СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление предлогов в речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе по теме "Употребление предлогов в речи построен на коммукативно-деятельностной основе. Ведущая форма организации урока - групповая работа с использованием техники "мозаика".

Просмотр содержимого документа
«Употребление предлогов в речи.»







Пояснительная записка

Сейчас, когда в педагогике большое внимание уделяется личности ребёнка, задача учителя предоставить ему возможность саморазвития, способствовать формированию высококультурной, интеллектуальной, способной действовать в системе динамичных общественных отношений личности школьника, развитию у учащихся умений слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы своих товарищей, работать в коллективе, создавать условия для обучения постановке целей и достижению их.

Тема представленного урока «Употребление предлогов в речи» включает в себя 5 подтем, мало связанных между собой, однотипных в содержательном плане:

  • «Употребление синонимичных предлогов с - из»;

  • «Многозначный предлог по»;

  • «Стилистические синонимичные предлоги из-за, ввиду, по причине»;

  • «Нормы управления при предлогах благодаря, согласно, вопреки»;

  • Нормы управления в предложно-падежных конструкциях с простыми непроизводными предлогами».


Тип урока - усвоение нового материала.

На этапе мотивации применяется проблемно-практический метод формирования интереса к изучаемому материалу, наглядно показывающий важность темы урока как в общекультурном плане, так и в практическом - вопрос сформулирован на ЕГЭ по предмету.

Исходя из задачи организовать урок на коммуникативно-деятельностной основе, была выбрана ведущая форма организации урока - групповая работа с использованием техники мозаика», которая даёт возможность учащимся проявить себя в группах сменного состава, поддержать их активность и самостоятельность в ходе выполнения заданий. В группе № 1 - детальное прорабатывание одного эпизода темы, составление опорной схемы в тетради, подготовка эпизода к афишированию. В группе № 2 - представление эпизодов темы группе нового состава, составление целостного представления о границах темы, составление опорных схем по всем эпизодам темы. Обращение к работе в группах, перемещение по классу в течение урока решают проблемы создания условий для здоровьесбережения.



























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА УРОКА

Употребление предлогов в речи (7 класс)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Создать условия для отработки навыков употребления синонимичных предлогов в - на, из - с, построения конструкций с многозначным предлогом по, словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки, наблюдения за стилистическими различиями в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию культуры речи, развитию интереса к русскому языку.

ТИП УРОКА

Усвоение новых знаний.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

базовый уровень - знают о многозначных о однозначных предлогах, в том числе и о значении предлога по и нормах построения предложно-падежных сочетаний с этим предлогом в разных его значениях, о нормах управления в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки, владеют приёмами, помогающими правильно употреблять синонимичные предлоги в - на, из - с; понимают стилистические различия в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; продуктивный уровень - умеют редактировать предложения и словосочетания с предлогами

Личностные

понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу

Метапредметные (универсальные учебные действия)

  • познавательные - общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; учатся структурировать знания; логические: совершенствуют мыслительные операции; анализируют речевые высказывания на лингвистическую тему на основании выработанных критериев;

  • регулятивные - формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

  • коммуникативные - умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушать друг друга

Основное содержание темы, понятия и термины

Предлог как служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в словосочетании. Употребление предлогов с существительными, местоимениями, числительными

Образовательные ресурсы

  1. Учебник «Русский язык. 7 класс» М. Т. Баранова и др.

  2. Рабочие листы для групповой работы.

  3. Жетоны для деления на группы.

  4. Кроссворд «Предлог»

Оборудование

Компьютер, организация столов для групповой работы








ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Актуа-лизация знаний

Форма - фронтальная; метод - беседа

Постановка во-просов, направ-ленных на фор-мирование реф-лексорно-оце-ночных умений по изучаемой теме. Вопросы: что такое пред-лог, для чего он служит, что мы уже знаем о предлоге?

Отвечают на во-просы, , осущест-вляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изуча-емой теме.

Строят речевое высказывание, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

Индивидуальная: знание определения предлога, его особенностей как служебной части речи

2. Моти-вационная и целевая установка на урок

Форма - инди-видуальная;

метод - проб-лемно-практи-ческий

Постановка уче-бной задачи, на-правленной на объективацию противоречий между знанием и незнанием в рамках изучае-мой темы. Фор-мулирует зада-ние, основыва-ясь на демон-страционном варианте ЕГЭ: указать предло-жение с грамма-тической ошиб-кой (нарушени-ем синтаксичес-кой нормы)

Выполняют задание, испытывают затруднения, осознают, что знаний для выполнения задания недостаточно.

Анализируя задание, строят речевое высказывание

Индивидуальная: использование метода наблюдения для выполнения задания

Форма - фронтальная; метод - беседа













Постановка во-просов, направ-ленных на фор-мирование ре-гулятивных действий:

-Какие вопросы грамматики, связанные с предлогами, проверяются в данном задании?




-Учитывая важность данной темы, аспекты темы, которые предложены в заданиях ЕГЭ, определите тему и цель работы на уроке.

- Как достичь эту цель? Об-судим ход рабо-ты на уроке. Предлагаю пой-ти эмпириче-ским, т.е. осно-ванным на опы-те путём:

1) выявление уровня владе-ния данной язы-ковой нормой через выполне-ние упражне-ния;

2) осуществле-ние самопрове-рки упражне-ния;

3) формулиро-вание законно-мерности упо-требления пред-лога в речи на основании про-деланной рабо-ты;

4) сверка гипотез по справочным материалам.

Осуществляют анализ выполняя-емого упражне-ния: при употре-блении предлогов возникает ряд со-мнений, связан-ных со значением предлогов, с их стилистической окраской, с необ-ходимостью в ну-жной форме упо-требить сущест-вительное с пред-логом.

Исходя из темы упражнения, оп-ределяют учебные задачи урока, те-му - «Употре-бление предлогов в речи», цель - на-учиться пра-вильно употре-блять предлоги в речи.

Внимательно слушают, какие задания и упражнения помогут решить поставленные задачи

Строят речевое высказывание при коммен-тировании трудностей, возникших по ходу выполнения задания.








Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока.

Индивидуальная: знание, что предлог требует определённого падежа от зависимого слова в словосочетании.









Индивидуальная: использование метода прогно-зирования для выполнения задания.

3. Форми-рование новых знаний

Форма - групповая; метод - практический

Формулирует задания для групповой ра-боты в технике «мозаика» для первого этапа освоения темы: в соответствии с выработанным планом, выпол-нить упражне-ние, предложен-ное группе, на рабочем листе; составить в ра-бочих тетрадях опорную схему по осваиваемой теме

Выделяют труд-ности в употре-блении предлогов (один из аспектов темы), предлага-ют свои варианты построения сло-восочетаний с предлогами, про-веряют себя по справочным мате-риалам, состав-ляют опорную схему по обсуждаемому вопросу

Анализируют задания; удер-живают в памяти усло-вие учебных задач; осуще-ствляют поиск средств их до-стижения; ана-лизируют объект с целью выявления его признаков (существен-ных и несу-щественных) для составле-ния схемы

Групповая: выполнение учебных действий в соответствии с планом

Форма - коллективная; метод - практический

Предлагает со-здать группы нового состава с таким расчетом, чтобы в новой группе собра-лись ученики, освоившие каж-дый свою тему.

ФИЗМИНУТКА

Свободное пе-ремещение уче-ников между рабочими сто-лами групп, оп-ределение но-вого рабочего места

Пересаживаются в группы нового состава

Осознают задание и выполняют действия чётко и согласованно, следуя инструкции учителя.

Коллективная: действие в соответствии с целью, организация своего рабочего места

Форма - групповая; методы - ил-люстративно-объяснитель-ный, практи-ческий

Определяет дальнейшее содержание работы в группах нового состава: предла-гает каждому участнику группы выступить в роли учителя и рассказать о своей теме. Задача рассказ-чика - показать всем остальным участникам группы возможные трудности упо-требления пред-логов в речи. Для представления материала целе-сообразно ис-пользовать схе-му, выработан-ную ранее. Предлагает осуществить взаимооценку выполненного задания через ин-дивидуаль-ное выполнение «Листа оцен-ки». Совместно с учениками обсуждает кри-терии оценива-ния: все ли по-зиции будем оценивать сей-час? Какие кри-терии может оценить непод-готовленный по теме ученик? При заполнении шапки «Листа оценки» послед-ние два столбца - это сумма бал-лов и рейтинг, который позво-лит выявить лучшего в группе

Заполняют шапку «Листа оценки», внимательно слу-шают выступле-ния товарищей в группах, оценива-ют рассказы по выработанным критериям. В ра-бочую тетрадь пе-реносят схемы по каждому вопросу в рамках темы «Употребление предлогов». Ком-ментируют итоги оценивания вы-ступлений; дела-ют выводы, обра-щая внимание на затруднения, при-чины затрудне-ний, меры по пре-одолению трудностей.

Строят речевые высказывания о разных аспек-тах учебной темы «Употре-бление предло-гов». Осущест-вляют рефлек-сорно-оценоч-ные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и вза-имоконтроль

Групповая: адекватное использование речевых и символьных средств для представления результатов

4. Закре-пление изучен-ного материала

Форма - коллективная; метод - практический

Выявляет уро-вень затрудне-ний по каждому из вопросов учебной темы и определяет дальнейшее уп-ражнение, ори-ентируясь на за-труднения уче-ников (упраж-нения подбира-ются из матери-алов учебника). Вопросы: Сопоставьте все вопросы, кото-рые обсужда-лись на уроке. Отметьте, на ваш взгляд, са-мую сложную тему. Проголо-суйте за неё своим жетоном. Проанализиро-вав результаты голосования, предлагает вы-полнить из уче-бника трениро-вочное упраж-нение, котрое даёт возмож-ность ученикам отработать са-мый сложный для них аспект темы (упр. па-раграфа 53 - в зависимости от результатов «голосования»)

«Голосуют» за самый лёгкий и самый трудный вопрос учебной темы, выполняют предложенное учителем упражнение, осуществляя необходимые записи в тетради.

Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; делают вывод о нормах употребления предлога в речи

Индивидуальная: употребление предлогов в речи в зависимости от ситуации (по одному из аспектов темы)

5. Конт-роль изу-ченного по теме

Форма - коллективная; метод - практический

Формулирует задание: в де-формированном тексте «Автоби-ография» вста-вить подходя-щий по смыслу предлог, упот-ребив сущест-вительное в ну-жном падеже

Записывают текст

Проверяют, ис-правляют ошибки, оценивают пра-вильность выпол-нения задания

Самоконтроль и самооценива-ние, действие во внутреннем плане

Индивидуальная: чтение текста, редактирование, употребление предлогов в речи в рамках задач урока

Форма - инди-видуальная; метод - практический

Формулирует задание: све-рить с образцом и исправить ошибки в употреблении предлогов. Предлагает осу-ществить само-оценку выпол-ненного зада-ния, обозначить на оценочной шкале и про-комментировать результат


Строят речевое высказывание; делают выводы и умозаклю-чения

Фронтальная: использование методов наблюдения, понимание особенностей автобиографии в деловом стиле речи


Форма - фрон-тальная; метод - беседа

Подводит итоги выполнения уп- ражнения, обра-щая внимание на стилистику деловых бумаг:

- Употребления каких пред-логов потребо-вало составле-ние данного документа? В каком тоне на-писана автобио-графия? Какие средства морфологии помогают создать спокой-ный, беспри-страстный, отчуждённый тон?

Отвечают на во-просы



6. Итоги урока и рефлексия учебной дея-тельности

Форма - фронтальная; метод - проб-лемно-практи-ческий, беседа

Постановка во-просов, направ-ленных на фор-мирование реф-лексорно-оце-ночных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

- Что нового о предлоге узнали сегодня на уроке?

- Оцените зна-чимость темы урока для фор-мирования об-щей речевой культуры человека.

- Вспомните, какую цель мы ставили на уроке.

- Удалось ли достичь цели урока? Каким путём это произошло?

- Понравилось ли работать в группах? Были ли трудности в групповом вза-имодействии?

- Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным на уроке?

Домашнее задание: проработать записи в тетрадях, слабо освоенный вопрос темы. Выполнить упр. из учебника (по выбору)

Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретённых знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Многозначные предлоги, синонимичные и антонимичные предлоги, нормы предложного управления в словосочетаниях, стилистические нюансы употребления предлогов в речи

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения

Индивидуаль-ная: соотнесение полученного результата с поставленной целью, оценивание результата учебной деятельности


Сценарий урока

1. Мотивационная и целевая установка на урок.

Задание, направленное на объективацию противоречий между знанием и незнанием:

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы 20 века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

(Предложение с ошибкой в построении фразы: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. При предлоге благодаря существительное должно стоять в Д. п. - благодаря повышению…)

Эмпирический (индуктивный) путь выполнения работы по изучению темы:

1) Проверьте, насколько вы владеете данной языковой нормой. Для этого выполните упражнение на рабочих листах. Рабочие листы разверните 1 раз.

2) Выполните самопроверку упражнения. Развернув рабочий лист ещё раз, вы найдёте карточки для самопроверки. Внимательно сверьтесь, красным стержнем исправьте выявленные ошибки.

3) Попробуйте сформулировать закономерности употребления предлога в речи на основании проделанной работы. Проверьте свои догадки по справочным материалам, Их вы найдёте, развернув рабочий лист в третий раз.

2. Формирование новых знаний (групповая работа в технике «мозаика»).

Знакомство с одним из эпизодов темы, его совместное освоение. Составление опорной схемы. Подготовка предложенной темы для сообщения другим группам, для неподготовленных учеников.

Задание № 1

Используя предлоги с, из, составьте словосочетание с глаголом приехать и именами существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы.

(Карта для самопроверки: приехать из Белоруссии, с Украины, из Крыма, с Кавказа, с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока, с Алтая, из Карпат, с Балкан.)

- Какое значение имеют эти предлоги? Подумайте, от чего зависит употребление синонимичных предлогов в похожих конструкциях?

Справочные материалы:

Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят учёные, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но есть правило, которым можно пользоваться. Оно основано на явлении антонимии предлогов. Предлогу в антонимичен предлог из, а предлогу на антонимичен предлог с. Поэтому если мы говорим на Дальний Восток, то нужно сказать с Дальнего Востока, а если мы говорим в Москву, то нужно сказать из Москвы.

Закрепление. Разгадывание кроссворда «Предлог».


1




2







3







4








5





6






7







1. Синоним предлогов возле, вблизи. (При.)

2. Антоним предлога вдоль. (Поперёк.)

3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря

на. (Вопреки.)

4. Антоним предлога впереди. (Позади.)

5. Антоним предлога до (со значением времени).

(После.)

6. Синоним предлога через. (Сквозь.)

7. Синоним предлога кругом. (Вокруг.)

Ключевое слово: предлог.

Задание № 2

Образуйте словосочетания с предлогом по. Поставьте существительные в нужной форме, определите падеж. Какие отношения выражает предлог?

1) Ходить по (мостик), бежать по (дорога), гулять по (парк).

2) Задать вопрос по окончани.. урока, ушёл по истечени.. назначенного времени, позвонил по приезд.. в город, сообщил по прибыти.. из командировки.

3) Скучаю по (мама), тужить по (сын), плачет по (вы), горюет по (мы).


Карта для самопроверки:

1) Ходить по мостику, бежать по дороге, гулять по парку - сущ. Д. п. и предлог указывают на место действия.

2) Задать вопрос по окончании урока, ушёл по истечении назначенного времени, позвонил по приезде в город, сообщил по прибытии из командировки - сущ. П. п. и предлог по называют временные отрезки начала события.

3) Скучаю по маме, тужить по сыну, плачет по вас, горюет по нас - сущ. Д. п. и предлог по указывают на объект чувства, но местоимения в таких словосочетаниях употребляются в форме П. п.


Закрепление. Игра «Четвёртое «лишнее»».

Проанализируйте значение предлога по, сделайте вывод о написании слов, правильно вставьте пропущенные окончания существительных. Найдите четвёртое «лишнее».


По получени.. ответа; по состояни.. здоровья; по окончани.. спектакля; по завершени.. урока.


По получении (время) ответа - П. п.; по состоянию (причина) здоровья - Д. п.; по окончании (время) спектакля - П. п.; по завершении (время) урока - П. п.

Задание № 3

Вставьте нужный предлог (из-за, вследствие, по причине) в словосочетания. Подумайте, от чего зависит ваш выбор? В текстах какого стиля используются эти предлоги?

Отложили поход … непогоды. Изменили сроки похода … сложных погодных условий. Учебные занятия были приостановлены … карантина. Занятия отменены … низкой температуры воздуха. Уроки отменены … морозов. Не выполнил работу … невнимательности. Отсутствовал на занятиях … заболевания. Не был на уроке … болезни.


Карта для самопроверки. Отложили поход из-за непогоды. Изменили сроки похода вследствие/по причине сложных погодных условий. Учебные занятия были приостановлены вследствие/по причине карантина. Занятия отменены вследствие/по причине низкой температуры воздуха. Уроки отменены из-за морозов. Не выполнил работу из-за невнимательности. Отсутствовал на занятиях вследствие/по причине заболевания. Не был на уроке из-за болезни.

3. Контроль изученного по теме.


Тренировочное упражнение «Составление деловой бумаги».

Вставь подходящие предлоги.

Я, Кириллов Иван Иванович, родился в 1997 год.. в г. Саратов.. . Мой отец - военный, мать - врач. В 2004 год.. я поступил в школу № 41, где учился в продолжении.. двух лет. По окончании.. 2 класса мы с родителями переехали (с, из) Саратова (в, на) Курган в связи с перевод.. отца. По приезд.. в Курган я был принят в МОУ «Гимназия № 7», где согласно приказ.. директора меня зачислили в 3 Б класс. Сейчас учусь в 7 Б классе.

Кириллов И. И.