СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление процессом внедрения игровых педагогических технологий в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Управление процессом внедрения игровых педагогических технологий в образовательном учреждении среднего профессионального образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»





Кафедра Образовательного менеджмента






ВЫПУСКНАЯ РАБОТА


Тема: «Управление процессом внедрения игровых педагогических технологий

в образовательном учреждении среднего профессионального образования»





Выполнили: Туркина Наталья Петровна

Ликсанина Марина Сергеевна












Донецк, 2018


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

3

1. Теоретическая часть

Глава 1. Концептуальные основы управленческой деятельности по организации внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс



6

2. Практическая часть

Глава 2. Применение игровых технологий в образовательном процессе.

2.1. Создание условий для инновационной деятельности в ОУ СПО.

2.2. Эффективность использования деловой игры на уроках общеобразовательных дисциплин.



10




20

Заключение

29

Список использованной литературы

31


ВВЕДЕНИЕ


Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе,

когда вырастет.

А.С. Макаренко

Игра как феномен развития человечества наиболее подробно выражается в областях знания психологии и философии. В современном образовании возникает потребность в расширении методического потенциала, как в целом, так и в частности. Эту потребность мы можем восполнить благодаря игровым технологиям.

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение)  комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.  Современный мир использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса», «технология лечения», «технология управления». Такое использование термина позволяет сделать следующие выводы: 

термин пришел в педагогику из технических наук;

технология — способ преобразования чего-либо;

технология предусматривает последовательность в действиях.

Под образовательной технологией понимается «система взаимосвя-занных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников». 

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Игровые технологии – одна из уникальных форм образования, позволяющая сделать интересными и увлекательными работу студентов в творческом поиске, а также изучение любой дисциплины. Игра помогает студентам положительно реагировать на монотонную деятельность, запоминать, повторять, закреплять или усваивать информацию, а эмоциональность игровой деятельности активизирует все психические процессы и функции студента. Таким образом, мы можем отметить, что материал, который студент усваивает во время занятий проходит в виде своеобразной практики, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от простых игр педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью образования, и в соответствии с ней, педагогическим результатом. Игровая форма занятий возникает на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к образовательной деятельности.

Управление процессом внедрения игровых педагогических технологий позволяет вовлечь всех участников образовательного процесса в деятельность образовательного учреждения.

Перед образовательным учреждением среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО) актуальной становится проблема выстраивания новой структуры управления, которая ориентирована на раскрытие кадровых ресурсов, выбор путей для повышения качества среднего профессионального образования, обновление его содержания и методов образования.

На основе анализа образовательной ситуации в ОУ СПО, анализа готовности преподавателей и мастеров производственного обучения к реализации игровых технологий, разработали проект внедрения игровых технологий в образовательную деятельность Центра.

Целью данной работы является повышение профессионального мастерства педагогических работников в области применения и владения игровыми технологиями в работе со студентами ОУ СПО.

Объект — внедрение игровых педагогических технологий в процесс преподавания общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

Предмет — игровые технологии на различных этапах образования в системе Центра.

Задачи:

− классифицировать знания педагогических работников при организации образовательной работы со студентами с использованием игровых технологий;

− развить умения использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества среднего профессионального образования.

− развить у педагогических работников творческий уровень владения методами игрового моделирования;

− обеспечить усвоение основных положений методологии игровой деятельности, научно-методических основ организации образовательного процесса с применением игровых технологий в работе со студентами.

Методы исследования – теоретические (изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы инновационных технологий образования), эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса, деятельностью студентов)

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Практическая значимость: материалы работы предполагается внедрить в практику преподавателей образовательного учреждения системы среднего профессионального образования.

Глава 1. Концептуальные основы управленческой деятельности по организации внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс

В современных условиях серьезное внимание уделяется поиску наиболее эффективных приемов и методов обучения, новых, нетрадиционных форм построения уроков. Сегодня на студентов ежедневно обрушивается огромный объем информации. Из-за «перенасыщения» знаниями теряется интерес к по­лучению новых знаний, происходит быстрое «забывание» ранее усвоенного. Поэтому, чтобы избежать этого, необходимо повысить занимательность учебного процесса и таким способом активизировать познавательные процес­сы учащихся, в частности, в закреплении полученных ранее знаний. К числу средств решения этой задачи относится использование различных учебных игр, облегчающих усвоение фактического материала в их хронологической пос­ледовательности и взаимосвязи.

Также можем сказать, что на современной этапе развития педагогики и дидактики нет необходимости использования интерактивных технологий на уроках общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Но необходимо четко делать разграничения между темой урока, отраженной в рабочей программе и методом его проведения, не подменять урок внеклассным мероприятием, не выхолаживать обучающих фактор урока.

Ученые-психологи Ю. Азаров, А. Запорожец, В. Сухомлинский, Д.Эльконин и другие отмечали, что использование игр создает и образовании неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формирова­нию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную и эмоциональ­ную сферу студентов. В ходе игры учебная цель предстает перед нами в виде игровой задачи; ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд и т.д.

Формы организации педагогической деятельности по внедрению игро- вых технологий: массовые: ролевые игры и тематические консультации; групповые: дискуссии, конкурсы, викторины, круглые столы, семинары‐практикумы, недели педагогического мастерства; индивидуальные: педагогическая диагностика, беседы

Рассмотрим данную работу на примере дисциплины «История». История - это целенаправленная деятельность конкретных знаний с их взглядами, чувствами, убеждениями. Жизнь человеческого общества - не только естественно-исторический процесс, но и всемирно-историческая дра­ма. В ней каждый из нас является активным действующим лицом, играет свою социальную роль, совершает целенаправленные действия.

Ролевая историческая игра может рассматриваться как особая форма организации коллективной познавательной деятельности студентов, как специфический вид учебной игры, в ходе которой студенты совершают целенаправленные игровые действия в моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого и современности с сюжетом игры и распределенными ролями.

Ролевая игра возможна благодаря способности человека представить, себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему. Но эта способность, как и всякая другая, требует своего развития. Удивляясь снижению эмоциональности студентов, мы не задумываемся над тем, что это следствие неразвитости эмпатической способности, отсутствие у студентов опыта сопереживания и сочувствия окружающим людям, судьбам народов, конкретным историческим личностям. Но для того, чтобы изучаемый материал нашел у студентов эмоциональный отклик, необходимо помочь им понять особенности конкретной исторической обстановки, сущность изучаемых событий, сформировать умение правильно оперировать полученными знаниями.

Весьма существенным в этом плане является формирование на уроках истории умений анализировать исторические факты, причины, результаты и значение рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать характеристику и оценку историческим явлениям, деятелям, положению классов и т.д. Знание исторической обстановки, проникновение в сущность изучаемых событий и сформированность указанных событий - вот необходимые условия активной познавательной деятельности студентов в ходе ролевой игры.

Для результативности игры очень важным является создание преподавателем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, подчинение правилам всех, в том числе и преподавателя, целенаправленность совершаемых игровых действий, подведение итогов, оценка результативности и т.д.

После определения игровой задачи, объяснения правил игры, студенты приступают к игровым действиям, например, заполняют клетки кроссвордов, определяют лишние даты в «квартете» дат.

Следует отметить, что проведение учебных игр требует от студентов необходимых знаний по тем учебным темам, которые выносятся на игру и будут эффективны как уроки-обобщения или повторительно-обобщающиеся уроки.

Учебная игра готовится преподавателем и студентами длительное время (1,5-2,5 недели), требует от участников активизации всех познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.), эмоционального отношения к содержанию, поэтому преподаватель не может и не должен планировать большое количество учебных игр (в частности, ролевых игр) в течение учебного года.

Игра - это всегда импровизация, поэтому заранее могут распределяться только основные роли, требующие предварительной работы с дополнитель­ными источниками. Остальные роли, известные студентам заранее, распределяются в начале самой игры.

Планируя и разрабатывая игру, важно продумать различные виды опережающих заданий для всей группы, а не ограничиваться заданиями для студентов, получивших роли заранее. В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, убеждений (обвинитель - защитник, свидетели, присяжные заседатели и т.д.), т.е. игра должна быть проблемная по своему содержанию.

Виды ролевой игры могут быть самыми различными: это дискуссии, и диспуты, и пресс-конференции и воображаемые путешествия, и уроки-суды, брейн-ринг.

Интересным и требующим специального рассмотрения видом ролевой игры является суд над историческими личностями или общественными явле­ниями (фашизмом, тоталитаризмом, расизмом и т.д.).

На примере урока-суда рассмотрим методику подготовки и проведения ролевых исторических игр. Могут возникнуть вопросы о том, имеем ли мы право судить на уроках исторических деятелей, отдельные исторические явления. Суд – как учебная игра – это наша современная оценка историче­ских личностей, событий, явлений, без нее невозможно изучение истории, извлечения из нее уроков, осмысления событий сегодняшнего дня через призму исторического прошлого.

Однако студенты должны учиться не только осознанию и аргументировано опровергать, критиковать несостоятельные теории, взгляды, конкретные действия, но и не менее аргументировано доказывать важность, прогре­ссивность некоторых из них.

Глава 2. Применение игровых технологий в образовательном процессе.

2.1. Создание условий для инновационной деятельности в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Деловые игры на уроках общеобразовательных дисциплин можно проводить как на итоговых уроках, так и вступительных уроках к теме. Одной из форм учебных игр на уроках общественных дисциплин, зарекомендовавших себя с положительной стороны учебные игры под общим названием «Колесо истории».

Предлагаем вариант учебной игры «Колесо истории» по курсу «Всемирная история» в ОУ СПО.

УРОК-ИГРА «КОЛЕСО ИСТОРИИ» по темам Великой Отечественной войны.

Цели урока: закрепить и обобщить знания студентов о событиях Великой Отечественной воины, о великих полководцах, Героях Советского Союза. Развивать умение логически мыслить, делать выводы, принимать коллективные решения. Воспитывать чувство поддержки и взаимопомощи, желание подражать героям войны, брать с них пример, гордость за славную историю своей бывшей Родины.

Тип урока: урок игра.

Оборудование: карточки — задания, портреты военачальников, кроссворды, коллаж «1941 - 1945 гг.».

Задания: 1. «Это было недавно, это было давно...»

  1. «Друзья - товарищи».

  2. «Они ковали Победу»

  3. Что было дальше?

  4. Победа будет за нами.

  5. «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»

  6. Знатоки.

Участвуют 2 команды. Оценивает правильность и полноту ответов преподаватель. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Предварительно участники команд составляют кроссворды по данной теме, вначале игры они обмениваются для решения кроссвордов

НАЧАЛО ИГРЫ. 1 ЗАДАНИЕ. «Это было недавно, это было давно...».

Условия 1 задания: какая команда правильно и больше отгадает дат. Если одна команда отвечает неправильно, карточка с датами передается другой команде. За правильный ответ - 2 балла.

2 ЗАДАНИЕ. «ДРУЗЬЯ - ТОВАРИЩИ».

Условия 2 задания: одна команда задает вопросы другой команде.

  • Назовите причины первых неудач Красной Армии.

  • Каково содержание советско-германского договора о ненападении 1939 г. и, в частности, его секретного протокола?

  • Кому и когда впервые салютовала Москва?

  • Какие органы государственной власти были созданы вначале войны?

  • Где и когда произошло крупнейшее танковое сражение времен II мировой войны?

  • Кто участвовал в работе Тегеранской мирной конференции? Каковы ее решения?

3 ЗАДАНИЕ. ОНИ КОВАЛИ ПОБЕДУ.

Условия 3 задания: описываются факты из биографий выдающих полководцев Великой Отечественной войны, необходимо назвать — о ком идет речь.

  • Родился в 1900 г. Советский военный деятель, дважды Герой Советского Союза. Участник гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны командовал 62-й (8-й Гвардейской) Ударной армией, которая мужественно защищала от немецко-фашистских захватчиков Сталинград, участвовала в освобождении Донбасса. После войны главнокомандующий сухопутными войсками, заместитель министра обороны СССР. Музей Боевой славы ОУ СПО, где Вы учитесь, носит его имя. Кто это?

  • Имя, которое дали ему при крещении, удивительно точно предвосхитило его будущее. Происхождение крестьянское. Свою трудовую деятельность начал со скорняжной мастерской. Военную форму надел в августе 1915 г. Во время 1 мировой войны был произведен в унтер-офицеры и награжден за храбрость двумя Георгиевскими крестами. В Красную Армию вступил добровольцем в 1918 г. Коммунистом стал по убеждению. Первый крупный военный успех на посту командующего - разгром группировки японских войск в районе реки Халхин-Гол. Был удостоен за это звания Героя Советского Союза. Участвовал в разработке, подготовке и осуществлении крупнейших операций Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны: остановил фашистов на подступах к Ленинграду, во главе Западного фронта разгромил немецкую группировку под Москвой, руководил действиями фронтов под Сталинградом, в битве под Курском и за Днепр, в Белорусской наступательной операции. На заключительном этапе войны провел Берлинскую операцию. Его называют Маршалом Победы...

  • Происходил из крестьянской семьи. Участник I мировой войны. Во время гражданской войны сражался в рядах Красной Армии, был комиссаром бронепоезда, а к концу войны - комиссар штаба Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Начал Великую Отечественную войну в звании генерал-лейтенанта. В сентябре - октябре 1941 г. командовал Западным фронтом, оборонявшим Москву. Четыре армии этого фронта попали в окружение под Вязьмой. Сталин сместил его с поста командующего и хотел отдать под трибунал, где ему грозил расстрел. Спасен был только благодаря поддержке Г.К. Жукова. Проявил себя как талантливый военачальник в боях под Москвой, в Курской битве, битве за Днепр, Висло- Одерской, Берлинской и Пражской операциях. За боевые заслуги дважды удостоен звания Героя Советского Союза, получил также звания Героя Чехословакии и Героя Монголии. В 1953 г. руководил заседанием военного трибунала но дену Берии…

  • Родился в г. Умане в семье железнодорожника. В Советской Армии - с 1924 г. Военное образование получил в Киевской артиллерийской школе в 1928 г., в Военной академии механизации и моторизации РККА в 1936 г. В годы войны прославился в Курской битве, при форсировании Днепра, когда вместе с 300 воинами своей армии был награжден Золотой Звездой Героя Сойотского Союза. В 1944 г. – самый молодой командующий - сначала Западным, затем 3 Белорусским фронтом. В ходе Восточно-Прусской операции был смертельно ранен и умер 18 февраля 1945 г. - Иван Данилович Черняховский.

  • Родился в г. Варшаве в рабочей семье. Солдатскую службу начал в годы 1 мировой войны. Заслужил за храбрость четыре Георгиевских креста. Воевал в Красной Армии, командовал эскадроном, кавалерийским полком, был награжден двумя орденами Красного Знамени. С августа 1937 г. по март 1940 г. был арестован. Был освобожден по просьбе Жукова. В июне 1941 г. получил чин генерал-майора. В битве под Москвой умело организовал противотанковую оборону на Волоколамском направлении. В Сталинградской битве во главе Донского фронта руководил окружением вражеской группировки противника численностью 330 тысяч солдат. Командовал Парадом Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г. После войны, с 1949 г. по 1956 г. занимал посты министра Национальной обороны и заместителя Председателя Совет Министров Польши. Журналисты назвали его Маршалом двух народов.

  • Участник 1 мировой и гражданской войн. В годы Великой Отечественной войны командовал стрелковым корпусом, армией, а затем войсками Южного, Юго-Западного, 3 и 2 Украинских фронтов. За заслуги перед Родиной дважды удостоен звания Героя Советского Союза. В январе 1942 г. войска Южного фронта вместе с Юго-Западным фронтом захватили обширный плацдарм на реке Северский Донец. В 1943 - 1944 гг. войска под его командованием освободили Донбасс, Кривой Рог, Никополь, Одессу, Молдавию и вышли к Государственной границе СССР.

4 ЗАДАНИЕ. ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ.

Условия 4 задания: начало какого-либо события начинает описывать преподаватель. Побеждает команда, которая ответит быстрее и правильнее.

  • За 12 дней боев в Белоруссии гитлеровские войска потерпели полную катастрофу. Вражеский фронт прорвали более, чем на 400 км. 57-тысячная армия Германии сдалась в плен... Что было дальше?

  • 28 - 29 апреля 1945 г. Берлинская наступательная операция подходила к своему кульминационному моменту. 30 апреля пал рейхстаг... Что было дальше?

  • В блокадном Ленинграде врагу не удалось сломить дух народа и поставить его на колени. Примером этому может служить судьба ленинградской школьницы Тани Савичевой. Вместе с другими детьми ее по дороге Жизни удалось переправить в тыл. Что Вы знаете о Тане Савичевой?

  • В оккупированном г. Краснодоне действовала подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия», членами которой были вчерашние школьники Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Земнухов и многие другие. Расклеивание листовок, организация диверсий, сбор данных о количестве и перемещении войск - вот небольшой перечень средств борьбы молодежи против захватчиков. Что было дальше?

5 ЗАДАНИЕ. ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ.

Условия 5 задания: вопросы задает преподаватель, кто быстрее и правильнее ответит.

Можно использовать как вариант и другие условия: кто из команд больше назовет исторических мест г.Донецка, связанных с Великой Отечественной войной и напоминающих нам о тех событиях.

  • О каких трех битвах на Восточном фронте премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль писал: «Три великие битвы, за три города, осуществленные в течение 2-х месяцев, ознаменовали катастрофу немецкой армии на Восточном фронте»:

а) битвы за Сталинград, Курск, Белгород

б) битвы за Курск, Орел, Харьков

в) битвы за Курск, Орел, Белгород.

  • Что было раньше: нападение гитлеровской Германии на СССР или нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, или эти события происходили одновременно?

  • При каком крупном сражении советские войска впервые остановили фашистов:

а) в сражении за Харьков

б) в сражении за Смоленск

в) в сражении за Киев.

  • Какие из перечисленных европейских стран во время II мировой войны не выступали на стороне Германии и не были ею оккупированы:

а) Дания и Швеция

б) Дания и Швейцария

в) Швеция и Швейцария.

  • Решение о создании ООН было принято на:

а) Тегеранской мирной конференции

б) Крымской (Ялтинской) мирной конференции

в) Потсдамской мирной конференции.

  • Как природный часовой истории стоит на северо-востоке Донецкой области холм. О названии холма ходят легенды. Верхняя часть его - насыпной курган, с которого видны бескрайние степи... Выше всего слава этого кургана вознеслась в годы Великой Отечественной войны. Как называется этот курган?

6 ЗАДАНИЕ. «КТО СКАЗАЛ, ЧТО НАДО БРОСИТЬ ПЕСНЮ НА ВОЙНЕ?»

Условия 6 задания: побеждает та команда, которая больше другой вспомнит строки из песен о Великой Отечественной войне.

  • «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною, с проклятою ордой...».

  • «Как-то летом, на рассвете, заглянув в соседний сад,

Там смуглянка, молдованка собирала виноград...».

- «Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…»

  • «Вьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза...».

  • «Скромненький, синий платочек падал с опущенных плеч,

Ты говорила, что не забудешь милых и ласковых встреч...».

  • «В полях, за Вислой сонной, лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой.

Друзьям не встать. В округе без них идет кино.

Девчонки, их подруги, все замужем давно».

- «Мы так давно, мы так давно не отдыхали,

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали

И завтра-завтра, наконец, последний бой…»

- «День Победы! Как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Пол Европы прошагали, пол-земли.

Этот день мы приближали как могли...».

7 ЗАДАНИЕ. ЗНАТОКИ.

Условия 7 задания: подведение итогов по решению кроссвордов.

Примерные кроссворды.


  1. Генштаб СССР во главе с Г.К.Жуковым разработал операцию, которая была осуществлена с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.

  2. 12 октября 1942 г. начались бои за ...?

  3. 12 июля 1943 г. произошло крупнейшее в истории танковое сражение в районе села...?

  4. Фамилия советского разведчика, который указал точную дату нападения Германии на СССР.

  5. С 30 сентября по 8 декабря 1941 г. тяжелейшим испытанием для СССР стала битва за...?

  6. Какая знаменитая битва проходила в два этапа: с августа по сентябрь 1943 г. и с октября по декабрь 1943 г.?

7. Как назывались немецкие танки, участвовавшие в самом крупном танковом сражении?

    1. Оправившись от шока после начала немецкого наступления, советское руководство создало во главе со Сталиным...?

    2. Фамилия начальника Генштаба Государственного Комитета Обороны.

    3. Нападение Германии на СССР было роковой ошибкой для...?

Ответы на вопросы: 1. Уран.

2. (Сталинград.

3. Прохоровка.

4. Зорге.

5. Москву.

6. Днепр.

7. Пантера.

8. ГКО.

9. Жуков.

10. Гитлера.





По горизонтали:

        1. Какая страна в декабре 1941 г. объявила войну Японии? (США).

        2. Оборона какого города длилась 900 дней и ночей? (Ленинград).

        3. Какая страна вступила войну в июне 1940 года (Италия).

        4. Оборона какого города началась 17 июля 1942 года? (Сталинград).

        5. В каком городе был подписан Советско - Германский договор о ненападении (Москва).

        6. Название одной из немецких группировок, начавших наступлении на СССР 22 июня 1941 г. (Север).

По вертикали:

          1. Председатель спецсовета по эвакуации. (Шверник).

          2. Как назывался план вторжения фашиста на СССР? (Барбаросса)

          3. Генерал, командующий б-й германской армией (11аулюс),

          4. Фамилия советской партизанки, ставшей гордостью советской молодежи (Космодемьянская).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: подсчет баллов, определение победителей, оценка деятельности команд, оценка деятельности студентов.

Кроме серии уроков-игр «Колесов истории» использую в различных

вариантах элементы игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» на уроках повторения и обобщения.

Перед первой игрой определяются «знатоки», которые набирают команды. Участники игры рассаживаются за столами по командам. Одна команда остается у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представители другой команды. Обсуждение вопроса командой занимает 20 секунд, отвечает один студент. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. В первой игре много времени занимает организационный момент, в последующих он сводится к минимуму. Приобретая вкус к игре, студенты рационально используют игровое время, стремятся задать как можно больше вопросов. Игра продолжается, как правило, 25-30 минут. Команда-победительница получает высшие баллы.

Как вариант игры «Что? Где? Когда?» можно использовать задания, которые дает преподаватель не командам, а индивидуально и отвечают на них студенты в порядке очереди (по аналогии телевизионной игры «Антимония»), дающий неправильный ответ - переходит в конец очереди. Побеждает тот, кто ответит на большее количество вопросов.

Кроме этого, как часть урока, можно использовать и такой вариант игры «Что? Где? Когда?»: преподаватель загадывает на доске слово из определенного количества букв, обозначая их черточками. Студенты по очереди или называют слово целиком или называют какую-нибудь букву. Побеждает тот, кто быстрее и правильно назовет все слово.

Использование на уроках элементов этой игры повышает познавательный интерес, развивает самостоятельность и коллективизм студентов, активизирует пассивных студентов. В этом случае достигается большая результативность повторительно-обобщающих уроков.

Положительно зарекомендовали себя уроки-игры по правилам телевизионной игры «Брейн-ринг».


2.2. Эффективность использования деловой игры на уроках общеобразовательных дисциплин.

В процессе проведения подготовки и анализа деловой игры «Брейн-ринг» заслуживает отдельного внимания мыслительная деятельность педагога и студентов во время подготовки вопросов и ответов на них. Каждый вопрос рассчитан на интеллект студентов и их знания. Информации в вопросе должно быть достаточно для того, чтобы из многих версий выбрать правильную. Чтобы получить правильный ответ на поставленный вопрос необходимо его правильно сформулировать, исходя из того, что существуют вопросы на чистые знания и вопросы, ответы на которые на 60% кроются в нем самом.

Приведем одну из таких игр, которая была проведена на 1 курсе как итоговое занятия по теме «Страны Западной Европы и США в 1918-1939гг.».

В игре участвуют две команды. Игра состоит из 3-х рингов.

Условия 1 ринга: преподаватель задает вопросы по заданной теме каждой из команд по очереди. Если одна из команд, дает неправильный ответ, право на ответ передается другой команде. За правильный ответ - 1 балл.

  • Первый глобальный военный конфликт XX века, охвативший более тридцати государств мира. Возник в результате острого соперничества за мировую гегемонию между великими державами, главным образом между Англией и Германией. Поводом к объявлению войны послужило убийство 28 июня 1914 г. в г.Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. О каком событии идет речь?

  • «Сердечное соглашение» - военно-политический союз, сложившийся в годы 1-й мировой войны по инициативе Англии. Первоначально носил характер соглашений по колониальному вопросу между Англией и Францией (1904 г.) и Англией и Россией (1907г.). В ходе 1-й мировой войны к нему присоединились более двадцати государств, в том числе Италия, Япония, США и другие. О каком военном союзе идет речь?

  • Итоговый документ Парижской мирной конференции, завершившей 1-ю мировую войну. Согласно условиям этого договора, Германия лишилась многих территорий в Европе, ее колонии были поделены между державами-победительницами. Германия должна была выплатить репарации, демилитаризовать экономику и границы. Как назывался этот договор, когда он был подписан, что еще было зафиксировано в нем?

  • «Успех начавшегося наступления превзошел все ожидания. Фронт был прерван в нескольких местах сразу. Уже через два дня в плену оказалось около тысячи офицеров, свыше 40 тысяч солдат, еще через 3 дня число пленных возросло до 75 тысяч. О каком сражении здесь идет речь? Когда оно произошло? Чему учатся на нем современные армии?

  • О какой стране и о каком периоде в ее истории говорится в этом отрывке: «Десять центов за небольшой хлебец - а сотни миллионов бушелей пшеницы преют на складах и не поступают на рынок! И это еще не самое худшее. Прошлой зимой пшеницей топили печи. А вокруг миллионы бездомных и голодных, у которых нет этих десяти центов. Шкуры рогатого скота идут сейчас за бесценок на горе скотоводам и на радость мясопромышленникам»

  • О каком событии говорит В.Маяковский в своем произведении:

«Слышу - плач промелькнул мельком.

Нечего есть. И нечего хлебать.

Туман, к забастовщикам теки молоком!

Камни, обратитесь в румяные хлеба!

Радио стала. Забастовала высь.

Пусто,- ни слова,- тишь да гладь.

Земля, не гони! Земля, остановись!

Дай удержаться, дай устоять.»

  • Политика администрации Ф.Рузвельта в 1933-1939гг., направленная на преодоление социально-экономического кризиса и смягчение противоречий американского капитализма. Как она называлась, какова его программа?

  • Что такое экономический кризис, каковы его особенности в 30-е годы XX столетия?

2-й РАУНД: команды задают вопросы друг другу.

  • «Радостный крик греми - это не краса ли!?

Наконец наступил мир, подписанный в Версале». Первая мировая война закончилась, и, как Вы знаете, все население земного шара - за исключением сорока с лишним миллионов тех, что были убиты или умерли от голода и болезней,- решило навсегда покончить с безумием войны. Как люди решили покончить с безумием войн? Удалось ли им это?

  • Этот человек более 70 лет тому назад был инициатором дипломатического признания Советского Союза. Его страна была нашим союзником в страшные годы борьбы с гитлеризмом. Больной, наполовину парализованный, он пересекал необозримые земли, морские и воздушные пространства, чтобы встретиться с главами других держав. Он был единственным, кого народ избирал своим президентом на 4 срока вопреки незыблемой Конституции своей страны. Кто это? Что Вы знаете еще о нем?

  • Родился 20 апреля 1889 г. в Австрии, в г.Бранау на Инне. Отец - сапожник, потом таможенный служащий. Учился плохо, не окончил реальное училище и не получил аттестат зрелости. В 18 лет - попытка поступить в Академию изобразительных искусств не удалась. Жил на иждивении тетки «свободным художником», учился музыке, ходил в театры. Укрываясь от военной повинности, переселился в г.Мюнхен. Во время 1-й мировой войны дослужился до чина ефрейтора. Получил медаль за ранение и Орден Железного Креста 11 класса. Кто это? Что Вы знаете еще о нем? и т.д.

3 РАУНД: команды отвечают на вопросы из раздела «Общие знания». Вопросы задаются командам по очереди. Если команда отвечает неправильно, право ответа передается другой команде. За правильный ответ

  • 1 балл.

  • Испанский этикет был самым суровым из всех стран мира. Однажды, когда королева ехала верхом, лошадь понеслась и сбросила всадницу с седла. Два офицера кинулись к ней, подхватили королеву, высвободили ее ноги из стремени. Словом, спасли ей жизнь. Однако отважные офицеры тут же повернули своих лошадей и поскакали во весь опор к границе. Почему? (За прикосновение к королеве им грозила смертная казнь),

  • Еще в ХVII веке в работах некоторых ученых можно было встретить изображение «растения-овцы», с которого в далекой Индии состригают замечательную шерсть. Впервые эту ошибку допустил древнегреческий историк и географ Страбон. «В Индии,- писал он,- на некоторых деревьях появляется шерсть. Из нее изготавливают мастерски вытканную материю». Какое растение послужило источником для этой легенды? (Было время, когда считали, что хлопок - своеобразная шерсть. В начале нашей эры Индия была полулегендарной страной. Мало кому удавалось увидеть «индийские чудеса» своими глазами. Зато простор для фантазии был огромный. Вот и распространилась легенда о том, что в Индии на деревьях растут ягнята: «баумволь» в переводе означает «древесная шерсть»),

  • У народов Европы существует множество легенд, запретов, связанных со свистом, начиная от знаменитого Соловья-Разбойника и кончая дожившей до наших дней приметой: «Свистеть - деньги высвестишь». Какими верованиями объясняются эти запреты? (Запрет свистеть объясняется тем, что в далеком прошлом свист считался голосом духов и звуком, который вызывает обитателей иного мира. Их появление в неурочный час опасно и нежелательно. Для их действия есть специальное время - определенные праздники и ночь).

  • В одной из евангельских притч упоминается больной бедняк Лазарь. В средние века Европы возникли небольшие больницы для бедных. Как они назывались? (лазарет).

  • В некоторых американских высотных домах нет 13 этажа, 13 квартиры, 13 улицы, в гостиницах нет № 13. Как Вы думаете, почему? (американцы - суеверные люди, считают, что число 13 - несчастливое и таким образом пытаются этого избежать).

  • Как Вы считаете, когда можно было вступать в брак во времена Петра 1. Подтвердите это противоречивой пословицей. («Не хочу учиться, а хочу жениться» - когда заканчивали обучение и получали образование).

- В XVIII веке недалеко от английской столицы находился постоялый двор, принадлежавший ирландцу Хулигэну, довольно скандальному человеку,

причинявшему неприятности не только постояльцам, но и своим соседям. Как Вы думаете, почему мы его сегодня вспоминаем? (По фамилии этого ирландца называют человека, который не умеет вести себя в обществе хулиган).

  • Эмигрант из Баварии Леви Страус отправился в Калифорнию, где свирепствовала «золотая лихорадка»,- он хотел предложить старателям палатки из прочного французского полотна. Но вместо палаток стал шить нечто совсем другое - и это прославило его на весь мир. Что прославило Леви Страуса? (джинсы).

  • Рост Наполеона был 1м.60см. Однажды он, стараясь достать книгу, которая была на верхней полке, приказал подать ему стул. Генерал, который присутствовал при этом, предложил: - Позвольте мне достать эту книгу, ведь я выше Вас. Что ответил ему Наполеон? (- Вы, наверно, хотели сказать - длиннее? - поправил его император).

  • Где бывают реки без воды, а города - без домов? (На карте).

  • Половину какой буквы нужно взять, чтобы получить название воинской части? (пол-к).

  • Сколько нужно одинаковых букв, чтобы написать: мать, отец, сын, дочь и бабушка? (семь-Я).

  • Торговля, существовавшая между государствами, требовала обмена денег. В настоящее время подобную функцию выполняют банки и другие специализированные учреждения. Как этот вопрос решался в древности? (Для этих целей служили менялы).

ИТОГ БРЕИН-РИНГА: подсчет баллов, определение победителя, подведение итогов игры.

Учебно-познавательных игр, которые преподаватель может использовать на уроках, множество. До этого мы описывали в основном игры, которые закрепляли и обобщали учебный материал по многим темам, в конце семестра и т.д. Но есть игры, которые можно использовать для закрепления знаний студентов на отдельных уроках, используя учебную игру как часть урока. Приведем описание таких учебно-познавательных игр.

ИГРА «ПОИСК». Цель игры: облегчить усвоение новых дат, имен, терминов. Игра проводится в конце урока в течение нескольких минут. Преподаватель назначает грех ассистентов и делит группу на 3 команды. Студенты ищут в учебнике новые даты, названия, термины. По истечении одной минуты преподаватель начинает опрос. Ассистенты оценивают ответы. За каждый правильный ответ команде выставляется один балл, за неправильный ответ одни балл снижается. В конце игры оценивается победитель.

ИГРА «ДАТА». Цель игры: закрепить знания студентов по конкретным историческим датам и событиям. Преподаватель перед началом игры делит группу на команды (лучше всего по рядам) и назначает ассистентов.

Студентам, сидящими за последними столами в каждом ряду, дается тетрадный листок, на котором стоит номер команды. Студент пишет на листке любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок сидящему впереди. Тот тоже пишет дату и передает листок следующему. Если студент не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Пользоваться учебниками или тетрадями не разрешается. На это задание дается одна минута, для отсчета времени используются песочные часы. Затем команды обмениваются листочками и должны на каждую дату вписать событие, которое, по их мнению, тогда произошло. На это дается еще одна минута. В итоге ассистенты собирают листки, проверяют, верно ли записаны даты и события, производят подсчеты и определяют команду-победительницу.

Вместо дат на листках можно записывать имена исторических деятелей, термины или географические названия.

ИГРА «ВОПРОС-ОТВЕТ». Цель игры: повторение и закрепление пройденного учебного материала. Эта игра также проводится в конце урока в течение нескольких минут. Ассистенты раздают всем студентам листки. Студенты по команде преподавателя записывают свою фамилию и формулируют любой вопрос по пройденному материалу (Например, какое событие произошло в Испании в 1939 г.? Что такое гражданская война? Кто такой генерал Франко? Какую помощь оказывал Советский Союз республиканской Испании?). Ассистенты собирают листочки, перемешивают их и раздают вновь. Студенты, получив листок с вопросом, пишут на другой стороне свою фамилию и отвечают на вопрос. Ассистенты через минуту опять собирают листки, садятся за отдельный стол и оценивают работы. Часть ответов зачитывается и анализируется преподавателем и студентами.

ИГРА «АУКЦИОН» - это игра-соревнование, в которой побеждает студент, назвавший наибольшее количество фактов, характеризующих какую-либо тему (например, «СССР в 20-30-е годы»). Ведет аукцион преподаватель, он комментирует и оценивает ответы, студенты также участвуют в этом, совместно определяют победителя.

ИГРА «ТУРНИР ОРАТОРОВ»: несколько ребят делают сообщения по одной из заранее предложенной теме (не более 5 минут). Судит игру преподаватель или избранное группой жюри. Оцениваются не только содержание и полнота сообщения, по и умение говорить связно, доказательно.

ИГРА «БАЗАР КРОССВОРДОВ»: студентам дается домашнее задание по составлению кроссвордов на заданную тему. На уроке студенты меняются ими для решения или решают по группам. Оцениваются как составители кроссвордов, так и участники их решения.

ИГРА «УЗНАЙ СОБЫТИЕ»: участникам игры раздаются иллюстрации с картинами, освещающими то или иное событие. Необходимо определить, о каком событии идет речь и рассказать его характерные подробности. Как вариант использования этой игры можно использовать фрагменты контурной карты, по которой также нужно определить предполагаемое событие. Побеждают те студенты, которые больше и точнее ответили на вопросы.

ИГРА «ИЗ СЛОВАРЯ ИСТОРИКА»: группам студентов предлагаются задания - раскрыть содержание исторических терминов (для этого можно использовать приведенный в приложении «Словарь понятий и терминов»), дать характеристику историческим деятелям, событиям.

ИГРА «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»: преподаватель предлагает группам студентов карточки, в которых названы различные исторические события по изученной на прошлых уроках теме. В течение 1 минуты они должны расположить их в хронологической и логической последовательности. Например, нападение Германии на Советский Союз, утверждение нового текста военной присяги, подписание пакта Молотова - Риббентропа, создание Государственного Комитета Обороны, создание антигитлеровской коалиции, оборона Брестской крепости и т.д. Побеждает команда, которая даст быстрый и правильный ответ.

ИГРА «АФОРИЗМЫ»: в игре принимают участие не команды, а несколько студентов. Участники игры называют крылатые фразы, выражения по изучаемой теме и объясняют происхождение этих выражений и их смысл. Для этого можно использовать как учебник, так и книгу «Крылатые слова» (авторы Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина). Например, «священная война» - на третий день Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в газете «Известия» были опубликованы стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Тогда же, 24 июня 1941 г. А.В. Александров написал к ним музыку, и на следующий день ансамбль, руководимый композитором, уже разучивал песню: «Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна! Идет война народная, Священная война!».

Премьера песни состоялась в зале ожидании Белорусского вокзала а Москве перед уходящими на фронт солдатами.

ИГРА «МОЛЧАНКА». Не секрет, что студенты подчас плохо знают географическую карту, а историческую и того хуже. Для закрепления умений студентов находить на карте необходимые объекты и связывать их с различными историческими событиями проводится эта игра. Один студент молча показывает какой-либо географический пункт или объект на карте, а другой, подняв руку и получив согласие преподавателя, пишет это название на доске. Вся группа определяет о каком историческом событии идет речь. Например, студент показывает на карте «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» Сталинград, второй студент пишет это слово на доске и остальные записывают на листочке, что они знают об этом событии.

ИГРА «ПУТАНИЦА»: преподаватель называет несколько событий одной или нескольких, идущих последовательно друг за другом тем. Затем называет даты-перевертыши. Студенты должны найти ошибки и установить рядом с каждым событием правильную дату, когда оно произошло.

ИГРА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»: в коробке находятся карточки с датами. К каждой карточке прикреплена скрепка. Карточки вырезаны в виде рыбок. Поймавший рыбку должен рассказать о соответствующем историческом событии.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновации – органическая составляющая жизнеобеспечивающей деятельности образовательного учреждения. Внести необходимые изменения и адаптировать систему учебно-производственной и учебно-воспитательного процесса к современным требованиям должна педагогическая инновационная деятельность.

В образовательном учреждении она осуществляется при целесообразном руководстве, непосредственном управлении или через делегирование полномочий директором.

На современном этапе в образовании происходит активный инновационный процесс, обусловленный социально-политическими и экономическими изменениями: обновляется содержание образования, учебно-воспитательные, учебно-производственные технологии; формы, методы, средства обучения, воспитания, оценивания знаний.

Педагогические инновации являются нововведением, которые обеспечивают качественные изменения в учебно-воспитательном, учебно-производственном и управленческом процессах.

Управление внедрением педагогических инноваций реализуется через философский, мотивационный, креативный, рефлексивный, валеологический, технологический компоненты с учетом индивидуального стиля преподавателя и мастера производственного обучения и как результат оценивается как поступательная динамичная ступень педагогического творчества, введения нового в педагогическую практику.

Для осуществления инновационной деятельности педагогического работника необходимо создать соответствующие условия: материально-техническую базу, креативную обстановку, доступность к теоретической, компьютерным ресурсам. Применительно к условиям педработник в соответствии с дисциплиной, степенью подготовки студентов, темой занятия использует либо уже апробированные виды инновационных технологий, либо разрабатывает новые, либо совмещает те и другие.

В качестве примера приведено использование, разработка и совершенствование игровых педагогических технологий на уроках «Всемирной истории» в образовательном учреждении среднего профессионального образования: «Брейн-ринг», «Колесо истории», «Что? Где? Когда?», кроссворды, чайнворды, викторины, историческое домино, историческое лото, чайндаты, хронологические игры, путешествия по карте.

Практика показывает, что технологии педагогической игры на уроках – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уроке творческого поиска, способствует сотрудничеству преподавателя и студентов в процессе обучения. Следует в то же время отметить, что учебные игры, конечно, не могут рассматриваться как универсальное средство и должны использоваться только в совокупности с другими приемами и средствами образования.

Учебные игры в разумном сочетании с другими приемами и средствами обучения помогут интенсифицировать процесс образования, успешнее решать задачи по формированию творческого мышления студентов, их самостоятельности.

В настоящее время в нашем ОУ СПО наблюдается устойчивая тенденция к возрастанию инновационной активности. Залогом данного процесса является применение гибкого стиля управления по осуществлению инновационной деятельности в целесообразном ее проявлении.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — СПб: Питер, 2000. — 304 с.

3. Волков И.П. Педагогические технологии. — М.: Просвещение,1990. - 381с.

4. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. – М.: Педагогика, 1991. – 224 с

5. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. – Волгоград: Панорама, 2006. – 64с.

6. Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. – Волгоград: Перемена, 1999. — 195с.

7. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.

8. Кукушкин В.С. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушкина — Ростов н/Д.: Март, 2002. — 336 с.

9. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ А.С. Прутченков // ПЕДАГОГИКА. — 1999. — N3. — С. 121-126

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

11. Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. — М.: ЮНИТИ, 1994. — 194 с.

12. Эльконин Д. Б. «Психология игры». — М.: Педагогика, 1978. — 269 с.

13. Бекмачева Г.П. Развитие мышления в процессе самостоятельной работы с учащимися на уроках истории. – М., 2003

14. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6

15. Погребная Н. Управлять школой по-новому…/ Н.Погребная. – К.: Шк. Мир, 2009. – 112 с.

16. Менеджмент в роботе заместителя директора: сб. науч. тр. / под ред. М.К.Голубенко. – К.: Шк. Мир, 2009. – 128 с.