без глаголов предметы?
Лишь названья.
А он придёт- всё в действие приходит:
Летит ракета, мелькнёт комета,
Зацвёл подснежник, хрустит валежник,
Медведь шатается, девчонка улыбается.
Интересные факты:
- А.Югов писал: «Глагол- это самая живая часть речи».
- По частоте употребления глагол занимает второе место после имени
- существительного.
Образование глаголов неопределённой формы с приставками :
Пере-
За-
По-
-говор-
у
Вы-
У-
Под-
Образование глаголов неопределённой формы с приставками:
за-
по-
вы
-корм-
пере
От-
Под-
Образование глаголов неопределённой формы с приставками:
Пере-
По-
-сад-
Под-
У-
Вы-
За-
Чтение правила:
- Глаголы, которые отвечают на вопросы
- что делать? что сделать? – это глаголы
неопределённой формы.
Например: читать, рисовать, бегать.
Физминутка:
Прибежали, прибежали
Ежики, ежики,
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
«Девочки! Мальчики!»
Правописание безударных гласных в корнях глаголов:
- Разр.дить саженцы- разр.дить ружьё;
- Пол.скать собаку- пол.скать бельё;
- Ув.дать радугу- ув.дать от засухи;
- Прим.рять сапоги- прим.рить ребят;
- Зал.зать на берёзу- зал.зать рану;
- Скр.пить листы- скр.петь дверью;
- Зап.вать песню- зап.вать лекарство.
Работа над предложением. Грамматический разбор предложений:
- Дикие гуси летят над лесом.
- По звёздному небу плывут облака.
Домашнее задание:
- Выучить правило на странице 131.
- Выполнить упражнение №15.
Итоги урока:
- Что мы называем глаголом?
- Какую роль играют глаголы в речи?
- Что значит начальная форма глаголов?
- На какие вопросы отвечает неопределённая форма глаголов?
- При помощи чего можно образовать глагол от других частей речи?
Список литературы:
- Учебник русского языка.3 класс.
- Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
- Поурочные разработки по русскому
- языку. Авторы: Л.А. Псарёва, О.Е.Жи-
- ренко,Л.А.Обухова. 3 класс.
- Сборник творческих работ.
- Авторы: Л.И.Тикунова, В.П.Канакина.