Групповое логопедическое занятие Лычагина Р.А
Класс: 2 Дата: 27.04.18
Тема: Употребление предлогов в, на в речи.
Цель: Учить употреблять предлоги В, На в самостоятельной речи детей.
Задачи:
- уточнить значение предлогов В, НА.
- работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
- расширять активный словарь по теме «Перелётные птицы».
- дифференцировать предлоги В, На на письме.
- способствовать развитию и коррекции восприятия, внимания, речи, зрительно-пространственных представлений, через специально подобранные упражнения;
- содействовать воспитанию вежливости, старательности, доброму отношению к природе и птицам.
Оборудование: карточки со словами, предметные картинки с птицами ( грач, соловей, скворец, ласточка), схемы предлогов , карточки с заданиями для каждого учащегося, девушка-Весна, солнце, презентация, смайлики для рефлексии.
Ход занятия:
1. Орг.момент.
- Ребята, я рада поприветствовать вас на занятии. К нам пришли гости. Поприветствуем их кивком головы. Молодцы!
- У вас на партах смайлики. Какой вам больше нравится? Покажите.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего занятия хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.
2. Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы правильно и красиво произносить звуки, нужно подготовить наш язычок.
- «Часики»,
- «Качели»,
- «Вкусное варенье»
- «Лошадка»,
- «Иголочка», «Барабан».
-Теперь наш язычок готов к работе.
Осталось подготовить наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика 1. «Замок»!
-На двери весит замок.
-Кто его открыть бы мог?
-Постучали,
-Покрутили,
-Потянули
-И открыли!
2. « Кулак, ребро, ладонь»
4. Уточнение пространственных представлений учащихся:
- Скажите, какое сейчас время года? (Весна)
- Какое время года будет после весны? (Лето)
- Какое время года было перед весной? (Зима)
5. Развитие познавательной деятельности.
- По каким признакам вы узнали, что наступила весна?(тает снег, бегут ручьи …)
- А помните, мы с вами говорили, что весной обычно к нам возвращаются перелетные птицы?
-Какие перелетные птицы возвращаются к нам с юга? Назовите.
-Почему они называются перелётными?
Потому, что перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.
-Как называется птица, которая прилетает самая первая и приносит нам весну? (грач).
-Молодцы.
6. Сообщение темы.
-Сейчас перелетные птицы будут прилетать, и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево. (Дети ищут по классу картинки с перелетными птицами)
-Вот прилетел соловей . На что? сел соловей? (перемещаю фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Почему на, а не в? ( на – это значит сверху, на поверхность ),
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике),
-Почему в , а не на? (в –это внутри , а на –это на поверхности, сверху),
- Вот прилетел грач . Где поселиться грач? (в гнезде)
- Почему в? (потому что , внутри гнезда).
- Представим , что в группу прилетела птичка.
- Куда она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА, и помещают картинку птицы на названный предмет)… (На это маленькое слово , которое называется предлог) .
-Если ей у нас понравится, где поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают картинку птицы внутрь названного предмета). Птичка может поселиться в клетке. (В это маленькое слово , которое называется предлог). Птицам очень плохо жить в неволе и поэтому и лучше не держать в клетке. Молодцы.
-Кто мне сможет сказать тему сегодняшнего занятия? О чем мы будем говорить ?
-Какие маленькие слова часто повторялись?
- Правильно. Дети, сегодня на занятии мы будем работать с маленькими словами ( предлогами) в, на . ( На доске вывешиваются предлоги).
- Сегодня к нам на занятие пришла Девушка-весна, она принесла вам рассказ о птице. Но мы не сможем его прочитать, пока не вставим пропущенные маленькие слова. А какие это слова, мы на занятии узнаем.
7. Изучение нового материала
- Ребята скажите, Где сидит грач? (Грач сидит на ветке).
(Дети составляют предложение из слов на доске . )
-Что мы составили? (Составили предложение).
-Сколько слов в предложение ? Почему? Предложение состоит из 4-х слов потому , что на- это тоже маленькое слово, называется предлог .
-Назовите 1-е слово (Грач)
-Назовите 2 –е слово (сидит)
-Назовите 3-е слово (на)
-Назовите 4-е слово (ветке)
-Назовите самое маленькое слово в предложении (на)
-Как называется это маленькое слово? (предлог)
Вывешивается на доску схема предлога НА
Его мы обозначим квадратиком и сверху точка.
-Что обозначает предлог НА? (предмет находится на другом предмете)
Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните предлог НА . Как предлоги пишутся со словами? (Раздельно). Это надо запомнить .
-Где сидит грач? (Грач сидит в гнезде).
(Дети составляют предложение из слов на доске . )
-Что мы составили? (Составили предложение).
-Сколько слов в предложение ? Почему? Предложение состоит из 4-х слов потому , что в- это тоже маленькое слово.(предлог)
-Назовите 1-е слово (Грач)
-Назовите 2 –е слово (сидит)
-Назовите 3-е слово (в)
-Назовите 4-е слово (гнезде)
Вывешивается на доску схема предлога В
Его мы обозначим квадратиком и точкой внутри.
-Что обозначает предлог В? (предмет находится внутри другого предмета)
-Запишите предложение. Подчеркните предлог В . Как пишутся предлоги со словами?
8. Работа над пониманием предлогов.
-А теперь весна предлагает вам поиграть .
-Найдите схемы предлогов НА-В. Я буду произносить предложения, а вы поднимите соответствующую схему.
Птица построила гнездо на дереве. Почему на? (потому, что сверху дерева, а не внутри).
Грач несет ветку в гнездо . Почему в? (потому, что грач несет ветку внутрь гнезда )
На крыше сидит соловей . Почему на? (потому , что соловей сидит в сверху крыши)
В гнездо летит ласточка. Почему? ( потому, что ласточка летит внутрь гнезда).
Делаем вывод, предлог на, обозначает предмет сверху предмета. А предлог В, обозначает предмет внутри предмета.
9. Самостоятельная работа с раздаточным материалом .
- Соедините картинку с предлогом . ( Работа в парах ).
- Давайте проверим .
10. Физминутка.
Поставьте руки на пояс. Посмотрите на локоть правой руки, на локоть левой руки. Вытяните руки вперёд. Сделайте вдох, поднимайте руки вверх, следите за кончиками пальцев. Опустите руки, сделайте выдох.
(+-)11 . Игра- Лото . Предлоги В, На
-Разложить карточки на листах лото в соответствии со схемами.
12. Самостоятельная работа.
-У вас лежат на партах карточки с предложениями. Вам нужно записать эти предложения в тетрадь и вставить нужные предлоги вместо точек..
Ласточка сидит (на) крыше.
Синица кормит птенцов (в ) гнезде.
13.Закрепление. Работа с текстом.
- Ребята давайте попробуем прочитать рассказ, вставим пропущенные маленькие слова (предлоги)
На экране –текст. Дети поочередно читают , вставляются предлоги.
Птица.
Птица построила гнездо (на) дереве. (В) середине весны она вывела птенцов. Они сидели (в) гнезде. Мать принесла им (на) обед червячков.
- Какие предлоги мы с вами вставили ? (В,На)
- Как предлоги пишутся с другими словами? (раздельно)
- О ком этот текст?
- Как птица заботилась о своих птенцах?
- Видели ли вы гнезда птиц и птенчиков? (устные ответы учащихся).
Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу.
- С какими маленькими словами мы сегодня работали? (в, на)
- Как они пишутся с другими словами? (отдельно)
- Как они обозначаются? (в- Квадратик и точка внутри , на- квадратик и точка сверху) . Показывают схему.
- Я довольна, как вы отвечали.
- Обратимся к нашим смайликам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите мне, друг другу, гостям.
- Я рада, что в конце нашего занятия у вас хорошее настроение.
-Вы сегодня хорошо занимались и поэтому Весна вам вручает
улыбающуюся солнышко, что бы вы всегда были веселыми, добрыми и заботливыми .
С добром относились к природе и птицам.