Голицина Д.А.,
учитель физической культуры,
МАОУ «СОШ №2» городского округа Ревда
Управление внеурочной деятельностью школьников в системе оценки качества образования в рамках ФГОС НОО
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО приобретает новую актуальность, позволяет школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Внеурочная деятельность может проходить в разнообразных формах, но только не в форме урока, что лучше подчеркивается термином «внеурочная деятельность». Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.
Внеурочная деятельность включается в учебную программу ОУ и на нее отводится 10 часов в неделю (1350 ч/г).
Основой внеурочной деятельности по физической культуре в нашей школе является:
- ведение учебно - тренировочного процесса с учащимися 2 классов в секциях «Подвижные игры» и «Лёгкая атлетика»;
- организация спортивно-массовых мероприятий школьного и городского уровня.
Процесс обеспечен методическим сопровождением – программой внеаудиторной деятельности по видам спорта:
- лёгкой атлетики;
- подвижных игр.
Программа имеет цели и задачи, связанные с повышением уровня двигательной подготовленности учащихся, занимающихся в секциях, их мотивацией на дальнейшее совершенствование в избранном виде спорта, укрепление здоровья.
Целью внеурочной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самодеятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных навыков и умений.
Программа реализации внеурочной работы по физической культуре
решает задачи:
- укрепление здоровья учащихся;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям в спортивных играх (баскетбол, волейбол), входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
- роли в формировании здорового образа жизни, в ходе подготовки учащихся к участию в спортивных мероприятиях различного уровня.
Ведущие формы внеурочной деятельности:
- спортивно - массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: «Веселые старты», «Осенний кросс», «Дни Здоровья»,«Осенний туристский слет»;
- городские мероприятия: фестиваль детского творчества «Будущее строим вместе»;«Лыжня России»;
- утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня;
- поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса;
- агитация и запись учащихся в спортивные секции, не только школьные, но и на базе ДЮСШ города;
- организация походов выходного дня.
Результаты внеурочной деятельности направлены на:
- приобретение школьником социальных знаний;
- формирование ценностного отношения к реальности;
- получение опыта самостоятельного общественного действия;
- мотивацию учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выбор первичной специализации в спортивных секциях на базе школы и города.
Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов начального общего образования.