СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для коррекции смягчения согласных звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционные упражнения для языка для коррекции смягчения согласных звуков.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для коррекции смягчения согласных звуков»

Чтобы скорректировать дефект смягчения звуков необходимо

почаще выполнять упражнения

«Киска сердится», «Катушка», «Горка», «Толкаем язычком шарик».

Упражнение «Киска сердится»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в

основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем

выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов,

язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Повторить 5 раз.

Упражнение «Катушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в

основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к

коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается

вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка

скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов,

губы и нижняя челюсть были неподвижны. Повторить 5 раз.

Упражнение «Горка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в

нижние резцы, а передне– средняя часть его спинки сначала

приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем

опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,

нижняя челюсть не двигалась. Повторить 5 раз.


Упражнение «Толкаем язычком шарик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в

основание нижних резцов. Шарик на палочке ставим за передними

нижними зубками, и язычок толкает его, стараясь вытолкнуть.













Том и Тим.


Жили – были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук Т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой. 
А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы.
Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том – раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим - гитару. Они никогда не выбирали одинаковые предметы, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.
Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться.
(Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?)
Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак; кому нужны котелок, миска, вилка, ложка, ножик: кто любит молоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обует кроссовки, кеды; кто из братьев наденет на голову шапку, берет; кто пойдет в лес, а кто луг; кто какие грибы будет собирать (сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые)?
Пора устраивать привал. Кто принес ветки, а кто валежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить в пруду, кто в реке? Кому на удочку попадется сом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп.

Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:
1) Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
2) Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.
Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.
В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ-НЯ, ДЯ.

Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее (губно-зубные вь, фь, затем губные пь, бь, мь). Что касается звуков к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.
Так устранять этот дефект рекомендовала Ольга Владимировна Правдина.

Татьяна Борисовна Филичева рекомендует коррекцию данного дефекта проводить следующим образом:
1 этап: Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И.
2 этап: Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ, различение этих слогов на слух.
3 этап: Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА – БЫ, ЛА – ТЫ, …
4 этап: Включение слов в предложения.
5 этап: Учим ребенка четко произносить звук И, вводим символ мягкости.
6 этап: Даем различение на слух звуков Ы, И.
7 этап: Закрепляем четкое произношение слогов, включающих звук И и сохранный согласный звук (ПИ-ВИ-МИ).
8 этап: Даем различение слогов на слух ПИ-ВИ-БИ и ПЫ-ВЫ-БЫ.
9 этап: Даем слова с мягкими звуками предложения с этими словами.
10 этап: Дифференцировки мягких и твердых звуков. Даются слоговые упражнения с усложнением: ПЫ-ПИ-ПЫ, ПИ-ПЫ-ПИ, ПЫП-ПИП, ПА-ПЯ, ПА-ПА-ПЯ с разным ударением и интонацией. Упражнения с мячом.