Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
«Упражнения для коррекции звукопроизношения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с помощью STEAM- лаборатории»
Выполнили:
учителя – логопеды
Букреева О.Н.,
Ниськова Ю.В.
Чапаевск, 2021 г.
Упражнения для закрепления звукопроизношения
1. «Определи профиль звука [с]»
На поле, перед ребенком, логопед располагает профили звуков. Ребенок, перед зеркалом, определяет и проговаривает положения языка, губ, мягкого неба, расстояние между зубов при произнесении звука [с], находит подходящий профиль и программирует маршрут мышки так, чтобы она добралась до профиля звука [с].
2.«Занимательные символы»
На поле, перед ребенком, логопед располагает символы звуков. Ребенок должен подумать и решить, какой символ обозначает звук [с]. Прокладывает маршрут мышки так, чтобы она добралась до символа звука [с]. При этом ребенок проговаривает изолированное произношение звука: с-с-с.
3. «Выполни упражнения с Мышкой»
Логопед располагает на поле картинки с изображением артикуляционных упражнений («Горка», «Кошка сердится», «Почистим нижние зубки», «Улыбка») и просит ребенка задать маршрут мышке к каждой картинке и выполнить артикуляционные упражнения (перед зеркалом) вместе с Мышкой.
4. «Помоги Мышке»
Педагог располагает на поле напечатанные буквы: С, А, О, У, Ы и предлагает ребенку помочь Мышке составить слоги. Ребенок программирует маршрут мыши так, чтобы получился слог СА, затем СО, СУ, СЫ, при этом четко проговаривает получившиеся слоги. Аналогично происходит и на материале закрытых слогов: АС, ОС, УС, ЫС.
5. «Отгадай загадку»
На поле располагаются картинки с изображением: самолета, сока, сумки, сыра. Учитель – логопед просит ребенка отгадать загадку: «Крылатый, но не птица, летает в небесах. В мгновенье может скрыться в пушистых облаках. Когда взлетает в небо и набирает ход — закладывает уши, Что это?» Ребенок четко произносит «Самолет», находит изображение самолета и прокладывает маршрут Мышки к этой картинке. Аналогично происходит и с другими словами.
6. «Составь слово»
На поле разложены буквы, например С, В, А, К и картинки с изображением кваса, носа, уса, маски и каски. Педагог просит ребенка составить слово, где звук [с] будет в конце. Ребенок составляет слово: КВАС и находит его изображение с помощью Мышки, программируя ей маршрут до данной картинки. Аналогично проводятся упражнения, где звук [с] в середине слова.
7. «Отправь Мышку»
Логопед на поле располагает картинки с изображением мальчика Шурика и девочки Сони и называет слова поочередно со звуком [с] и [ш]. Затем просит ребенка, если он услышит слово со звуком [с], то ему нужно отправить Мышку к Соне, а если услышит слово со звуком [ш], то ему нужно отправить Мышку к Шурику.
8. «Составь предложение»
Перед ребенком расположены картинки со звуком [с] и [ш]. Педагог просит найти те, в которых встречается звук [с] и проложить маршрут Мышки к этому слову. Затем логопед просит составить предложение с этим словом. Аналогично педагог проводит упражнение со словами со звуком [ш].
9. «Доскажи словечко»
Перед ребенком на поле находятся картинки. Педагог проговаривает двустишия. Дети договаривают слова со звуком [ш]. Затем находят на поле картинку, соответствующую данному слову и прокладывают маршрут мышки. после того, как мышка добирается до картинки, дети составляют с этим словом предложение.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала …( шишка).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …( каша) и т.п.
10. «Ласковое слово»
На поле лежат предметные картинки. Педагог предлагает проложить маршрут мышки к каждой картинке и назвать её ласково: изба - избушка, штаны - штанишки, окно - окошко и т.д.
Таким образом, происходит автоматизация звука [ш] в словах.
11. «Сосчитай»
На поле лежат предметные картинки, на которых разное количество предметов. Ребёнок задает маршрут к первой картинке. Дошкольник пересчитывает количество предметов: один плюшевый медвежонок, два плюшевых медвежонка, три плюшевых медвежонка, четыре плюшевых медвежонка, пять плюшевых медвежат.
12. «Найди по адресу»
Поле обозначено цифрами с одной стороны и буквами с другой.
Логопед называет « адрес» картинки, например, А2. Ребёнок программирует путь мышки. Затем называет картинку и составляет с данным словом предложения. Картинки подбираются на автоматизацию нужных звуков.
Например, Жук сидит на ветке.
13. «Что лишнего?»
Педагог на поле выкладывает по четыре картинки. Например: стул, стол, лук, диван. Ребёнок прокладывает путь мышки так, чтобы указать на «лишнюю картинку». Затем с данным словом составляет предложения. Звук [л] проговаривается в предложении.
Используемые источники
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-samolet-dlya-detej-26-luchshix.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/04/21/didakticheskie-igry-rifmochki