СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление предлогов в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Употребление предлогов в речи»

Урок русского языка в 4ом классе.


Тема урока: Употребление предлогов в речи.


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с предлогами и словами, предметные картинки, рисунки и схемы предложений.


Деятельностная цель: расширить и уточнить представление учащихся о предлогах. Образовательная цель: совершенствовать умение подбирать предлоги, правильно употреблять их в устной и письменной речи, определять их роль в предложении, писать раздельно с другими словами. Формирование БУД: Личностные БУД: формировать интерес к изучению русского языка, навыки самостоятельной работы. Регулятивные БУД: формировать умение активно участвовать в учебной деятельности, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные БУД: развивать и корригировать каллиграфические и орфографические навыки, обогащать и активизировать словарный запас, формировать умение обобщать и делать выводы. Коммуникативные БУД: формировать умение вступать в контакт (учитель-ученик, ученик-класс), слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.


Ход урока:

I.Организационный момент.

- Дети, вам тепло? (Да)

- В классе светло? (Да)

- Прозвенел уже звонок? (Да)

- Уже закончился урок? (Нет)

- Только начался урок? (Да)

- Хотите учиться? (Да)

- Значит можно всем садиться!

-Посмотрите на экран, перед вами слова, прочитайте их.

Мороз, февраль, метель, снег, лед, листопад, декабрь, январь.

- Найдите лишнее слово.(Листопад)(Слайд 1)- Почему оно лишнее?-Что объединяет оставшиеся слова? (Они на тему "Зима").

Давайте расскажем, какая сегодня зимняя погода.

Чтобы правильно, чётко, красиво говоритьна уроке, выполним речевую разминку.

Речевая разминка:

чтение стихотворения:

*Ой*тЫ*,зИмУшКа*ЗиМа*, зАпОрОшИлА*дОмА*. ВСе*ДоРоГи*ЗаМеЛа* И*с*МоРоЗаМи*ПрИшЛа*.( Слайд2.)


II. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания.


- какие буквы спрятались? (А, Г, Р, П, Л )
Пропишите эти буквы. Какая буква лишняя? (А) Почему? (Обозначает гласный звук).

2. Словарная работа. Выписать из словаря слова, которые начинаются на эти буквы, подчеркнуть буквы, которые мы запоминали, составить предложение с одним из этих слов(работа в парах).


III.Мотивация учебной деятельности. Ребята, я сегодня зашла в класс и увидела на столе листочки. На них написаны какие-то слова (в, с, из, во, в). Наверное, окно было открыто и ветер похозяйничал в классе. -Вы знаете, что это за слова? (Предлоги). - Тогда я поняла, что это предлоги из учебника. Стихотворение на стр.161, упражнение 17.

Работа по учебнику, стр.161, упр.17.

Чтение стихотворения учителем.

- Понятно вам стихотворение?

- Что-то не так, чего-то не хватает? (Предлогов).

Чтение стихотворения учащимися спредлогами.


IV. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Какие слова помогли нам понять смысл стихотворения? - Если вы сейчас отгадаете загадку, сможете ответить на мой вопрос.

Все вы назовёте их едва, Самые короткие слова. Отчего они так важны, не пойму? «По», «на», «за», «в», «от», «у»?

- Правильно, это предлоги. Предлоги - очень интересные слова.

- А вы мне скажите, так ли важно знать и помнить эти маленькие слова?



Сегодня на уроке мы закрепим знания о предлогах, вспомним, для чего нужны предлоги и как они пишутся с другими словами.

Тема урока: Употребление предлогов в речи.

V.Тема урока.

1. Давайте повторим всё, что мы знаем о предлогах.(Сл.3, 4, 5, 6, 7, 8 )

Чтение с экрана стихотворения:

Мы предлогов много знаем. Мы их все запоминаем: на лугу, у дома, в поле, с классом, от подруги, к школе, по тропинке, из берлоги - отдельно пишутся предлоги.

- Какие предлоги встретились в стихотворении?- Как написаны предлоги с другими словами?

2. Лексическое значение предлогов.

Каждый предлог выполняет какое- то конкретное лексическое значение. (Сл.9) Сейчас вы будете выполнять мои инструкции. Положите карандаш на тетрадь,

ручку под тетрадь,

руки ... колени. - Почему не удалось выполнить последнее задание? - Почему оно не выполнимо? - Дополните предлогом, чтобы можно было выполнить действие.

3. Игра на внимание "Расположи предметы". Предлагаю разместить: белочку на ёлочке, грибок под берёзкой, солнышко над ёлочкой, зайчик прыгает с пенька, ёжик бежит по тропинке, бабочка летит к пеньку.

Физминутка.

4. Расколдовать словосочетание.

А вот ещё одно странное задание, непонятно, то-ли это предложение, то-ли такие длинные слова. Надо разобраться.

У вас на партах листочки, на которых что-то написано. - Что написано на листочках? Понятно? Что случилось со словами?

а) иголкиуёлки (иглки у ёлки);

б) птицывсаду (птицы в саду).

Разрезать ножницами так, чтобы получились отдельные слова в словосочетаниях. Запишите эти словосочетания в тетради.- Как будем писать предлоги с другими словами?

Индивидуальное задание для слабых детей: разложить картинки в соответствии со смысловым значением предлогов.

5. Соединить слова при помощи предлогов.

- Какую работу выполняют предлоги в предложении? (Служат для связи слов в предложении).

Белка-ветка. (Белка на ветке).Ель-лес. (Ель в лесу).Пирожок- мясо. (Пирожок с мясом).

6. Собери предложение. Слова рассыпались, нужно их собрать, чтобы получилось красивое предложение.

1 группа, удоски. 1 уч.На, роса, капельки, блестят, трава. (На траве блестят капельки росы.) 2 уч. По, плывут, облака, лёгкие, небо. (По небу плывут лёгкие облака.)

Индивидуальная работа. Рассмотреть рисунки, прочитать предложение, вставляя нужный предлог.

7.Сам. работа.

Работа по учебнику: стр.161, упр.15. Списать, вставляя нужные предлоги.

VI.Итог урока. Рефлексия. - Написание каких слов повторяли на уроке? - Для чего служат предлоги? - Как пишутся с другими словами? Игра "Предлог-не предлог". Хлопни разок, если услышишь предлог. На, к, в, обед, перемена, до, дорога, за, ветер, замок, с.

Упражнение "Продолжи фразу": Сегодня на уроке я вспомнил..., закрепил … . Упражнение "Солнышко" (моё настроение похоже на солнышко или тучку, потому что..).

















Учитель предлагает детям взять листки бумаги, и сильно смяв их руками,

сделать «снежок». Далее дети кидают снежки по сигналу учителя, кто выше, потом в назначенную точку.

11

16Итоги урока: счёт фишек, запись результатов на доске.


17. Рефлексия. Давайте устроим снегопад. Кто считает, что он хорошо работал на уроке - белая снежинка, если кто справился не со всеми заданиями - голубая.

Оценка (мотивированная)


18. Д/з - составить рассказы на тему "Зимние забавы" ученикам, которые живут в интернате; на тему "Птичья столовая" ученикам Сорокинским.












































































мороз февраль

метель снег лед листопад

декабрь

январь

































-«Сам пан толстый, шуба на нём меховая, тёплая, ноги ковром укутаны» (Литовская сказка «Старый Мороз и молодой Морозец»)


- «Матушка заиграла на рояле, вокруг ёлки вновь пошёл хоровод с песнями, но свечи уже догорали, и взрослые тушили их» (А. Толстой, «Ёлка»)


- «В тихой детской так тепло,

Стёкла снегом замело.

Синеглазая луна

Вылезает из окна…»

(Саша Чёрный,»Снежная баба»)


- «На деревья и кусты шапки нахлобучила,

В толстяка- снеговика превратила чучело.»

(С. Прокофьева. «Подарки зимы»)


- «Жаль мне их: холодно и голодно им зимой. Подумал, подумал я и сделал из дощечки маленький столик» (Г.Харлампьев. «Жадная сорока»)


- «На елях сверкал молодой снег. Рядом шумела незамерзающая речка. Я смотрел, нет ли где следов»

(В. Коржиков. «В пограничном наряде»)


- «Будем снова готовить лопатки,

На окне семена проверять,

В огороде разделывать грядки,

Деревца молодые сажать»

(З. Александрова, «До свиданья, зима!»)


- «- Так вот оно что! А как звать тебя? – «Власом».

- А кой тебе годик? – «Шестой миновал…»

(Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»)

Конкурс «Вопрос- ответ» (тест):


Кого заморозил морозец?

А) Пана.

Б) Мужика.

В) Пана и мужика.


2) Какой праздник отмечали в рассказе А. Толстого «Ёлка»?

А) Новый год.

Б) Рождество.

В) День рождения.


3) Какие подарки припасла зима?

А) Новые игрушки.

Б) Санки, лыжи, коньки.

В) Снег, лёд, санки, лыжи и коньки, ёлку.


4) Чем можно кормить птиц зимой?

А) Хлебом.

Б) Семечками и крупой.

В) Семечками, хлебом и крупой.


5) В чём выходят пограничники в наряд?

А) В маскировочном халате.

Б) В тёплой одежде, маскировочном халате, валенках.

В) В маскировочном халате, валенках.


6) Как называют человека, который рубит лес?

А) Дровосек.

Б) Дровосек, лесоруб.

В) Лесоруб.



7) Во что нарядил Гриша снежную бабу?
А) В кофту и юбку.

Б) В кофту, юбку, дедушкину шапку, два платка.

В) В юбку, два платка

















12