СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для начинающих пианистов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для начинающих пианистов»



На начальном этапе овладения навыками и приемами фортепианной игры, большое значение имеет процесс постановки и организации пианистического аппарата. Для этого предлагаются специальные упражнения, основанные на естественных природных движениях при свободе игрового аппарата. Данные упражнения направлены не только на развитие технических навыков звукоизвлечения, но и на развитие музыкального слуха (мелодического, полифонического и гармонического). Упражнения выстроены в последовательную систему для лучшего осмысления и освоения игровых навыков. При разучивании упражнений преподаватель должен постоянно следить за свободой в руках, не допускать напряжения, приучать ученика слушать себя, сохраняя позицию пальцев, кисти и всей руки в целом. Прежде чем сажать ученика за инструмент, преподаватель должен объяснить ему, что значит «свободные» руки, и предложить ему простое физическое упражнение:

Упражнение «Берёзка». Стоя поднять руки вверх, а затем быстро опустить их вниз (как бы «бросить»). При полной свободе руки «висят» на плечах, какое-то время будут раскачиваться и наконец остановятся: самое время дать ученику почувствовать вес всей руки от плеча до пальцев.

Упражнение «Колобок». Я беру кисть руки ученика, добившись чтобы она была свободной, «отданой мне на время» и затем, кручу у запястья, как «колобок» из теста. После этого кисть становится неизмеримо более гибкой.

Для того , чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, нужно воспользоваться упражнением «Поцелуй с карандашиком» , кончиками пальцев они по очереди здороваются с карандашом. Необходимо чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка. В дополнение к этому упражнению, для более чёткого понятия, какой формы должны быть пальцы когда они нажимают на клавиши, я предлагаю им упражнение «Колечки». Поочерёдно, «подушечка» каждого пальца соприкасается с первым пальцем, слегка прижимая их друг к другу, при этом у каждого пальца кроме первого должны быть видны «три бугорка» - места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. В дальнейшем это упражнение помогает ребенку следить за формой пальцев и свода рук.

После того, как ученик сделал эти упражнения, почувствовал свою кисть, кончик пальца, а также самостоятельную свободу рук, необходимо научить ученика правильно сидеть за фортепиано. Высота сидения зависит от его роста, и поэтому для малышей часто используют подставку, на которую сажают ученика, и скамейку под ноги для хорошей опоры. Расстояние между корпусом и вертикальной плоскостью фортепиано определяется вытянутыми руками со сжатыми в кулак пальцами. При правильной посадке корпус должен быть прямым, локти не висят и не прижаты к туловищу, а немного раздвинуты в стороны на уровне клавиатуры и даже чуть выше.

Упражнение «Радуга» от ноты «До» – «до» следующей октавы, третьим пальцем. Очень важно плавно переносить руку по воздуху изображая радугу, правой и левой руками, в процессе постановки рук на клавиатуру следим за формой свода, за постановкой пальца на клавиатуре и за свободой рук в предплечье и запястье.

Упражнение «Имена» на постановку второго пальца в сочетании с третьим , на два слога .Упражнение полезно изучить в штрихе нон легато и в дальнейшем , перейти на штрих легато. В процессе работы следить за постановкой рук и правильным выполнением данного упражнения. Параллельно с игрой называем имена состоящие из двух слогов, например: Оля, Вера и т.д.

Упражнения «Качели» плавный, ровный бег трёх пальцев (2-3-4) на одном движении руки с опорой на первый звук и последующий взлёт. Все исполняемые звуки как бы собираются в кулачок и переносятся на следующую клавишу. При этом необходимо следить, чтобы перенос выполнялся всей рукой, по дуге, без взмахов кисти.



Упражнение «Звоночки». Ученик играет 1ым и 2 вторым пальцами интервал - большую секунду от разных нот по всей клавиатуре. Параллельно объясняем ученику понятие тон, полутон.

Упражнение «Гусеничка» - на постановку первого пальца . Подменяя 3-ий палец 1-ым, ученик освобождает его и плавно, без толчка перекладывает на следующую клавишу. Совмещение 3-его пальца с 1 -ым на одной клавише позволяет легко округлить кисть, наглядно показать особую постановку 1-ого пальца и даёт возможность поработать над кистевыми движениями, поочерёдно группируя и раскрывая кисть ( по типу передвижения гусенички, которая, чтобы продвинуться вперёд, каждый раз собирает, а затем распрямляет своё тельце). При выполнении этого упражнения необходимо следить за положением запястья.

Упражнение «Гном» . Начинаем упражнение с третьего пальца , затем переходим на терцию вторым и четвёртым и после этого на квинту. Следим за свободой в запястье и сводом рук.

Упражнение «Домик» (Квинта) для постановки 1го и 5 го пальцев от белых клавиш.

 Упражнение «Пчёлка» - подготовка к исполнению хроматического звукоряда. Упражнение помогает усвоению аппликатуры гаммы и вырабатывает ровное legato, подобное монотонному жужжанию пчёлки.


  Упражнение «Змейка» - это собственно хроматическая гамма. Объединив навыки, полученные в предыдущих упражнениях , пальцы, подражая змейке, плавно «переползают» от одного звука к другому, изящно извиваясь между белыми и чёрными клавишами.


Упражнение «Игра в мяч». Поочерёдно отталкиваясь подушечками 2-ого,

3-его, 4-ого, 5-ого пальцев, рука легко, как мяч, взлетает вверх и мягко падает на 1-ый палец. Упражнение исполняется без усилий, без резких движений. Оно развивает независимость и силу пальцев. Опираясь на повторяющийся звук (1-ый палец), ладонь как бы «открывается» и «захлопывается» при ударе 2-ым, 3-им, 4-ым, 5-ым пальцами. Этому «захлопывающемуся» движению нужно помогать небольшими боковыми движениями рук.


Упражнение «Крабик» основано на боковых движениях. Рука, перемещаясь по клавиатуре, напоминает передвижение крабика.


Упражнение «Домисолька». Чередование пальцев (1-3-5) имитирует чередование лапок паучка. Движения пальцев скупые, округлые, «окутывающие» средние звуки. В этом упражнении сочетается опора на 3-ий палец и боковые движения.


 Упражнение «Волна». Знакомим ученика с динамическими оттенками, крещендо и диминуэндо . Ровное, монотонное звучание заменяется постепенным усилением и ослаблением звука.

       

 Упражнение « Догони меня » - это гаммовое упражнение. Цель его – при участии всех пяти пальцев добиться плавного, непрерывного исполнения без толчков, ровного по звучанию и времени.

       Основными «действующими лицами» являются 1-ый и 5-ый пальцы. Они словно играют в догонялки. Кисть при этом поочерёдно поворачивается то к 1-ому, то к 5-ому пальцу.