СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 3-го склонения;  определение типа склонения имени существительного; правильное написание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; измение по падежам имен существительных 3-го склонения.

Просмотр содержимого документа
««Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения»»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:
«Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения».

Цель

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения, изменять по падежам имена существительные 3-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных 3-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; правильно писать падежные окончания имен существительных 3-го склонения; изменять по падежам имена существительные 3-го склонения.

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, одноклассников; осознавать потребность

в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Организация начала урока


Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните о чём-нибудь очень-очень хорошем и улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

И в самом деле, главное – доброе начало.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют само готовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).




II. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упражнение).Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.


Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте стихотворение А. Абалихина в задании 130. Объясните, как вы поняли название стихотворения.

– Назовите имена существительные 3-го склонения. Укажите склонение других имен существительных.

- Как определить склонение имени существительного? Вспомним алгоритм!


- На каждом уроке мы уделяем внимание подготовке к Всероссийской проверочной работе. Сейчас выполним подобное задание из первой части работы: запишите предложение, подчеркните грам. основу, над всеми словами укажите части речи, указать склонение существительных.

В детской кроватке сладко спал малыш.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают выполненное задание.

Алгоритм действий при определении склонений имён существительных:

1. Поставить слово в именительный падеж, единственное число.

2. Определить род имени существительного.

3. Посмотреть на окончание имени существительного.

4. Определить склонение.




У доски работает ученик, остальные на местах.



В детской кроватке сладко спал малыш.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу









III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Посмотрите на записанные предложения.

В детской кроватке сладко спал малыш.

Плюшевый мишка лежал на кровати.

– Найдите однокоренные имена существительные. В каком падеже они стоят? Выделите окончания.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Возникает проблема: почему в однокоренных именах существительных, которые стоят в предложном падеже, разные окончания? От чего зависит написание окончания ( или )?

– Ребята, какова тема нашего урока?

– Сегодня на уроке будем учиться распознавать имена существительные 3-го склонения



– Окончание зависит от типа склонения

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 174 стр. 98) Стр. 99.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Есть ли разница в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите их. (Имена существительные 3-го склонения

в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание –и.)

- Прочитайте рубрику «Обратите внимание!». Для третьего склонения словом помощником у нас будет слово – печь.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают вывод о том, что ударные и безударные окончания имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным падежным окончаниям имен существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных этого же склонения.

Осуществлять анализ таблицы

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 175)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Просклоняйте данные имена существительные, пользуясь таблицей.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Склоняют имена существительные.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать уси-


– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных. (Проверка в парах).

Физкультминутка.

1скл – хлопок в ладоши

2скл – 2 притопа

3скл – присесть

Ёж, рысь, горох, солнце, черепаха, тетрадь, совесть, чувство, цепочка, степь, урок.


Итак, ребята, сейчас вы потренировались в склонении сущ. 3скл., а теперь выполним самостоятельную работу на карточках.







Изображают схему «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения».

Работают в парах, осуществляют взаимопроверку.

лия по решению учебной задачи


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по карточкам

Организует индивидуальную работу по карточкам.( Задания у вас разные, у кого то полегче, потому что этим ребятам надо ещё потренироваться. Другим учащимся я предлагаю задания посложнее. Достигайте новых вершин, выполняя задания.)

Карточка 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

На лошад.. , на лошадк.., на постельк.., на постел..,

в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. ,

к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. .


Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Ключи

Карточка 1.

На лошади (3 скл., П. п.), на лошадке (1 скл., П. п.),

на постельке (1 скл., П. п.), на постели (3 скл, П. п.),

в колыбельке (1 скл., П. п.), в колыбели (3 скл.,

П. п.), о медальке (1 скл., П. п.), о медали (3 скл,

П. п.), к ёлке (1 скл., Д. п.), к ели (3 скл., Д. п.),

по тетрадке (1 скл., Д. п.), по тетради (3 скл., Д. п.),

в горсточке (1 скл., П. п.), в горсти (3 скл., П. п.),


Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью





Карточка 2.

Подчеркните имена существительные третьего склонения, выделите окончания, укажите падеж.

На реке Оби стоял пароход.

У пристани стояло много лодок.

Цыплят по осени считают.


о косточке (1 скл., П. п.), о кости (3 скл., П. п.).



Карточка 2.

На реке Оби ( П.п.) стоял пароход.

У пристани ( Р.п.) стояло много лодок.

Цыплят по осени (Д.п.) считают.


нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, опреде-

Осуществлять самоконтроль учебной дея-


Проводит беседу по вопросам:

– Что узнали о падежных окончаниях имён существительных 3-го склонения?

- Одинаково ли пишутся окончания существительных одного рода?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Нарисуйте на полях лесенку из 4 ступенек.

– Нарисуйте кружок на ту ступеньку, на которой, по-вашему, вы сейчас находитесь

ляют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Ставят кружки на ступеньки.

тельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 131-132 в рабочей тетради.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!