УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ
Студент 1 курса, Иван, плохо успевает в учебе, раздражителен и груб в общении с преподавателем. На одном из уроков молодой человек мешал другим студентам выполнять задания, бросал в ребят бумажки, не реагировал на преподавателя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из кабинета, Иван так же не отреагировал, оставаясь сидеть на месте. Раздражение преподавателя привело его к решению прекратить вести занятие.
ЖЕЛАНИЯ СТУДЕНТА
- хочет, чтобы его услышали и заметили;
- хочет поднять самооценку в глазах окружающих;
- хочет защититься (чтоб не нарушали его личные границы);
- хочет отстоять свои позиции;
- хочет напугать (чтобы видели, что он не боится);
- хочет скрыть свой страх за грубостью;
- отстоять свое право;
- копирует модель поведения человека, которого уважает.
ЖЕЛАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- хочет вести урок спокойно и донести до студентов весь учебный материал;
- поддерживать дисциплину на занятии и положительный эмоциональный настрой студентов;
- сохранять и поддерживать свой авторитет;
- видеть студента послушным и покладистым (видеть ученика учеником).
ОПАСЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
-опасается продолжения конфликта;
- опасается, что поведение студента будет заразительным для других;
- опасается уронить авторитет педагога.
ОПАСЕНИЯ СТУДЕНТА
- чтоб его не посчитали слабым и подчиняющимся;
- боится плохой оценки;
- боится упасть в глазах одногруппников;
- боится преподавателя (это его защита).
Грубость студента
в адрес преподавателя
ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА
- не доводить до «точки кипения» свое эмоциональное состояние;
- осознавать свои негативные эмоции, когда они только появляются, чтобы суметь нейтрализовать негатив;
- увидеть в преподавателе союзника и человека, который не причинит зла;
- учиться признавать ошибки;
- учиться осознавать свои права и обязанности.
ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- осознавать эмоциональное состояние учащегося и свое эмоциональное состояние;
- давать обратную связь учащемуся и группе о своем эмоциональном состоянии;
- уделять больше внимания учащемуся;
- хвалить, поддерживать;
- вспомнить свои «годы молодые»;
- обращаться к учащимся в форме просьбы к совместному действию, а не в форме приказа;
- найти в своей личности «авторитетную точку», чтоб стать примером для подражания.