Управленческая команда: поиск, пути решения проблем, изменения.
Галеева Гульназ Ринатовна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани.
Инновационное развитие, экспериментальная работа, да и просто функционирование образовательного учреждения во многом определяется тем, насколько хорошо или плохо сработала ваша управленческая команда, состоящая, как правило, из руководителя школы, его ближайших помощников – заместителей, инициативных учителей. Сплочение группы людей, команды, радеющих за общее дело является первоначальной задачей руководителя.
В каких случаях у директора школы возникает необходимость создать управленческую команду? Разумеется, это совершенно неизбежно при реализации инновационного проекта или подготовки коллектива к изменениям. В этих целях формируется специальная группа для решения стратегических задач. Так, в нашей школе, приступая к разработке, а затем к реализации проекта «Методическое обеспечение профессиональной деятельности учителей в период перехода на ФГОС ООО», встал вопрос о создании управленческой команды. Мы понимали, что самый серьезный, с точки зрения повышения эффективности деятельности образовательного учреждения, является командный ресурс. Команда – это временная инициативная группа учителей, которая в тесном сотрудничестве добивается максимального успеха в достижении целей. Создавать управленческую команду мы начали с повышения профессиональной квалификации. В состав группы вошли управленцы, учителя, школьные психолог, педагоги-организаторы, библиотекарь. Опыт показал, что если весь педагогический коллектив включен в процесс поиска путей решения проблем, то цель будет достигнута. Учебный план формирования единой команды был направлен на воспитание и достижение общности в понимании целей деятельности команды, на определение проблем и путей их разрешения, на оценку прошлого опыта, разработку планов и способов их реализации. Занятия носили практико-ориентированную направленность. Основными формами изучения этих тем были – рефлексия, деловые игры, элементы социально-психологического тренинга, разработка проектов, анкетирование, тестирование, мозговой штурм.
Результатом данных практико-ориентированных занятий стала разработка проекта по повышению профессионализма учителя в условиях перехода к ФГОС ООО, состоящая из следующих этапов:
анкетирование учителей и SWOT анализ по выявлению сильных и слабых сторон коллектива;
организации практико-ориентированных курсов для всего педагогического коллектива, чтобы все говорили «на одном языке»;
разделение на временные творческие команды (проблемные группы) по изучению определенной темы и распространения опыта в форме теоретического семинара и открытых уроков, внеурочных мероприятий, разработки нормативной базы.
Практико-ориентированные семинары, организованные совместно с АНО «Центр развития молодежи» г. Екатеринбург стали отличной стартовой площадкой для реализации задуманного и показали всевозможные формы и приемы работы, новые технологии для достижения поставленной цели.
Мы понимали, что эффективность работы команды во многом обуславливается ясностью перед ней целей, знанием форм и методов организации работы. Смысл формирования команды состоял в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. С одной стороны, это относится к группам, членам которых поручается выполнение определенных поручений, заданий, с другой – в более широком смысле слова – ко всем педагогам, совместно преследующим общие цели образовательного учреждения. В целях эффективной работы команды мы ввели в ее состав учителей разных характеров и способностей так, чтобы слабые стороны одних в конкретном деле компенсировались превосходством других.
Сформированные творческие команды глубоко и основательно изучили следующие проблемы: «Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли», «Модель организации внеурочной деятельности обучающихся» «Система оценки достижений планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования» и т.д. и включились в подготовку и проведение семинаров для учителей школы.
Благодаря слаженной работы управленческой команды успешно и в срок были созданы нормативно-правовые ресурсы: разработана основная образовательная программа основного общего образования в контексте ФГОС, локальные акты регулирующие введение ФГОС, модель организации внеурочной деятельности обучающихся.
Таким образом, преимущества коллективного управления нам уже очевидны. Управленческая команда является основой успеха организации в целом. Выросло взаимное доверие в коллективе. Участие в разработке и принятии решений – сильнейшее средство трудовой мотивации учителей. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого из числа коллектива, решения становятся более обоснованными, повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности достижению общей цели. При этом уточняются и ценности индивидуальные, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, растет сплоченность коллектива.