СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по русскому языку для 8 класса на основе проблемной технологии с приемами развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
««Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи».»

ТЕМА УРОКА :  «Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи».


 

Тип урока: повторение и закрепление знаний.


Цели урока: 1) Создать условия для закрепления умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе, совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного, духовного и нравственного уровня воспитанности обучающихся через обращение к творчеству Эдуарда Асадова.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебный комплекс под редакцией

М.М. Разумовской. Русский язык 8 класс

Используемое оборудование: Презентация "Односоставные предложения"

Учебные технологии, используемые на уроке: Обобщающий урок на основе проблемной технологии с приёмами развития критического мышления. Методы и приёмы: • Исследование • Проблемные вопросы • Анализ текста • Творческая работа • • Дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

Психологический настрой 

В жизни можно по-разному жить: 
В горе можно и в радости. 
Вовремя есть, вовремя пить, 
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожженной до солнца достать 
И подарить его людям!

Вызов. Мозговая атака 
- Ребята, как бы вы хотели прожить свою жизнь? 
- На что бы вы потратили лучшие годы своей жизни? 
- Что для вас главное в жизни?

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Сегодня мы поговорим о ценностях – о ценностях человеческой жизни, человеческой души. 
Слово учителя. Сегодня все чаще говорят о возрождении вечных ценностей. Как вы считаете, ребята, почему именно в XXI веке вспомнили о вечных ценностях?

       Наш урок, посвященный повторению изученного по теме «Односоставные предложения», я предлагаю провести в форме диалога с поэтом, чьи творчество затрагивает тему непреходящих вечных ценностей.

Обратимся вновь к стихотворению, которое прозвучало вначале урока. Кто автор этой миниатюры? (Эдуард Асадов).

Перед вами портрет советского поэта и писателя Эдуарда Асадова. Это советский поэт, который к сожалению, не изучается в школе, но его стихи несут в себе именно те вечные ценности, о которых мы говорим. 

Любовь к человеку, настоящая дружба, красота человеческих отношений – одна из главных тем поэзии Асадова. Именно все эти неподкупные качества проходят через всё творчество замечательного поэта 20 века Эдуарда Асадова.


Индивидуальная работа. Работа по карточкам.


Языковая разминка. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений.

В жизни можно (по)разному жить
В горе можно и в радости. 
(Во)время есть (во)время пить 
(Во)время делать гадости.

А можно и так на ра..вете встать 
И помышляя о чуде
Рукой обо..енной до солнца достать 
И подарить его людям!

Дайте характеристику предложениям.

Стихотворение состоит из безличный предложений, где сказуемые выражены инфинитивом

Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов. Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

- Давайте задумаемся: а что такое ценности? Обратимся к Толковому словарю

ЦЕННОСТЬ (Словарь русского языка под ред А.П. Евгеньевой )

1) Предметы, явления, важные для культурной, духовной жизни какого-либо народа, общества.


- Какие же ценности являются вечными? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос следующим образом: узнать слово по его лексическому значению.

Работа у доски 1 обучающегося.


Словарная работа.: ценность, доброта, духовность, нравственность, милосердие, сострадание.

Задание:
1) Общеславянское слово, от доба – «пора, время». Первоначальное значение «Большой, крепкий, вошедший в добу (пору)» ДОБРОТА (Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка 2005 )


2) Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. ДУХОВНОСТЬ


3) Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. НРАВСТВЕННОСТЬ (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999 г)

4) Заимствованное из старославянского языка, в котором оно является словообразовательной калькой греческого (симпатия). Восходит к «страдание, боль, страсть, чувство» СОСТРАДАНИЕ ( Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка М.2005)


5) Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. МИЛОСЕРДИЕ (Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999 г)


Сострадание, духовность, нравственность, духовность, доброта. Несомненно, что каждое из перечисленных слов заслуживает отдельного разговора.



Просмотр видеоролика «Дорожите счастьем, дорожите!» 
Работа в парах. Выделите грамматическую основу предложений

Дорожите счастьем, дорожите! 
Замечайте, радуйтесь, берите 
Радуги, рассветы, звезды глаз - 
Это все для вас, для вас, для вас. 

Услыхали трепетное слово - 
Радуйтесь. Не требуйте второго. 
Не гоните время. Ни к чему. 
Радуйтесь вот этому, ему! 

Сколько песне суждено продлиться? 
Все ли в мире может повториться? 
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз... 
Разве будет это тыщу раз! 

На бульваре освещают вечер 
Тополей пылающие свечи. 
Радуйтесь, не портите ничем 
Ни надежды, ни любви, ни встречи! 

Лупит гром из поднебесной пушки. 
Дождик, дождь! На лужицах веснушки! 
Крутит, пляшет, бьет по мостовой 
Крупный дождь, в орех величиной! 

Если это чудо пропустить, 
Как тогда уж и на свете жить?! 
Все, что мимо сердца пролетело, 
Ни за что потом не возвратить! 

Хворь и ссоры временно отставьте, 
Вы их все для старости оставьте 
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас 
Эта "прелесть" миновала вас. 

Пусть бормочут скептики до смерти. 
Вы им, желчным скептикам, не верьте - 
Радости ни дома, ни в пути 
Злым глазам, хоть лопнуть, - не найти! 

А для очень, очень добрых глаз 
Нет ни склок, ни зависти, ни муки. 
Радость к вам сама протянет руки, 
Если сердце светлое у вас. 

Красоту увидеть в некрасивом, 
Разглядеть в ручьях разливы рек! 
Кто умеет в буднях быть счастливым, 
Тот и впрямь счастливый человек! 

И поют дороги и мосты, 
Краски леса и ветра событий, 
Звезды, птицы, реки и цветы: 
Дорожите счастьем, дорожите! 

В чем заключается счастье по словам поэта? А что счастье для вас? 

Какие односоставные предложения используются в тексте? Определите их тип. Укажите примеры, которыми можно проиллюстрировать правописание частицы НЕ и НИ.


Работа в группах 
Каждая группа составляет кластер «Вечные ценности»

Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов. 
- Нужно ли милосердие сегодня? 
Идет беседа

«Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно». Д. Гранин

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей". 
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. 
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации. 
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? 
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? 
Идет беседа 
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие. Прослушайте стихотворение Э. Асадова «Падает снег».

Эдуард Асадов

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.


Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.


Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.


Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.


А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?


А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!


И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?


Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...


И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

- О каком нравственном качестве идет здесь речь? (О милосердии, сочувствии, сострадании).

- Запишем два четверостишия из стихотворения.

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.


Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

- Какие средства выразительности здесь проиллюстрированы? (Сравнение, метафора, риторические вопросы).

- Выделите грамматические основы предложений.

- С какими типами односоставных предложений мы сегодня не встречались? С неопределенно-личными и обобщенно-личными. Чем отличаются они друг от друга?

- Русский язык, как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Нужно подобрать синонимичные предложения, при этом обязательно односоставные, определить их тип.

  1. Сладко пахнет резеда. – Сладко пахнет резедой. (безл.)

  2. Начинался рассвет. – Начинало рассветать. (безл.)

  3. Стукнул мороз. – Морозит. Морозно. (безл.) – Мороз. (наз.)

  4. Я любуюсь одинокой звездой. - Любуюсь одинокой звездой. (опр.-лич.)

  5. В летнюю пору крестьяне выгоняют лошадей на ночь в поле. - В летнюю пору лошадей выгоняют на ночь в поле. (неопр.–лич.)

Конкурс «Веришь – не веришь».

  1. Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом? (ДА)

  2. Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными? (ДА)

  3. Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола? (НЕТ)

  4. Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего? (ДА)

  5. Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными? (НЕТ)

  6. Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений? (ДА)

  7. Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах? (ДА)

  8. Верите ли вы, что форма глагола-сказуемого в неопределённо-личных предложениях может быть «прошедшее время множественного числа»? (ДА)

  9. Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении? (ДА)

  10. Верите ли вы, что двусоставные предложения могут быть определённо-личными? (НЕТ)


Цифровой диктант.

А) Найти односоставное определенно-личное предложение:

  1. Люблю дымок спаленной жнивы.

  2. На небе нет ни облачка.

  3. Ночь прошла.

Б) Найти односоставное неопределенно-личное предложение:

  1. Степь и дали.

  2. От него ждали чуда.

  3. Я люблю землю своих предков.

В) Найти односоставное безличное предложение:

  1. Травы скашивают рано утром.

  2. Узнаю перекличку скворцов и синиц.

  3. Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.

Г) Найти односоставное назывное предложение:

  1. Бурей выбросило на берег много ракушек.

  2. Становится светлее.

  3. Небо да море.

Д) Найти двусоставное предложение:

  1. После дождя стало теплее.

  2. Море в это утро было теплое и приятное.

  3. В комнатах запахло елкой.

Ответ: 12332

Рефлексия. Просмотр видеоролика Делай добро и оно к тебе вернется.

- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

- Составьте Памятку «Жизненных правил», используя при этом односоставные предложения. Как вы думаете, какого вида они будут? (Определенно-личного)

1.Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2.Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5.Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

8.Предлагаю продолжить работу по теме классного часа.

Домашняя работа.

Напишите сочинение на тему «Доброе слово: оно необходимо каждому».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!