СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения буквы А и О в корне КАС и КОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения буквы А и О в корне КАС и КОС»

1. Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.

  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

2. Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)

  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.

  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)

  7. Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.

  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)

  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

3.Работа с текстом. Прочитать и выполнить задания к тексту.


Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.

1. Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.

  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

2. Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)

  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.

  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)

  7. Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.

  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)

  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

3.Работа с текстом. Прочитать и выполнить задания к тексту.


Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.


1.Какова тема текста?

2. Сколько микротем содержится в тексте?

3. Озаглавьте каждую микротему (письменно в тетради).

4. Какой факт свидетельствует о том, что картофель обладает ценными качествами.

5. Что является опасным продуктом у картофеля и почему?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

3”

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4”

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5”

1.      Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.      Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

1.Какова тема текста?

2. Сколько микротем содержится в тексте?

3. Озаглавьте каждую микротему (письменно в тетради).

4. Какой факт свидетельствует о том, что картофель обладает ценными качествами.

5. Что является опасным продуктом у картофеля и почему?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

3”

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4”

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5”

1.      Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.      Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.