СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Итоговая работа. Повышение квалификации Менеджмент в образовании.
Программа профессиональной переподготовки
«Менеджмент в сфере образования»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ
МОНИТОРИНГА»
Оренбург 2016 г.
Содержание
| Введение | |
I. | Теоретические аспекты управления качеством образования посредством мониторинга | |
1.1 | Мониторинг качества образования: сущность, теоретические аспекты мониторинга, как средства управления качеством образования | |
1.2 | Виды и направления мониторинга в образовании | |
II. | Управление качеством образования в колледже с использованием системы мониторинга | |
2.1 | Проблемно-ориентированный анализ внутренней и внешней среды | |
2.2 | Разработка модели системы мониторинга качества образования и управление внедрением системы мониторинга качества образования в колледже | |
| Заключение | |
| Список литературы | |
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в государственном устройстве и социально-экономической жизни страны, требуют коренного улучшения теории и практики управления качеством образовательного процесса. Сегодня, общепризнан тот факт, что образование в современном мире, как культурно – социальный институт, переживает глобальный кризис, являющийся отражением глобального цивилизационного кризиса. Преодоление кризиса связывается, в конечном счете, с «поворотом к человеку» во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования. Ориентация на человека в образовании выступает как процесс, соответствующий демократизации и гуманизации всей жизни общества, постепенного отказа образовательной системы от жесткой ориентации на обслуживание потребностей государства в ущерб интереса главного объекта образовательного процесса -формирующейся личности.
Анализ работ многих авторов [Панасюка В.П., Поташника М.М., Шамовой Т.И. и др.] показывает, что на первый план сегодня выдвигаются проблемы управления качеством образовательных систем и его оценки, основывающейся на достоверных и сопоставимых данных.
Неспособность традиционной системы контроля в силу своих организационных и технологических особенностей в новых условиях обеспечить своевременное получение объективной сопоставимой информации [количественной и качественной], необходимой для принятия управленческих решений, определяет актуальность разработки проблемы оценки качества образования, отводя одно из приоритетных значений мониторингу качества образования.
В рамках модернизации системы образования проблема управления качеством образования посредством мониторинга является наиболее актуальной.
Проблема повышения качества образования является одной из важнейших проблем современного общества. Качество формируется всей системой образования: на формальном, неформальном и вне формальном уровнях. Ведущая роль в этом процессе принадлежит формальному образованию, осуществляемому в образовательных учреждениях.
Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информации о состоянии образовательного процесса. При этом получение подобной информации должно постоянно возобновляться в течение достаточно короткого промежутка времени. В противном случае управляющие воздействия могут оказаться неэффективными или даже бесполезными.
Существуют несколько моделей управления общеобразовательным учреждением, а также подходов к оценке качества управления. Изучению этих вопросов были посвящены работы: А.М.Моисеева, который отстаивал специальный термин "качество управления школой", М.М.Поташника, сформулировавшего набор критериев для оценки качества управления образовательным учреждением, Т. М. Давыденко, которая считает, что важно учитывать изменения в объекте управления (школьных процессах, деятельности учителей и др.) и в субъекте управления, а также ряд других исследований.
Опираясь на положения ситуационного подхода в менеджменте, Р. Питере и Р. Уотермен утверждают, что стиль управления должен существенно варьироваться в зависимости от объективных условий «организационного контекста», то есть сочетать в себе различные стили управления.
Основным инструментом получения управленческой информации является мониторинг.
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время процесс управления качеством образования осуществляется преимущественно на основе несистематичной, неполной, и не всегда достаточно объективной информации и поэтому малоэффективен.
Преодолеть этот недостаток можно с помощью мониторинга, направленного на получение систематичной, полной, достоверной информации.
Объектом исследования является образовательный процесс в ПУ
Предметом исследования является мониторинг качества образования как инструмент формирования информационной основы управления общеобразовательным учреждением.
Цель исследования - разработать модель мониторинга качества образования, направленного на получение систематической, полной и достоверной управленческой информации.
Гипотеза исследования: мониторинг качества образования предоставит управлению разностороннюю, системную, обладающую прогностической силой информацию, если:
будет уточнено понятие «мониторинг образования», определено понятие «мониторинг качества образования»;
будет создана модель системы мониторинга качества образования способствующая повышению уровня образованности учащихся;
будут разработаны критерии эффективности модели системы мониторинга качества образования учащихся.
Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. конкретизировать научное представление о специфике мониторинга качества образования, выявив сущность понятия «качество образования», «мониторинг качества образования», «система мониторинга качества образования»;
2. проанализировать процесс управления качеством образования в ПУ;
3. построить модель системы мониторинга качества образования, интегрирующую процедуру управления и подготовку информации для процесса принятия управленческого решения;
4. экспериментально проверить эффективность усовершенствованной системы мониторинга качества образования корпуса колледжа;
5. разработать рекомендации для управленцев по внедрению в учебный процесс модели мониторинга качества образования.
В процессе работы над исследованием для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ философско-методологической, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблематике исследования; изучение отечественного и зарубежного опыта оценки качества образования и методики проведения мониторинговых оценок; психологические и педагогические эксперименты, статистическая обработка результатов экспериментов; обследование и экспертиза состояния мониторинга образования, беседы с администрацией и преподавателями учебных заведений; экспериментальное преподавание, наблюдение за ходом учебного процесса, деятельностью учащихся.
Все это планируется обеспечить методическим комплексом, в который войдут: методы теоретического анализа (сравнительно - сопоставительный анализ, моделирование), различные виды диагностики.
Исходные методологические и теоретические позиции исследования: работы по проблемам оценки образовательных достижений, мониторинга, управления образовательным процессом (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, В.М.Казакевич, Г.СКовалева, Э.А.Красновский, А.А.Кузнецов, И.И.Кулибаба, В.М.Лазарев, ИЛ.Лернер, М.М.Поташник, М.В.Рыжаков, Т.И. Шамова, С.Е.Шишов и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит: в построении модели деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения, информационная составляющая которой основана на результатах системного мониторинга.
Практическая значимость исследования заключается:
в разработке усовершенствованной модели системы мониторинга качества образования, позволяющей получить систематическую, полную и достоверную информацию достижения учащимися каждой из заявленных образовательных целей, на основе которой можно принимать эффективные управленческие решения в рамках образовательного заведения;
в разработке методики проведения мониторинговых исследований качества образования; в разработке рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по организации информационной составляющей управленческой деятельности.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕМ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА
1.1 Мониторинг качества образования: сущность, теоретические аспекты, как инструмент управления качеством образования.
Первым этапом работы в ходе моего исследования было теоретическое осмысление проблемы системы мониторинга, качества образования и разработка понятийного аппарата исследования. В результате анализа научно – педагогической литературы, сравнения позиций разных ученых и практиков, были приняты дефиниции понятий «образование» [как процесс и результат], образованность, качество образования, компетентность, мониторинг качества образования:
образование [как процесс] – социальное явление, система, функцией которой является целенаправленное развитие личности, обучение и воспитание членов общества [в интересах человека и государства], ориентированных на овладение определенными значениями, умениями, идейно – нравственными и культурными ценностями, нормами поведения, а также процесс изменения, развития и совершенствования сложившейся системы знаний, умений, отношений, в связи с изменяющимися условиями жизни и ускоряющимся научно – техническим процессом;
образование [как результат] – достижение цели образования, совокупность усвоенных, приобретенных в процессе образования и самообразования знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, отношений и ценностей, необходимых для общественной жизни и труда, и не противоречащих зафиксированным в общественном сознании социальным эталонам; а также психологическая готовность к самообразованию и саморазвитию.
образованность – мера достижения определенного уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая ориентироваться в окружающей общественной среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого самореализовываться и непрерывно самосовершенствоваться.
Если говорить о качестве образования, то надо отметить, что понятию качества приписываются разнообразные противоречивые значения, возникает множество споров.
Качество – общенаучная категория, которой пользуются специалисты самых различных областей. Обратившись к словарям, мы видим, что под качеством понимается соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам. По отношению к сфере образования качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования. Иными словами, качество образования – это система социально – обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик.
В теории социального управления понятие «качество» принято рассматривать в узком и широком смысле. Качество в узком смысле – это качество результатов. Качество в широком смысле – это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он осуществляется.
В новой версии международных стандартов качества ИСО 9001 дано следующее определение качества: «качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям».
С точки зрения методологии качество – это системная категория, которая отражает соответствие результата поставленной цели.
Философское понимание качества образования показывает нам то, что отличает образование от других социальных явлений, систем, видов деятельности. Фактически это синоним термина «образование», поскольку речь идет о его сути.
Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к образовательному учреждению на системном уровне впервые была сделана в исследовании С.Е. Шишова и В.А. Кальней. В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» качество образования определяется как степень достижения поставленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. [Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1999.]
В словаре по образованию и педагогике «качество образования» трактуется как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. [Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.:2004.]
Г.М.Коджаспирова данное понятие определяет как «определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями». [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.:2005.]
С данных позиций качество образования следует рассматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее существенно для решения задачи обеспечения и контроля качества образования, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.
В.П.Панасюк дает следующее определение: качество школьного образования – это такая совокупность свойств, которая обуславливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. [Системное управление качеством образования в школе. С-пб., М., 2000,с.58].
А.М.Моисеев понятие «качество образования в школе» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. [Словарь – справочник «Внутришкольное управление». М., 1998.]
В монографии под редакцией М.М.Поташника качество образования понимается как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели [результаты] заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. [Управление качеством образования. М., 2000,с.33].
Образование в целом все больше взаимодействует с экономикой, культурой, другими сферами и областями общественной жизни. Образование начинает играть роль одного из важнейших факторов и резервов развития. Общим компонентом взаимодействующих систем является качество человека. Школа не может не отражать, не воспринимать те квалитативные тенденции, которые повсеместно появляются на рынке труда.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года новое понимание качества образования связано с формированием ключевых компетенций: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования:
Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе.
Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. К этой же группе общения относится владение несколькими языками.
Компетенции, связанные с возникновением общества информации.
Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Исходя из вышесказанного, качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. [Гирба Е.Ю.ст. Управление качеством образования]
Таким образом, можно сказать, что качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством – процесс привидения системы к некоторому стандарту. «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». [Файоль А.]
Управление качеством образования – комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия как на образование в целом, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования, развития, их результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам.
Итак, под качеством образования мы понимаем определенный уровень знаний, умений, компетенций, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе, исходя из целей образования и стандартов.
И еще одно понятие, на котором хотелось бы остановиться в работе с понятийным аппаратом исследования – это «мониторинг».
Термин «мониторинг» [от латинского слова monitor - предостерегающий] пришел в педагогическую науку из экологии и социологии.
В экологии – мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим направлениям.
В социологии - мониторинг – определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.
В педагогике – мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
По мнению А.Н. Майорова, мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его [Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб: Издательство «Образование - культура», 1998 г.]
На мой взгляд, наиболее современной и актуальной является определение мониторинга качества образования, данное во фрагменте лекции «Мониторинг качества образования» доктором педагогических наук Э.Р. Саитбаевой. Здесь мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на международном, национальном, региональном или местном [включая школы] уровнях.
Мониторинг – одно из важнейших и относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных управленческих и педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее желаемым результатам. Конечные результаты не всегда соответствуют заданным, планируемым. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения. [Саитбаева Э.Р. Управление качеством образования – Оренбург, 2006 г.с.182.]
Сложность определения понятия «мониторинг» связана также с принадлежностью его как к сфере науки, так и к сфере практики. В моем представлении образовательный мониторинг – это способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.
В настоящее время наряду с понятием «мониторинг» широко используется другое понятие – «система мониторинга». В своей работе под системой мониторинга я понимаю совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает проведение мониторинговых процедур. Структуру мониторинговой системы составляют следующие элементы: субъекты мониторинга, комплекс мониторинговых показателей; инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности; мониторинговая деятельность. Применение образовательного мониторинга целесообразно тогда, когда возникает необходимость отслеживания процесса реализации какого – либо проекта, развития каких – либо событий, явлений, получение своевременной информации об этом процессе позволяет лучше понять его суть, а если возникают отклонения, - внести коррективы. Таким образом, мониторинг дает возможность своевременно вмешиваться в механизмы, закономерности образовательного процесса или развития личности. Только при таких условиях возможно компетентное управление ими.
Таким образом, в работе мы вышли на уточненное определение мониторинга в образовании: это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
1.2 Виды и направления мониторинга в образовании.
Существующие системы мониторинга можно условно группировать по нескольким основаниям.
Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании, и т. д.
Вторая группа — мониторинг развития знаний учащихся, разработанный СИТО — голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования. Данная система построена с использованием модели «цель — результат» и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений; ими пользуются педагоги и администраторы.
Третья группа — системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход-выход» В качестве входа рассматриваются характеристики ученика, например, такие как социально-экономический статус семьи и способности. Для получения интегрального результата разработчики вводят понятие эффект влияния образовательного учреждения, имея в виду различия между средним уровнем деятельности образовательного учреждения и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.
Четвертая группа — системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации.
Виды мониторинга социальных систем определяют по их целям
Информационный мониторинг предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый — выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.
Проблемный — позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющие в зависимости от задач:
проблемный мониторинг функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками;
проблемный мониторинг развития завершается после решения задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность— динамичность, когда вопросы качества, инструментария всей его системы должны решаться в узких временных рамках.
Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.
По основаниям экспертизы выделяют следующие виды мониторинга:
Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.
Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.
По уровням у правления различают: школьный; районный; областной (региональный); федеральный.
Возможна и квалификация по средствам: педагогический; социальный; психологический; медицинский; экологический; демографический.
Из множества аспектов деятельности учебных заведений, изучение которых предполагает мониторинг, авторы выделяют системообразующие: экономический, педагогический, социальный и управленческий.
Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов для обеспечения качественной подготовки профессиональных рабочих и специалистов. Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющие:
• текущие расходы — непосредственно обеспечивающие учебно-воспитательный и производственный процессы;
• перспективные расходы — вложения в материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения; нельзя считать эффективной работу тех учебных заведений, которые об этом не заботятся.
Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучения и воспитании учащихся, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.
Выделяются три составляющие:
• уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта;
• кругозор учащихся, их способность перенести имеющиеся у них специальные знания в другие сферы;
• сформированность социальности, т. е. освоение ими различных социальных ролей.
Социальный аспект отражает адекватность функционирования системы образования требованиям общества. Характеризуется эта адекватность отношением различных социальных слоев к школе. Социальный аспект отражает имидж учебного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.
Управленческий аспект предполагает отслеживание эффективности управления образовательным учреждением. Он оценивает эффективность управленческой поддержки на разных уровнях.
Согласно статистике, наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1):
Направления
социально-педагогического мониторинга
Мониторинг
качества образования
Мониторинг
образовательных потребностей учащихся и местного сообщества
Мониторинг
уровня социализации личности
Мониторинг
уровня профессионализма педагогических кадров
Мониторинг
интересов учащихся
Мониторинг
состояния здоровья учащихся
Принципы и этапы организации мониторинга в образовательном учреждении
К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
Первый — объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая учебным заведениям, также должна быть конкретной и полезной для руководства образовательного учреждения.
Второй — сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.
Третий — адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.
Четвертый — прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
Можно добавить пятый принцип — целевого назначения, который предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга (схема 2):
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагируют образовательные учреждения на изменения внешней среды и потребности местного сообщества. Активное привлечение общественности в сферу образования, распределение ответственности за результаты образования между заинтересованными субъектами может обеспечить механизм государственно-общественного управления качеством образования. В ситуации перехода возникает потребность в сознательном воздействии на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
Вопрос систематического контроля за уровнем качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без его специального отслеживания па единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися различных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность, как учителя, так и учащегося. Принятие Федерального государственного стандарта общего образования и новых программ обязывает применять такие единые формы контроля за ходом учебного процесса, которые были бы предельно близки к реальному положению дел, а его результаты были бы сравнимы. Получив такой результат, можно своевременно и конкретно вносить необходимые поправки в деятельность как преподавателей, так и учащихся.
II. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
2.1 Проблемно-ориентированный анализ внутренней и внешней среды колледжа
Если рассматривать систему мониторинга качества образования в колледже, надо отметить, что мониторинг в той или иной мере существовал в системе профессионального образования всегда.
Следует отметить, что система мониторинга – понятие многомерное и в рамках данной работы проследить все элементы этой системы нет возможности, поэтому я проанализирую лишь ряд моментов, которые мне показались наиболее яркими для обоснования необходимости совершенствования системы мониторинга качества образования.
С этой целью преподаватели изучают социальные паспорта групп, используют результаты входного контроля знаний учащихся по основным предметам за курс 9 класса, присутствуют на педагогических консилиумах, родительских собраниях. Исходя из полученных сведений о группе, планируют уроки, готовят дидактические материалы с разноуровневыми заданиями, работают индивидуально с учащимися на консультациях, дополнительных занятиях и факультативах.
С 2008 года мы ведем работу по созданию портфолио тех обучающихся, которые стремятся продолжить свое образование на следующей ступени. Привлекаем их к участию в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.
Ежегодно принимаем участие в зональных и областных олимпиадах.
В 2015 году наш обучающийся занял второе место в конкурсе профессионального мастерства по профессии «Сварщик». На областном конкурсе мастерства по профессии «Сварщик» наш мастер производственного обучения был награжден дипломом 3 степени.
Такой подход дает положительные результаты. За последние годы прослеживаются, хотя и не значительные, но все-таки положительные тенденции в уровне и качестве знаний учащихся.
Анализ результатов мониторинга за три года показывает.
Таблица 1
Итоги работы преподавателей по общеобразовательным дисциплинам
за 3 года
№ | Ф.И.О | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
Успеваем | Кач-во | Успеваем | Кач-во | Успеваем | Кач-во | ||
| Муратова Р.И. | 92 | 26,3 | 90 | 16,5 | 94,5 | 13,7 |
| Галицкая О.И. | 98 | 35,5 | 99 | 33 | 86,6 | 46,6 |
| Карева О.В. | 96,4 | 43 | 96,2 | 38,4 | 96,5 | 39,3 |
| Акашева И.Н. | | | 100 | 37,8 | 100 | 41 |
| Сухомлинов Е.И. | 92,3 | 72,0 | 94,9 | 72,1 | 92,5 | 78 |
| Ишакова Е.Т. | 90,3 | 18,6 | 98,7 | 28,4 | 100 | 18,6 |
| Тореева Н.А. | 92,6 | 30,2 | 94,3 | 26,5 | 94,5 | 30 |
Немало важную роль играет и сложившаяся система мониторинга уровня знаний учащихся по модулям.
Таблица 2
Сведения об итоговой аттестации выпускников
Год | Всего выпускников | % успева-емости | «Отлич-но» (%) | «Хорошо» (%) | «Удовлет-ворительно» (%) | Дипломы с отличием |
2013 | 250 | 95,2 | 4,8 | 31,2 | 59,2 | 12 |
2014 | 272 | 95 | 4,8 | 33,2 | 61,3 | 13 |
2015 | 237 | 97,9 | 2,5 | 36,8 | 60,7 | 6 |
Таблица 3
Средний балл итоговой аттестации выпускников
по профессиям за последние три года
№ | Профессия | 2013 | 2014 | 2015 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Таблица 4
Сведения об итогах производственной практики обучающихся
за последние два года
Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 5 корпуса колледжа по профессиям показал, что большая часть учащихся (около 60 %) выпускаются с результатом «удовлетворительно». Таким образом, вышеизложенные недостатки определяют главную (для управления качеством) проблему – отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителей, выявить факторы, влияющие на успеваемость и качество образования, в данном случае качество подготовки рабочих.
По данным образовательной статистики, до 30% выпускников образовательных учреждений не могут своевременно устроиться на работу, 30% - работают не по специальности. И это притом, что существует устойчивый спрос на рабочие профессии (до 80% - вакансий) Таким образом, вышеизложенные недостатки определяют проблему–разрыв между потребностями работодателя в квалифицированных кадрах и уровнем подготовки выпускников.
Качественный состав преподавательских кадров.
Общее количество ИПР - 66, из них: штатные - 66, совместители - нет
Из числа штатных:
Высшее образование имеют - 59 чел.
Среднее профессиональное - 6 чел.
Начальное профессиональное - 1 чел.
Не имеют профессионального образования – нет
89 % ИПР имеют первую и высшую квалификационные категории.
Таблица 6
Возрастной ценз ИПР
Категория | До 40 лет | 40-51 | 51-65 | Свыше 64 | Средний возраст |
Преподаватели | 9 | 5 | 10 | 1 | 45 |
Мастера производственного обучения | 2 | 7 | 9 | - | 47 |
Всего: | 11 | 12 | 19 | 1 | 47 |
Таблица 7
Сведения об укомплектованности и текучести инженерно-педагогических и руководящих кадров
№ | Должность, предмет, специальность | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Причина увольнения | ||||||
| | Кол-во ставок по штату | Фактически укомплектовано | Выбыло в т.ч. имеющие категорию | Кол-во ставок по штату | Фактически укомплектовано | Выбыло в т.ч. имеющие категорию | Кол-во ставок по штату | Фактически укомплектовано | Выбыло в т.ч. имеющие категорию | |
| Заместитель директора по УПР | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Заместитель директора по УВР | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Заместитель директора по ООД | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Психолог | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Социальный педагог | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Преподаватель ОБЖ | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Руководитель воспитания | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | Собст.желание |
| Старший мастер | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
| Мастера производственного обучения | 45 | 45 | - | 33 | 33 | - | | | | Собст.желание. Сокращ. штата |
| Преподаватели общеобразовательных дисциплин | 16 | 16 | - | 15 | 15 | - | | | | |
| Преподаватели специальных дисциплин | 7 | 7 | - | 6 | 6 | - | | | | Собст.желание |
Таблица 8
Результаты аттестации инженерно-педагогических работников
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||||
В | I | II | В | I | II | В | I | II | |
Преподаватели | | 5 |
| 1 | 2 | | 3 | 2 | |
Мастера п/о | 1 | 4 |
| 1 | 2 | 1 | | 1 | |
Из сведений, приведенных в таблицах 6,7,8 можно увидеть, что качественный уровень педагогического состава 5 корпуса колледжа достаточен для ведения учебного процесса, и, судя по низкой текучести кадров, условия пребывания на рабочем месте достаточно комфортны.
Материальная база 5 корпуса колледжа
Типовое здание, построенное в 1976 году:
Учебный корпус – 5190,9 кв.м.
Мастерские – 2243. кв.м.
Общежитие - 4258 кв.м.
Спортивный зал – 302,4 кв.м.
Столовая - 409 кв.м.
Гараж – 104,6 кв.м.
Библиотека - 85 кв.м.
Библиотека расположена в здании корпуса на 1 этаже, имеет читальный зал и книгохранилище. Анализ обеспеченности учебного процесса учебной и учебно-методической, справочной литературой показал, что объём, и качество библиотечно-информационного обеспечения в основном соответствует Государственным образовательным стандартам.
В учебном корпусе расположены 22 кабинета (15 - общеобразовательных дисциплин и 7- специальных дисциплин).
Оборудование кабинетов мебелью достаточное и содержится в удовлетворительном состоянии.
Училище располагает спортивным залом, имеет оборудование для проведения занятий по физической культуре. Для занятий на свежем воздухе используется спортивная площадка. На базе спортивного зала работают спортивные секции и кружки, создан тренажёрный зал.
Столовая рассчитана на 180 посадочных мест. Питание осуществляется в два потока. Ежедневно обслуживается до 400 человек.
В цехе ЛПЗ№1 оборудованы рабочие места для проведения лабораторно-практических занятий с агрегатами и узлами.
Корпус располагает необходимой техникой, что позволяет осуществлять подготовку рабочих кадров по профессиям.
Таким образом, из анализа материально – технической базы можно сделать вывод о том, что бюджетное финансирование позволяет поддерживать материально – техническую базу корпуса на достаточном уровне, соответствующем ныне действующим стандартам.
Как результат аналитического исследования могут быть сделаны следующие выводы:
Образовательная деятельность в корпусе получает удовлетворительную оценку.
В педагогической среде разрабатываются и внедрены новые технологии оценки качества педагогической деятельности.
Накопленный педагогической практикой материал обнаруживает актуальность мониторинга.
Отсутствие должной системы в оценивании уровня профессиональной подготовленности обучающихся ослабляет возможности диагностики и коррекции качества образовательной и профессиональной подготовки, возможности осуществления мониторинговых исследований, наблюдений динамики обученности специалистов.
Итак, в существующей на сегодняшний момент ситуации в системе мониторинга качества образования в корпусе существует, на мой взгляд, главное противоречие: между необходимостью достижения нового современного уровня качества образования и несовершенством используемых управленческих решений обеспечения качества образования.
Таким образом, проблема исследования имеет следующую формулировку: «Каким образом усовершенствовать систему мониторинга качества образования».
2.2. Разработка модели системы мониторинга качества образования и управление внедрением системы мониторинга качества образования
В рамках Стратегии развития корпуса на период 2009-2015 гг.. одним из ключевых проектов был проект «Совершенствование системы мониторинга качества образования». Начало работ по созданию системы управления качеством положили следующие организационные мероприятия:
создан Центр мониторинга качества образования,
сформирована творческая группа из числа руководителей и сотрудников функциональных структурных подразделений училища.
Центр мониторинга качества образования (ЦМкО) является принципиально новой для системы образования структурой, поэтому становление ЦМкО рассматривается как сложный по исполнению и требующий методической поддержки управленческий проект.
На сегодня определились три взаимосвязанных целевых направления деятельности ЦМкО:
содействие администрации корпуса в повышении качества управления;
содействие подразделениям корпуса в повышении качества образовательных услуг;
содействие формированию имиджа колледжа как образовательного учреждения, комплексно реализующего требования государства в части управления качеством в образовании и требования потребителей образовательных услуг.
Центр мониторинга качества образования, будучи организационным ядром системы управления качеством образования, выполняет следующие функции:
содействие администрации корпуса в нормативном и нормативно-правовом обеспечении деятельности в области качества образования;
обеспечение информационной основы для принятия администрацией и коллегиальными органами корпуса квалифицированных решений в области качества образования;
контроль и аудит работы образовательных подразделений корпуса в области качества.
Кроме того, ЦМкО выполняет методические и информационные функции.
Как методический центр по проблемам качества ЦМкО осуществляет методическое обеспечение и сопровождение работы корпуса в области качества образования:
разрабатывает методические рекомендации, определяет методы и модели обеспечения качества образования и осуществляет методическое сопровождение их введения в практику;
оказывает методическую помощь администрации и руководителям структурных подразделений корпуса в решении закрепленных за ними задач в области качества образования;
осуществляет методическое руководство проектами, связанными с совершенствованием системы управления качеством образования;
организует участие во внешних мероприятиях по проблемам формирования и функционирования систем качества в образовательных учреждениях.
Разработка и внедрение эффективной системы управления качеством образования требует высокого профессионализма и знания высшим руководством и сотрудниками принципов всеобщего менеджмента качества, его способов и методов. Следовательно, для эффективного участия каждого сотрудника корпуса в реализации стратегии качества необходимо, прежде всего, их дополнительное обучение. Как учебно-информационный центр по проблематике качества образования ЦМкО осуществляет учебную, учебно-информационную и просветительскую работу с персоналом корпуса:
формирует и поддерживает в актуальном состоянии информационный фонд по вопросам качества, организует доступ к нему работников;
подготавливает и распространяет информационные и учебно-информационные материалы по проблематике качества образования;
подготавливает и проводит в рамках учебные, учебно-информационные мероприятия, направленные на повышение уровня информированности и компетентности работников области качества образования.
Модернизационные семинары, проведенный членами творческой группы, позволили выделить основные и вспомогательные процессы деятельности корпуса. В результате структура системы мониторинга качества представляется совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, относящихся к четырем блокам, согласно ГОСТ Р ИСО 9001:2000 г.
Субъекты и объекты педагогического мониторинга.
В том понимании, в котором рассматривается мониторинг в данной работе, субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и обучающиеся, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Обучающийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности.
В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.
В начале марта 2008года в ПУ№41 (в дальнейшем преобразованном в 5 корпус ГАПОУ «ОАТК») была разработана модель мониторинга качества образования в ПУ№41(схема №1), которая использовалась, согласно программе, до 2016 года.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т.д.
Система – множество закономерных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь).
Разрабатываемую систему мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:
I группа – мониторинг уровня ЗУН обучающихся («цель – результат»)
(результативность учебно-воспитательного процесса);
II группа – мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;
III группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход – выход»;
IV группа – системы мониторинга на уровне образовательного учреждения.
С её помощью планируется предпринимать попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.
Процессу внедрения разрабатываемой системы мониторинга качества должно предшествовать обсуждение и корректировка.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
На совещании была разработана годовая циклограмма мониторинга качества образования в образовательном учреждении
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) | Цели мониторинга | Периодичность | Ответственные (субъекты мониторинга) | Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения | Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся | 2 раза в год | Руководители методических объединений, зам. дир. по ВР | Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. | 1 раз в год (май) | Руководители методических объединений | Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа школы | Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы | 2 раза в год (сентябрь, май) | Руководители методических объединений, зам. директора по ВР | Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность учителя | Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей | Ежемесячно | Зам. дир. по УВР | Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя | Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций | Ежемесячно | Зам. дир. по ВР, социальный педагог | Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация | Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования | 2 раза в год (сентябрь, апрель) | Руководители методических объединений | Протоколы |
Деятельность учащихся | Определение уровня (качества) обученности учащихся | Ежемесячно | Классные руководители, зам. дир. по УВР | Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
Эффективным методом стимулирования деятельности учителей могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.
Профессиональные конкурсы:
• Положение о лучшем учителе («Учитель года»).
• Положение о лучшем методическом объединении.
• Положение о лучшем классном руководителе.
• Положение о лучшем кабинете.
Цель конкурсов: способствовать саморазвитию учителей, их стремлению к повышению квалификации; материального стимулирования деятельности лучших учителей, классных руководителей, заведующих классными кабинетами.
Примером простоты и оперативности может быть реализовано при условии создания информационной базы данных.
При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Поэтому, при создании и апробации системы необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы. Эту проблему планируется решать посредством деятельности Центра мониторинга качества образования.
Кроме того, процесс реализации предложенной модели не должен носить спонтанный или всеохватывающий характер. Целесообразнее апробировать данную модель применительно к небольшой группе лиц, поскольку заранее предусмотреть все трудности вряд ли возможно.
Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только систематизировать информацию, но и может стать действительным механизмом материального поощрения педагогов, работающих эффективно в режиме развития. Высокие показатели педагогической деятельности могут также служить основанием для повышения квалификации работника.
Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе профессионального образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария – необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, потребности и требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для создания модели выпускника и определения политики учебного заведения в области качества.
В модели мониторинга можно выделить основные направления.
Это анализ функционирования образовательной системы; анализ содержания образования; диагностика; профессиональное самоопределение учащихся; эффективность воспитательной системы; анализ уровня профессиональной квалификации педагогов; а также их содержательное наполнение. Методы осуществления мониторинга сведены к нескольким группам: текущее наблюдение, экспликация, опросные методы, тестирование и т.п.
Результаты мониторинга качества подготовки учащихся планируется осуществлять в сравнительном плане, используя экспериментальное и контрольное учебные заведения.
За основу определения эффективности деятельности корпуса планируется взять системный подход, который позволяет рассматривать эту деятельность как сложную систему взаимодействия входящих в нее элементов. Такой подход позволит представить работу образовательного учреждения в полном объеме, выявит слабые места, их причины и наметить комплекс целенаправленных мер по их устранению. Системный подход позволит оценить эффективность функционирования и развития корпуса не формально, а по достигнутым результатам.
Оценка качества образования как конечного результата планируем осуществлять по показателям:
оптимальная – обучающиеся овладели творческим процессом познания научных основ и практики, выражена сформированность индивидуального менталитета личности с устойчивым мировоззрением и поведением: учащиеся достигли высокого уровня знаний, практических умений, воспитанности, соблюдения здорового образа жизни;
достаточная – обучающиеся овладели конструктивными качествами в изучении теории и практики, выражено умение осуществлять последовательность действий с новым содержанием, методика и форма которых изучена при обучении учащихся достигли среднего уровня знаний, практических умений, воспитанности, соблюдения здорового образа жизни;
критическая – обучающиеся обладают репродуктивными способностями, учащиеся с трудом показывают удовлетворительный уровень знаний, практических умений, уровень воспитанности, уровень здоровья, соблюдение норм здорового образа жизни.
При анализе результатов мониторинга уровне воспитанности учащихся планируется учитывать степень их интеллектуального развития и сформированность нравственной позиции как системы ценностных ориентаций и поведения. Оценку планируется проводить экспертным путем на основе психолого – педагогических наблюдений и тестового контроля, а также методом самооценки.
Условия, обеспечивающие внедрение модели мониторинга качества образования:
1. организационные: создание группы для решения проблемы образования с использованием мониторинга; привлечение психолога для проведения мониторинга и обработки результатов.
2. кадровые: подготовка кадров для экспертизы качества образования.
3. научно-методические: обеспечение методическими рекомендациями преподавателей и мастеров производственного обучения о проблеме качества воспитания; разработка диагностических карт, методик для проведения мониторинга; разработка методических рекомендаций по оценке результата мониторинга.
4. нормативно-правовые: наличие локальных актов и соответствующих приказов.
5. технические: наличие компьютерной техники.
Критерии эффективности проекта:
степень вовлеченности персонала в процесс совершенствования мониторинга качества образования;
степень документированности процедур процессов совершенствования мониторинга качества воспитания;
степень ориентированности на предотвращения несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем;
наличие усовершенствованных методик проведения мониторинга качества образования;
наличие информационной базы данных мониторинговых исследований;
наличие усовершенствованных комплектов КИМов (анкет, опросников);
наличие педагогов и мастеров п/о, прошедших курсы повышения квалификации;
наличие объективности в полученной информации о состоянии качества образования;
своевременность поступления информации в рамках мониторинговых исследований.
Данный проект планируется завершить педагогическим коллективом: заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам (ООД), заместитель директора по учебно-производственной работе (УПР), руководители методических объединений гуманитарных дисциплин, естественнонаучных дисциплин, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
Риски и пути их предотвращения:
В целом, педагогический коллектив, работающий над внедрением модели мониторинга качества образования с заинтересованностью воспримут данный проект, но возможны некоторые риски, способные свести ожидаемый эффект к нулю.
Риски | Пути предотвращения рисков |
1.недостаточное количество подготовленных кадров, способных взять на себя реализацию данного проекта | запланировать и внести в соц.заказ оптимальное количество педагогов, необходимых для реализации данного проекта |
2. проблем «нехватки денег» | привлечение средств внебюджетного фонда и средств, поступающих от предоставления дополнительных образовательных услуг |
3. нежелание части коллектива участвовать в проекте, распространение этих позиций, что может привести к саботажу проекта | своевременное информирование и отражение в локальных актах мер, способствующих повышению мотивации участников проекта (премирование) |
4. фиксация некоего образовательного результата без учета факторов, обусловивших данный результат | своевременное информирование участников проекта о необходимости комплексной работы |
Финансово-экономическое обоснование проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель разработана и будет апробирована на базе корпуса.
Финансовое обеспечение проекта.
Для реализации проекта планируется использование бюджетных средств, отпущенных функционалом. Также предусмотрены средства вне бюджета, а именно от предоставления дополнительных образовательных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.
В данной работе определено уточненное определение мониторинга в образовании: это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
В ходе исследования были сделаны основные выводы по результатам анализа имеющейся системы мониторинга качества образования:
Образовательная деятельность корпуса получает удовлетворительную оценку, но объективность педагогических измерений не обеспечена глубокими теоретическими наработками.
В педагогической среде наблюдается интерес к разработке и внедрению новых технологий оценки качества их деятельности, но отсутствуют обученные специалисты и соответствующие структуры мониторинговой деятельности.
Накопленный педагогической практикой материал обнаруживает актуальность мониторинга, но он не обеспечен необходимым объемом методических разработок.
Итак, в существующей на сегодняшний момент ситуации в системе мониторинга качества образования было выделено основное противоречие: между необходимостью достижения нового современного уровня качества образования и несовершенством используемых управленческих решений обеспечения качества образования.
Для решения проблемы повышения качества обучения необходимо целенаправленное управление на основе разработанной модели мониторинга.
При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Поэтому, при создании и апробации системы управленцам необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы. Эту проблему в нашем случае планируется решать посредством деятельности Центра мониторинга качества образования.
Моделируемый нами мониторинг качества образования призван, с одной стороны, обеспечить подготовку принятия управленческого решения, а с другой, - обратную связь после его апробации.
Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе профессионального образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария – необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, потребности и требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для создания модели выпускника и определения политики учебного заведения в области качества.
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании»/ http://www.garant.ru/
ГОСТ Р ИСО 9001/ http://edu.mari.ru/default.aspx
Галкина Т.И., Н.П.Озерова. Мониторинг образовательной деятельности в школе. – Ростов-на-Дону:Феникс.2006.378с.
Воронина Г. Качественная оценка образовательного процесса: критерии и способы её применения //Директор школы. 2005. №1. 1 – 63с.
Вовна В.И., Короченцев В.В. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании.2005.№ 5.
Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. 170с.
Зотова Н.К. Мониторинг системы образования Оренбургской области как средство повышения качества образования (оценка доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования) / Н.К.Зотова, С.Н.Полькина, Э.Р.Саитбаева. Оренбург; М.: Изд-во ОГИМ: НФПК, 2006.
Каджаспиров Г.М. Педагогический словарь. – М.: 2005.
Ключевые проблемы региональных образовательных систем: Опыт анализа / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 17 – 44. (Ч.1. Анализ проблем – необходимый инструмент стратегического анализа).
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПБ.: Издательство «Образование - Культура», 1998. 344 с.
Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования: монография// Казанский гос.ун-т; под науч.ред.В.И.Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2007. 372с.
Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь. 2001. 160с.
Мякиченко Л.П., Ушакова Т.В. Настольная книга завуча школы. – Ростов-на-Дону:Феникс.2006.506с.
Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПБ.: КАРО, 2003.
Пульбере А.И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно-ориентированного образования //Педагогика. 2005. №9. 1 – 145с.
Педагогическая инноватика, педагогический мониторинг и педагогическая прогностика //Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 1 – 588с.
Петрухин В.В. Проблема организации и апрбации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Интернет журнал «Эйдос». – 2007.(http://www.eidos.ru)
Построение общероссийской системы оценки качества образования //Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2005. №4. С.8.
Справочник заместителя директора по научно – методической работе / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. 124 с.
Саитбаева Э.Р. Управление качеством образования: учебное пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 224 с.
Севрук А.И. Информационный ресурс управления качеством образования //Школьные технологии. 2004. №6.
Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. – М.:2001.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа. 2001. 320с.
Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование. 2005, №5.
Феденева Р.М. Технология, или искусство управлять: Учебно – методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 176 с.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Пед. Общества России, 1999. 320 с.
Эльдяева Э.Э., Панькин А.Б. Решение проблемы качества образования в условиях колледжа / под научной редакцией Г. М. Борликова. – Элиста: Калмыцкий гос. университет, 2006. 124 с.
44