ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия
для преподавателя
Дисциплина: Русский язык
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка
Тема 2.9. Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень обучения
Курс I
2015 г.
Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин Протокол № _____ от_____________20___года Председатель__________________
|
Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.
Оглавление
Методический лист 4
Мотивация изучения темы 4
Выписка из тематического плана дисциплины «Русский язык» 5
Примерная хронокарта занятия 6
Блок информации 7
План самостоятельной работы студентов 8
Приложение 1 9
Приложение 2 10
Приложение 3 11
Эталоны ответов 13
Список использованных источников 16
Методический лист
Вид занятия: комбинированный.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).
Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней
Методы обучения – репродуктивный.
Время занятия: 90 минут.
Мотивация изучения темы
Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными
Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. | Нормы современного русского литературного языка | 84 | |
Тема 2.9. Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих | Содержание учебного материала | 2 |
Правописание гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ъ и Ь. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка. | | 1, 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.125, упр.183]; - работа с конспектом лекции. | 1 |
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
п/№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
1 | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
-
| Организационный этап | 1 | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места. | Журнал, тетради |
-
| Мотивационный этап | 1 | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | Методическая разработка занятия |
-
| Цели занятия | 1 | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают, записывают в тетрадь новую тему | Методическая разработка занятия |
-
| Контроль исходных знаний студентов | 15 | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе | Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов | Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя | Приложение 1. |
-
| Изложение исходной информации | 10 | Способствовать развитию формирования умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней | Излагает новый материал | Слушают, читают материал в учебнике, записывают | Методическая разработка занятия |
-
| Выполнение заданий для закрепления знаний | 20 | Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными | Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов | Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы | Приложение 2 (задание 1, 2) |
-
| Конечный контроль новых знаний | 35 | Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях | Инструктирует и проводит контроль | Выполняют задания | Приложение 3 |
-
| Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 2 | Формирование и закрепление знаний | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения | Записывают задание | - работа с учебником, выполнение упражнений [1, с.125, упр.183]; - работа с конспектом лекции. |
-
| Подведение итогов | 5 | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Журнал группы |
Блок информации
Употребление ь
1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется:
1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): восемь, лить, конь;
2) в середине слова – после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): альбом, льстить, мальчик, однако между двумя л буква ь не пишется: иллюстрация, аллергия; после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (тесьма); после мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – серьга). В остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик).
Примечание: полезно запомнить, что буква ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ (нянчить) (хотя нянька), хищник); буква ь сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола, перед окончанием -те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)
2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:
1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь, но существительное м. р. богач без мягкого знака);
2) в следующих формах глаголов: в неопределенной форме (увлечь, увлечься); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте); во 2-ом лице ед. ч. настоящего (и будущего) времени (моешь, моешься). Кроме того, по традиции ь после шипящих пишется: в наречиях), кроме невтерпеж, уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь).
3. Разделительный ь пишется в следующих случаях:
1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;
2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.
Употребление ъ
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);
2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);
3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех– (двухъярусный).
Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить).
Примечание: данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, детясли.
План самостоятельной работы студентов
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1 | Выявление уровня подготовки Контроль исходного уровня знаний | Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 1 | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе | 15 |
2 | Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний | 1. Выполнение заданий с различными случаями написания ь и ъ. Приложение № 2 | Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения правильно определять написание ь и ъ, а также использовать знания норм в своей письменной речи | 20 |
3 | Отчет | Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения | Выработка умения аргументирование отстаивать свою точку зрения | 5 |
4 | Конечный контроль | Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 3 | Выяснение степени достижения цели занятия | 35 |
Приложение 1
Задание для контроля исходного уровня знаний студентов
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. А Шурка и плакать не мог. Он все см…трел на печь, на груду огненных ч…р…пков и почему-то думал о том, что все в ж…зни бьется к сч…стью,— так ск…зала тетя Настя, и ее сл…ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горш…к вдреб…зги. Где же сч…стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» — надтреснуто зв…нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лиц… рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ш…н…ленку на одно плеч…, как-то удало-приятно тряхнул русым ч…бом, негромко х…х…тнул и стал прежним трепач…м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девч…нки принялись тихонько отодвигаться, т…сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно с.лдату незаметно переброситься тайным словц…м с другим служ…вым о сух…рях, холщ…вых к…томках и дальней д…роге. (Смирн.) 5. Когда-то ч…рную, может быть, даже ч…рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюж…ло с…диной, а вот брови какими были в молодости см…листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный г…рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль ш…ссе. (Кож.) 7. Строитель насл…ждается видом р…стущих заводских корпусов, новых ж…лых зданий, в…кзалов, т…атров, воздвигаемых по его про…ктам. (Ов.) 8. А з…ря разгоралась, и вет…р со степи струился навстречу синей-синей р…кой. (Айтм.) 9. В ч…рных, плутоватых, как у ц…гана, глазах Швыдченки Петр ул…вил немой вопрос. (Верш.) 10. Остальное было все летнее: лодочки, с…нд…леты, два ситц…вых платья, два с…р…фана и еще одно платье — ш…лковое, без рук…вов. (Сим.) 11. Вп…реди действительно пок…зались поля пл…вучих льдов, а среди них разводья. (Кап.) 12. На старую с…рдитую ма…ршу медицинской службы именно мои легкие произвели почему-то невыгодное впеч…тление. (Кае.) 13. Тимко увидел темные силу…ты быков и невысокого человека, который су…тился возле них. (Тютюн.)
Приложение 2
Задания для закрепления знаний
Задание 1. Прослушать предложения, выбрать и записать только те слова, в которых необходимо написание Ъ или Ь.
1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (М.). 2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Т.). 3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Ч.). 4. Долины ноч... еще об...емлет (П.). 5. Он стоит у бюста, опершись на п...едестал (Гот.). 6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Под...ем становился все круче и труднее (Закр.). 9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Г.). 10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Т.). 11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черк.). 12. И гул под...емлется кругом (Л.). 13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Т.). 14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матер…ю (Л. Т.). 15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. П.). 16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Г.). 17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами.
Задание 2. Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.
1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)
Приложение 3
Задания для конечного контроля
Задание 1. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.
I. 1. Савватей посоветовал попытат… счаст…я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полден…— в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дар…ю, застав… ее мчат… воды по пути, который сам ей укажеш…, прикажи ей быт… слугой советской земли, и ты еще раз услышиш… братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. От…езд должен был удобно, просто и мужественно разрешит… эту канител…, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовател…нос…ти, от необходимос…ти делат… то, во что не вериш… . (Гран.) 6. Дерев…я под тяжест…ю мокрого снега гнулис…; мал…чишки во всех дворах лепили снежные крепос.ти, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пал…то и еще в коридоре, прячас… от всевидящих материнских глаз, начинали раздеват…ся. (Проск.) 7. Михас…, сидя сейчас в подпол…е у стены, вспомнил в подробнос…тях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ноч…, освеженную дождем, он вышел на новую операцию — опят… же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очен… взрослые, душевно сил…ные, давно привыкшие с настойчивост…ю и суровостью управлят… собственной суд…бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочет…ся, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет… с ними хотя бы через ден… или час — даже в том случае, ес…ли этот ден… или час будет грозит… им сер…езными неприятнос…тями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительнос…т… элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое — сделат… бол…шие по об…ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит…, увеличит… скорос…т… движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетает…ся из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пол…зуяс… теорией Снигирева, бол…ше двух лет возилис… с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорит… их движение. Резул…тат отличный, работа нужна производству, все довол…ны. (Дем.)
II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и скол…ко бы боев и нанесенных немцам потер… ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехат… по этому забитому люд…ми шоссе, никому не об…ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что об…яснят… это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцат… дней, он со своими восьм…юдесят…ю танками пройдет через Красную площад… . Шест…десят… «тридцат…четверок» — машины, о которых может тол…ко меч…тат… любой танкист, и двадцат… «КВ» — тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы имет… их в бригаде в первый же ден… войны! Восемьдесят… танков … (К. Симонов)
Эталоны ответов
Приложение 1
1. А Шурка и плакать не мог. Он все смотрел на печь, на груду огненных черепков и почему-то думал о том, что все в жизни бьется к счастью,— так сказала тетя Настя, и ее слова однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горшок вдребезги. Где же счастье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» — надтреснуто звенел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лицо рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою шинеленку на одно плечо как-то удало-приятно тряхнул русым чубом, негромко хохотнул и стал прежним трепачом-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девчонки принялись тихонько отодвигаться, тесниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно солдату незаметно переброситься тайным словцом с другим служивым о сухарях, холщовых котомках и дальней дороге. (Смирн.) 5. Когда-то черную, может быть, даже чернее грачиного крыла, косу время слегка завьюжило сединой, а вот брови какими были в молодости смолистыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный горящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль шоссе. (Кож.) 7. Строитель наслаждается видом растущих заводских корпусов, новых жилых зданий, вокзалов, театров, воздвигаемых по его проектам. (Ов.) 8. А заря разгоралась, и ветер со степи струился навстречу синей-синей рекой. (Айтм.) 9. В черных, плутоватых, как у цыгана, глазах Швыдченки Петр уловил немой вопрос. (Верш.) 10. Остальное было все летнее: лодочки, сандалеты, два ситцевых платья, два сарафана и еще одно платье — шелковое, без рукавов. (Сим.) 11. Впереди действительно показались поля плавучих льдов, а среди них разводья. (Кап.) 12. На старую сердитую майоршу медицинской службы именно мои легкие произвели почему-то невыгодное впечатление. (Кае.) 13. Тимко увидел темные силуэты быков и невысокого человека, который суетился возле них. (Тютюн.)
Приложение 2
Задание 1.
Взъяренный, Пьер, компаньонки, обыденщина, ночь объемлет, пьедестал, въявь, съела, опьянела, подъем, дьявольски, ручья, съемка, подъемлется, объехать, матерью, предыдущего, сентябрь, подъезжал, субъект.
Задание 2.
Ь в конце слова для смягчения согласного звука: лагерь, брать, дань, яблонь, быть, расступилась, ходить, дышать, день.
Ь в середине слова: зорька, невольную, фельдфебелем, больному, шестьдесят.
Разделительный Ь: Васильевне, дочерью, людьми, деревьях, декабрьский.
Ь после шипящих: ложь, лишь.
Ь в глаголах: стучаться, поверьте, спускаться.
Ь в иноязычных словах: бульон.
Ъ перед е, ё, ю, я: въезжать, подъезд.
Приложение 3
Задание 1.
I. 1. Савватей посоветовал попытать счастья по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору отъевшиеся за осень птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полдень — в небе ни облачка, над степью марево, в сапогах печет ноги, а скинешь сапоги, ступать больно: так колется стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз въезжать в улицы города, то знойно пыльные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осенью, то гладко налощенные полозьями саней зимой, для него было непередаваемой радостью. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дарью, заставь ее мчать воды по пути, который сам ей укажешь, прикажи ей быть слугой советской земли, и ты еще раз услышишь братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. Отъезд должен был удобно, просто и мужественно разрешить эту канитель, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовательности, от необходимости делать то, во что не веришь. (Гран.) 6. Деревья под тяжестью мокрого снега гнулись; мальчишки во всех дворах лепили снежные крепости, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пальто и еще в коридоре, прячась от всевидящих материнских глаз, начинали раздеваться. (Проск.) 7. Михась, сидя сейчас в подполье у стены, вспомнил в подробностях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ночь, освеженную дождем, он вышел на новую операцию — опять же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очень взрослые, душевно сильные, давно привыкшие с настойчивостью и суровостью управлять собственной судьбой, порой впадают в такое состояние, когда им хочется, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет с ними хотя бы через день или час — даже в том случае, если этот день или час будет грозить им серьезными неприятностями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительность элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое — сделать большие по объему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит, увеличить скорость движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетается из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пользуясь теорией Снигирева, больше двух лет возились с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорить их движение. Результат отличный, работа нужна производству, все довольны. (Дем.)
II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и сколько бы боев и нанесенных немцам потерь ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехать по этому забитому людьми шоссе, никому не объясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что объяснять это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцать дней, он со своими восьмьюдесятью танками пройдет через Красную площадь. Шестьдесят «тридцатьчетверок» — машины, о которых может только мечтать любой танкист, и двадцать «КВ» — тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы иметь их в бригаде в первый же день войны! Восемьдесят танков … (К. Симонов)
Критерии оценки
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Список использованных источников
Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.
Розенталь Д.Э. / Справочник [Электронный ресурс] / Режим доступа http://evartist.narod.ru/ .
Диктанты / Сборник диктантов по орфографии и пунктуации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://dictations.ru/