СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление самостоятельной работой студентов по освоению профессиональных компетенций.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнйших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов (выпускников учреждений профессионального образования). Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее.

Просмотр содержимого документа
«Управление самостоятельной работой студентов по освоению профессиональных компетенций.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

« ЩЕКИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Доклад



Управление самостоятельной работой студентов по освоению профессиональных компетенций.







Подготовил:

преподаватель ЖениловаГ.Г.













Щёкино 2017





Одной из важнйших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов (выпускников учреждений профессионального образования). Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения.[1,2]

Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста.

Несомненно, перед педагогами учреждений профессионального образования стоит задача такой организации самостоятельной работы студентов, которая обеспечит, во-первых, формирование самостоятельности в образовательном процессе и, во-вторых, создание условий для приобретения устойчивых навыков информационной культуры в различных видах деятельности, в том числе за счет повышения эффективности аудиторных занятий в различных формах .

Самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Реализация индивидуального подхода предполагает организацию самостоятельной работы с учётом личностных особенностей, интересов и потребностей студентов (стиля мыслительной деятельности, опыта, уровня развития умений и т.д.). При этом у студентов развивается способность оценивать собственные возможности и планировать на этой основе определённый уровень достижения профессионального мастерства, рассматриваяВ настоящее время ФГОС уделяет большое внимание самостоятельному поиску знаний, требует от студентов развитие навыков работы с дополнительной литературой, осуществлять самопроверку и самоконтроль знаний. Чтобы грамотно организовать самостоятельную работу нужно придерживаться нескольких правил:

Формы самостоятельной работы должны быть доступными. Студенты должны быть готовыми к выполнению заданийНеобходим регулярный контроль над выполнением самостоятельных заданийПреподаватель должен не только контролировать, но и оказывать помощь в выполнении заданий

Формы самостоятельной работы способствуют формированию у студентов общих и профессиональных компетенций (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 12). Студенты работают индивидуально или микрогруппой, тем самым формируя ОК 7,ОК11.

Работа студента самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя систематизирует полученные знания, помогает осмысливать материал, закреплять полученные знания и способствует формированию познавательного интереса к дисциплине.Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, рабочая программа. На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.

При изучении МДК иУД практикую следующие формы самостоятельной работы:

1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1чДополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Роль преподавателя● определить тему и цель сообщения; ● определить место и сроки подготовки сообщения; ● оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения; ● рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения; ● оценить сообщение в контексте занятия. Роль студента: ● собрать и изучить литературу по теме; ● составить план или графическую структуру сообщения; ● выделить основные понятия; ● ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения; ● оформить текст письменно; ● сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок. Критерии оценки: ● актуальность темы; ● соответствие содержания теме; ● глубина проработки материала; ● грамотность и полнота использования источников; ● наличие элементов

2. Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 чРоль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: ● выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей); ● составления плана реферата (порядок изложения материала); работы (соответствие ● формулирования основных выводов (Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: ● выбора литературы (основной и дополнительной); ● изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов); ● оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки: ● актуальность темы; ● соответствие содержания теме; ● глубина проработки материала; ● грамотность и полнота использования источников; ● соответствие оформления реферата требованиям.

3. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме. Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить соответствие цели); ● оформления (требованиям к оформлению).наглядности.Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч . Роль преподавателя: • усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы; • Роль студента: ● прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное; ● установить логическую связь между элементами темы; ● записывать только то, что хорошо уяснил; ● выделять ключевые слова и понятия; ● заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание); ● разработать и применять свою систему условных сокращений консультирование при затруднениях.Критерии оценки: ● содержательность конспекта, соответствие плану; ● отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ● ясность, лаконичность изложения мыслей студента● наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; ● соответствие оформления требованиям; ● грамотность изложения; ● конспект сдан в срок.

4. Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.Роль преподавателя: ● помочь в выборе источников по теме; ● помочь в формулировании темы, цели, выводов; ● консультировать при затруднениях.Роль студента: ● внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

● подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию; ● выбрать главное и второстепенное; ● составить план эссе; ● лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы исвои подходы к её решению; ● оформить эссе и сдать в установленный срокКритерии оценки: ● новизна, оригинальность идеи, подхода; ● реалистичность оценки существующего положения дел; ● полезность и реалистичность предложенной идеи; ● значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата; ● художественная выразительность, яркость, образность изложения; ● грамотность изложения; ● эссе представлено в срок.

5. Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию краткой характеристики книги, статьи В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы. Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста. Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.Роль преподавателя: • определить источник аннотирования или помочь в его выборе;● консультировать при затруднениях. Роль студента: ● внимательно изучить информацию;● составить план аннотации; • кратко отразить основное содержание аннотируемой информации; ● оформить аннотацию и сдать в установленный срок.Критерии оценки: ● содержательность аннотации; ● точная передача основных положений первоисточника; ● соответствие оформления требованиям; ● грамотность изложения;● аннотация сдана в срок.

6. Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 5). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным. Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, и определяются преподавателем. максимальное количество баллов – 4.Роль преподавателя: ● помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;● консультировать при затруднениях; ● периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.Роль студента: ● изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное; ● установить логическую связь между элементами темы; ● представить характеристику элементов в краткой форме; • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; ● оформить работу и предоставить в установленный срок.Критерии оценки: ● соответствие содержания теме; ● правильная структурированность информации; ● наличие логической связи изложенной информации; ● соответствие оформления требованиям; ● аккуратность и грамотность изложения; ● работа сдана в срок.

7. Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке. Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.Роль преподавателя: ● определить тему, рекомендовать источник информации;● проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.Роль студента: ● прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;● подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений); ● оформить работу и представить в установленный срокКритерии оценки: ● соответствие терминов теме; ● многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины; ● соответствие оформления требованиям; ● работа сдана в срок.

8.Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 8). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации, сложности её структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 0,1.Роль преподавателя: • конкретизировать задание, уточнить цель; ● познакомить с вариантом тестов; ● проверить исполнение и оценить в конце занятия.Роль студента: ● изучить информацию по теме; ● провести её системный анализ; ● создать тесты;● создать эталоны ответов к ним; ● представить на контроль в установленный срокКритерии оценки: ● соответствие содержания тестовых заданий теме; ● включение в тестовые задания наиболее важной информации; ● разнообразие тестовых заданий по уровням сложности; ● наличие правильных эталонов ответов; ● тесты представлены на контроль в срок.

9. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 9). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы её решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе. Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч. Роль преподавателя: ● определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу; ● сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач; ● консультировать студента при возникновении затруднений; ● оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами). Роль студента: ● изучить учебную информацию по теме; ● провести системно – структурированный анализ содержания темы; ● выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем; ● дать обстоятельную характеристику условий задачи; ● критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности); ● выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная); ● оформить и сдать на контроль в установленный срок. Критерии оценки: ● соответствие содержания задачи теме; ● содержание задачи носит проблемный характер; • решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов; ● продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности; ● задача представлена на контроль в срок.

10. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации (приложение 10). Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч.Роль преподавателя: • конкретизировать задание, уточнить цель; ● проверить исполнение и оценить в контексте задания. Роль студента: ● изучить информацию по теме; • создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму; ● представить на контроль в установленный срок. Критерии оценки: ● соответствие содержания теме; ● правильная структурированность информации. ● наличие логической связи изложенной информации; ● аккуратность выполнения работы; ● творческий подход к выполнению задания; ● работа сдана в срок.

11. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний. Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов. Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.Роль преподавателя: ● конкретизировать задание, уточнить цель; ● проверить исполнение и оценить в контексте занятия Роль студента: ● изучить информацию по теме; • создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним; ● представить на контроль в установленный срок.Критерии оценки: ● соответствие содержания теме; ● грамотная формулировка вопросов;● кроссворд выполнен без ошибок; ● работа представлена на контроль в срок.

12. Научно-исследовательская деятельность студента – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и её решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более ёмки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели. Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов.

13. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 12). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем .Роль преподавателя: • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы; • консультировать при затруднениях. Роль студента: ● изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное; ● установить логическую связь между элементами темы; ● представить характеристику элементов в краткой форме; ● выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; ● оформить работу и предоставить к установленному сроку. Критерии оценки: ● соответствие содержания теме; ● правильная структурированность информации; ● наличие логической связи изложенной информации; ● эстетичность оформления, его соответствие требованиям; ● работа представлена в срок.

Данная работа способствует формированию ОК 5 (Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности). На данном этапе осуществляются межпредметные связи с информатикой. Студенты учатся находить главное в теоретическом материале, самостоятельно разрабатывают цели.

Подготовка к конкурсам и декадам по предметам. Внеклассные мероприятия.

При подготовке к ним студенты самостоятельно обобщают изученный материал, находят ответы на поставленные вопросы, выпускают стенгазеты, где содержатся необычные данные. Яркие формы проведения, загадочные вопросы, требуют знания и понятия. Все это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине.

Самое главное для преподавателя – заинтересовать студентов в проведении внеклассного мероприятия. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей. Совместная деятельность способствует развитию у студентов позитивных качеств, расширяет творческие способности, создает условия для самовыражения. Внеклассные мероприятия способствуют непроизвольному запоминанию новой и полезной информации, которая может быть использована для подготовки к экзамену. Девиз конкурса: “ Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз!”

Работа кружка осуществляется по теме: “Реализация национальных проектов через деятельность научно– исследовательских кружков” При выполнении исследовательских работ студенты занимаются поиском информации, самостоятельно проводят сследования, делают выводы по полученной информации, систематизируют накопленный материал. Преподаватель выступает в роли наставника, направляет студентов в нужное русло.

Студенты– кружковцы создают буклеты по теме своей работы, которые содержат практически значимые элементы и основные рекомендации. Также для ознакомления с проблемой исследования студенты выпускают стенгазеты.Выступление с докладами на занятиях. Тематика докладов может быть разнообразна и охватывать как биографии ученых.так и содержать углубленные факты по разделам Студенты самостоятельно подбирают материал, тренируются находить в тексе главное, делать выводы по прочитанному материалу.

Несмотря на разнообразие форм самостоятельной работы, некоторые студенты испытывают трудности в выполнении заданий: Отсутствие умений работать с литературными источниками, выделять главное Отсутствие умений четко излагать свои мыслиНе желание выполнять самостоятельные задания.Поэтому, преподаватель должен обучить студентов основам самостоятельной работы, умению работать с текстом и четко ставить познавательные задачи.

В заключении следует вновь подчеркнуть, что самостоятельная работа должна стать основой образовательного процесса, фактором формирования профессионально значимых компетенций. Это предполагает :ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов ,переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.



Список литературы:



1.Гладилина Г.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htmсебя как субъект этой де

2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8. – С.18-26.



3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная света. 2005.№5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!