Упражнения для развития кретивного мышения у младших школьников
Креативное (творческое) мышление необходимо не только художникам и музыкантам, но и обычным людям. С его помощью можно придумывать разные нестандартные идеи и успешно решать поставленные задачи.
Упражнение «Ассоциации»
Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций. Например, слово «зеленый». Возможные ассоциации к нему: «трава», «поляна», «лес», «огурцы», «арбуз».
Упражнение «Неожиданные связи»
Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. Например, «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
Вот что может получиться. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета.
Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
Упражнение «Необычные способы использования предмета»
(«Новое применение», «Новое применение для знакомых предметов»).
Возьмём карандаш. Давайте подумаем, как его можно использовать?
Например: рыхлить землю, использовать как указку, как закладку, закручивать бумагу для поделок, подвязывать к карандашу цветы, размешивать сахар в чае, делать дырки в бумаге.
Упражнение «Два в одном»
Возьмите два предмета и подумайте, как их можно использовать вместе. К примеру, банан + сумка = сумка в форме банана.
Упражнение «Хорошо-плохо»
Описание: Участники оценивают предмет с разных точек зрения (конфета – это хорошо…, и это плохо…)
Упражнение направлено на формирование понимания детьми противоречий, умения в критической ситуации делать верный выбор, оценивать свои действия.
Метафора монеты
Здесь удачно подойдёт метафора монеты. У каждой монеты две стороны. И если одна может быть страшной, тяжёлой, сложной, то обязательно есть и другая – интересная и полезная.
Упражнение «Цепочка противоречий»
Усложнение игры «Хорошо-плохо»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Описание: Ведущий начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Первый участник продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
(Гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето, лето – плохо, потому что
Упражнение «Спрятанные цифры»
Описание: Участникам дается задание: «Запишите цифры от 0 до 9 по порядку и дорисуйте к ним различные элементы, чтобы к итоге нельзя было бы определить что за цифра написана».
Упражнение «Художник»
Цель: развитие невербальной креативности
Описание: Выбрать любой предмет размером не более ладони и, дорисовав, сделать его частью новой картинки.
Так выполнены работы некоторых современных художников: