СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для тренинга общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проявление чувств и эмоции. Конфликты и причины их возникновения

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для тренинга общения»

Упражнение-разминка «Карандаши»

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительн о е з а д а н и е : разбившись на пары, располагаются друг нап р о т и в д р у г а на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

ØØ сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки);

ØØ использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;

ØØ держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;

ØØ выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Процедура знакомства

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если участники уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам.

ØØ Познакомиться с группой необходимо самому ведущему.

ØØ В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге.

ØØ Знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге.

Приведем несколько вариантов процедуры знакомства. Они могут использоваться как по отдельности, так и единым блоком.

«Имя–движение».

Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации. Данная процедура не только дает возможность участникам группы представиться и лучше узнать друг друга, но и способствует самопознанию каждого из них, поскольку позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны — в исполнении группы.

«Снежный ком».

Участники представляются по именам, каждый следующий участник должен повторить имена всех (в более простом варианте — двух или трех) предшествующих и только после этого представиться сам. В одном из вариантов участник при забывании имени, сетуя на свою плохую память, говорит вместо него: «Баранья голова» (естественно, имея в виду себя, а не того, чье имя он забыл). Более простой и быстрый вариант, уместный в группах размером свыше 12–15 человек, — произносить имена не всех предшественников, а только последних четырех человек. В более сложном варианте участниками произносится и повторяется не только имя, но и какое-нибудь слово или короткая фраза (например, на тему «Мое самое большое достоинство», «Мое желание» и т. п.). Использовать отрицательные темы (недостатки, проблемы) не рекомендуется, поскольку их многократное повторение может вызвать эффект внушения. В таком варианте упражнение может использоваться не только для знакомства, но и в качестве разминки перед началом каждого занятия (естественно, темы высказываний следует каждый раз менять). Процедура знакомства «Снежный ком» широко используется не только в тренингах, но и везде, где необходимо познакомить членов группы (например, в летних оздоровительных лагерях).



«Представление с перекидыванием предмета».

Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик, небольшую мягкую игрушку или другой подходящий предмет, представляется: говорит свое имя (возможный вариант: имя и какой-нибудь факт о себе), после чего перебрасывает предмет любому другому участнику. Тот ловит его, представляется, вновь перебрасывает его другому участнику и т. д., пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет. При отсутствии подходящего для перебрасывания предмета можно соорудить для подобной игры «снежок» из смятых бумажных листов.

Мы — команда

Задачи занятия: повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков.

Упражнение-разминка 1.

«Перетягивание каната»

Описание упражнения. Для упражнения нужно запастись прочным канатом диаметром не менее 10 мм и длиной не менее 5–6 м (вполне годится веревка для буксировки автомобилей, которую можно позаимствовать у любого водителя). Участники делятся на две подгруппы, расстояние между которыми 1,5–2 м, берутся за канат и по команде ведущего начинают его перетягивать. Выигрывает команда, которой удалось заставить соперников сдвинуться вперед не менее чем на метр. Упражнение выполняется 3–5 раз, состав подгрупп желательно менять. Требуется много свободного места (по технике безопасности, за спиной каждой из подгрупп должно быть не менее 3 м свободного пространства).

Психологический смысл упражнения. Энергетическая мобилизация, развитие умения координировать совместные действия. Такая разминка обычно вызывает высокую эмоциональную вовлеченность подростков, способствует формированию чувства команды.

Обсуждение. Чем еще, помимо физической силы, определяется выигрыш в этом упражнении? Если выполнить перетягивание каната по каким-либо причинам не представляется возможным, или ведущий чувствует, что подростки хотят еще подвигаться и не готовы пока к серьезной работе, предлагаем альтернативный, более спокойный вариант разминки.



Упражнение-разминка 2. «Циферблат»

Описание упражнения. Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый участник соответствует определенной цифре на нем. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе участников кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1–2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, включение участников в групповое взаимодействие в ситуации «здесь и сейчас». Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Узелок»

Описание упражнения. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, капитанов команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5–7 минут.

Психологический смысл упражнения. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условие для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.

Обсуждение. Следует обратить внимание участников, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?»


Упражнение «Встреча взглядами»

Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило — кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение. Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.

Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

Обсуждение. На какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?


Сплочение и доверие

Задачи занятия: продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия. Это занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода.

Упражнение «Передача движений»

Описание упражнения. Участники встают в круг затылками друг к другу, чтобы расстояние между ними было 30–40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди подростка (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т. д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего участника, и т. д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий подросток, «запускающий» по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывала половина подростков, ведущий тренинга дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении. Для выполнения этого упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались мальчики и девочки.

Психологический смысл упражнения. Развивается телесная чувствительность, происходит сплочение группы, возрастает эмпатия между участниками.

Обсуждение. Какие движения больше всего понравились? Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после прохождения круга? А может, кому-нибудь было неприятно? Если это так, то какие именно движения не понравились и с чем, на взгляд участников, это могло быть связано?

Упражнение «Маятник»

Описание упражнения. Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120–150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между ними, расслабляется и начинает, выпрямившись, свободно

падать вперед или назад на руки одного из двух. Их задача — мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так,чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, средний участник свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение, как и последующие, оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнерами (если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно

увеличивается), состав ловящих и т. д. Эффективность упражнения повышается, если оно проходит под спокойную, расслабляющую музыку, а ведущий уместными фразами создает соответствующее настроение.

Психологический смысл упражнения. Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников. Кроме того, оно развивает умение расслабиться, снять напряжение, создает возможности для тактильного контакта.

Обсуждение. Что вы чувствуете, когда к вам прикасаются руками? Бывают руки мягкие и надежные, их прикосновение приятно. Если же руки жесткие, грубые — их прикосновение не радует. А какие руки у вас? Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам?

Упражнение «Круг доверия»

Описание упражнения. Оно похоже на предыдущее, но раскачивание происходит не в парах, а в небольшом плотном кругу. Диаметр круга около 1,5 м, водящий находится в центре. Оптимальна такая ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Впечатлениями обмениваются после каждого качания. Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффективность упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ориентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии.


Общение и умение слушать

Задачи занятия: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

Упражнение-разминка «Привет себе»

Описание упражнения. Участники встают в круг, спинами к его центру, и начинают неспешно вращаться. Тот, кто начал игру, шепотом передает соседу справа какое-нибудь сообщение, состоящее из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать.

Например, задание можно сформулировать следующим образом: «Прошепчите соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шепотом передает это сообщение другому участнику, тот — третьему и т. п., пока оно не вернется к отправителю. При этом каждый отправляет еще и свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2–3 человека. Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчетом, чтобы сказанную шепотом фразу мог расслышать только тот подросток, которому она непосредственно адресована.

Психологический смысл упражнения. При выполнении данного упражнения включается эффект «испорченного телефона» и «послания» зачастую приходят в почти неузнаваемом виде. Это позволяет продемонстрировать искажения информации при ее передаче от

человека к человеку и выйти на беседу об эффективности общения. Кроме того, игра вносит оживление.

Обсуждение. Что чувствовали участники, когда получали собственные послания? Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные? Что привело к их искажению? А что можно было бы сделать, чтобы эти искажения уменьшились?

Упражнение «Испорченный телефон»

Описание упражнения. Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения

Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет

играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории. Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот — следующему и т. д. Весьма вероятно, что приведенное выше сообщение дойдет до последнего участника примерно в таком виде: «Купили компьютеры, мы можем резаться на них во что хотим». Очень полезно заснять это упражнение на видеокамеру или хотя бы записать его на диктофон, чтобы при обсуждении иметь возмож- ность воспроизвести и проанализировать ход передачи и искажения информации. Это упражнение можно проводить и непосредственно в кругу, тогда следует упростить текст сообщения и передавать его шепотом. Можно передавать одновременно два сообщения, одно по часовой стрелке, второе — против. Если позволяет время, полезно провести упражнение дважды: с обратной связью (при получении со-

общения можно задавать уточняющие вопросы) и без таковой, после чего сравнить результаты. Передаваемые сообщения должны быть примерно одинаковыми по сложности, но разными по содержанию.

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение. Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она

рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)? По окончании упражнения ведущий рассказывает подросткам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы

10–15 минут). Вот план подобного информационного блока.

Информационный блок «Психология общения»

1._Общение: единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга.

2._Функции общения:

—— обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;

—— объединение людей;

—— передача эмоций, переживаний;

—— инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3._Непосредственное и опосредованное общение. Возрастание роли общения, опосредованного техническими средствами (телефон, телевидение, интернет-чаты), его возможности и ограничения.

4._Факторы, определяющие успешность общения: искренний интерес к партнеру; умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует,

переживает (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»); умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т. п.; учет ситуации, в которой происходит общение; разборчивая и грамотная речь.

5._Обратные связи в общении. Более высокая эффективность диалога по сравнению с монологом. Описанное ниже упражнение позволит продемонстрировать это на практике.

Упражнение «Рисование по инструкции»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача — инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

ØØ с обратной связью — рисующий участник может задавать уточ-

няющие вопросы;

ØØ без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1._ Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2._Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

3._Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4._Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5._Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6._Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7._Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8._Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9._Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10._Перебиваете ли вы собеседника?

11._Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12._Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вста-

вить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10–12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому

многие любят общаться с вами.

8–10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков плохих слушателей. Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

Упражнение «Слушание в разных позах»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй — слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде

ведущего их взаиморасположение меняется — говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение — теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Упражнение «Трактовки»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагается небольшое описание какой-либо допускающей возможность неоднозначной трактовки ситуации межличностного взаимодействия, конфликта или происшествия, после чего их просят описать эту ситуацию глазами различных персонажей, например таких:

1._Каждого из непосредственно задействованных в ней героев.

2._Случайного наблюдателя, оказавшегося поблизости.

3._Газетного репортера.

В зависимости от того, какая ситуация приведена в качестве примера, перечень этих персонажей может расширяться (так, добавляются роли учителя, священника, сотрудника правоохранительных органов и т. п.).

Примеры ситуаций для выполнения этого упражнения:

ØØ Подросток, желая произвести впечатление на одноклассницу, закурил на перемене прямо в классе. Та, увидев это, дала ему подзатыльник. Он от неожиданности уронил непотушенную сигарету и не обратил внимания на это. В результате возник по-

жар, выгорело классное помещение. Опишите ситуацию с позиции ученика, его родителя, одноклассницы, учителя, пожарного инспектора, случайно оказавшегося в это время в классе другого ученика, директора школы.

ØØ Прыгун с шестом, преодолевая планку, отталкивает шест назад. Высота преодолена успешно, но шест падает прямо на зазевавшегося судью, ударив его со всего размаху в лоб. Судья на несколько секунд теряет дар речи от боли, а потом, придя в себя, принимает

решение дисквалифицировать этого спортсмена за «неспортивное поведение». Опишите ситуацию с позиции спортсмена, его тренера, судьи, спортивного корреспондента, зрителя на трибуне.

Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает способу поиска альтернативного взгляда на события и явления путем мысленной постановки себя на место его различных участников, способствует развитию навыков эмпатии (интуитивного понимания состояния других людей, «вчувствования» в него). Кроме того, при выполнении данного упражнения обычно проявляется чрезвычайно распространенная ошибка межличностного восприятия, состоящая в том, что при объяснении причин поведения другого человека мы переоцениваем значимость его личностных качеств, но недооцениваем влияние ситуации, в которой он оказался. Целесообразно обратить внимание участников на этот факт и напомнить, что реально, как показывают результаты психологических исследований, поведение человека предопределяется качествами его

личности в среднем лишь на 30%, а на оставшиеся 70% — особенностями ситуации, в которой он находится.

Обсуждение. Какие варианты трактовки событий представляются самыми необычными, оригинальными? В каких жизненных ситуациях важны умения посмотреть на события в новом ракурсе, мысленно поставив себя на место других участников? На что обращалось больше внимания при трактовке событий — на особенности личности того, кто в них попал, или на влияние ситуации, в которой он оказался? А чем мы склонны объяснять причины поведения других людей в реальных жизненных ситуациях?


Средства общения

Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.

Упражнение-разминка

«Пишущая машинка»

Описание упражнения. Участники изображают клавиатуру «пишущей машинки». Так как количество ребят в группе обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании и кто-то из участников) диктует фразы,

остальные участники «печатают» их — когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши. «Печать» может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если

сначала фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» ее по памяти.

Психологический смысл упражнения. Развитие внимательности и навыков группового взаимодействия.

Обсуждение. Длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями.

Упражнение «Мячик»

Описание упражнения. Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например так:

ØØ тот, кто бросает мячик, называет любой предмет, а ловящий должен быстро назвать два возможных способа использования этого предмета;

ØØ тот, кто бросает мяч, говорит название какого-либо места, а поймавший — три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись туда;

ØØ тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного;

ØØ тот, кто бросает, мяч называет цвет, а ловящий — три объекта этого цвета;

ØØ тот, кто бросает мяч, называет любой праздник (как реальный, так и вымышленный), а тот, кто ловит, — трех человек, которых он бы пригласил на такой праздник.

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы (это одно из частных проявлений более общего умения быстро ориентироваться в ситуациях неожиданности и неопределенности). Упражнение служит

неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Обсуждение. Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только вос-

производя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Упражнение «Испорченный телевизор»

Описание упражнения. Участники сидят в кругу. Доброволец, желающий начать игру, изображает на лице какое-либо необычное выражение и показывает его только своему ближайшему соседу, прикрывшись от остальных участников. Сосед передает увиденное выражение дальше и т. д., пока оно не пройдет полный круг. Участник, находящийся непосредственно перед начавшим игру, показывает то, что до него дошло, уже всему кругу. После этого начавший игру демонстрирует всему кругу то выражение лица, с которого игра началась.

При повторении упражнения целесообразно передавать выражение лица по кругу в другую сторону. Следует приготовить какой- либо предмет, которым участники смогут отгораживаться от круга при передаче выражения. Для этой цели хорошо подойдет настенная таблица или лист бумаги формата не меньше А3.

Психологический смысл упражнения. Основная цель упражнения — развитие невербальной экспрессии. Оно служит хорошим введением к беседе о невербальной коммуникации и/или о внешнем выражении эмоций. Как и «Испорченный телефон», упражнение позволяет продемонстрировать искажения информации в общении. Кроме того, обычно оно проходит очень весело, может служить хорошей разминкой.

Обсуждение. Выражения лица, которые вы передавали друг другу, доставляли какую-либо информацию. Как вы думаете, какую именно? А под действием каких факторов эта информация так сильно исказилась? По окончании разминки ведущий рассказывает подросткам о том, какие средства используются в общении и в чем их специфика.

Информационный блок «Средства общения»:

1._ Речь как средство общения. Как речь нельзя свести к общению (существует и внутренняя речь — инструмент мышления), так и общение не сводится к речи.

2._«Околоречевые» (паралингвистические) средства общения. Интонации, качество голоса (голос уверенный — неуверенный, расслабленный — напряженный и т. п.).

3._Практическое задание: попробовать несколько раз повторить фразу так, чтобы она поменяла свое значение. Примеры фраз: «Мне нравится, как ты себя ведешь», «Какой он друг», «Короче, дело к ночи».

4._Намеренные искажения речи как средство общения (например, подростковый сленг как инструмент разделения на «своих» и «чужих»).

5._«Надречевые» (экстралингвистические) средства общения. Паузы в высказываниях, покашливание, смех, плач и т. п. Возможность использования этих средств как для передачи информации (например, покашливание часто означает, что разговор пора за-

вершать), так и для привлечения внимания к себе.

6._Движения как средство общения. Жесты — движения, за которыми закреплено определенное значение: кивок головой, сжатый кулак и т. п. Культурная обусловленность жестов (в России кивок — знак согласия, в Болгарии — знак отказа). Мимика — дви-

жения лицевых мышц, обычно выражающие чувства и эмоции. Пантомимика — движения частей тела, которые несут определенную информацию, но в отличие от жестов не имеют жестко закрепленного за собой значения. Прочие средства общения: общая манера поведения, особенности одежды и т. д.

7._Пространственно-временные характеристики общения. Тактильные контакты. Время, место, ситуация общения.

Упражнение «Дистанция общения»

Описание упражнения. Участники встают в две шеренги друг напротив друга, на расстоянии примерно 3 м таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник

приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются — двигаться начинают те участники, которые до того были

неподвижны. Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом — ограничиться 2–3 циклами.

Психологический смысл упражнения. Возможность попрактиковаться в определении комфортной дистанции общения с разными собеседниками.

Обсуждение. Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной? Насколько это зависит от собеседников, в частности от их пола? Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?

Упражнение «Перебежчики и охранники»

Описание упражнения. Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача «перебежчиков» — поменяться с кем-нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя. «Охранники» же внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков», и если видят что-то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника», двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись и каждый побывал бы в роли как «перебежчика», так и «охранника». Следует специально оговорить, что «охранникам» нельзя держать «перебежчиков» все время. Например, можно ограничить время непрерывного удержания двумя секундами.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки невербального общения и наблюдательность, а также быстрота реакции.

Обсуждение. Какая роль больше понравилась участникам? Какие чувства вызывала игра? На какие внешние признаки ориентировались участники при попытке «вступить в сговор» («перебежчики») и предотвратить побег («охранники»)?

Упражнение «Поиск предметов»

(вербальное общение)

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один человек из каждой пары выходит в коридор, а второй прячет в тренинговом классе небольшой предмет — например, авторучку (можно поручить это тем, кто по каким-либо причинам не участвует в самом упражнении). Спрятав предмет, участник зовет своего напарника, который входит в помещение и сразу закрывает глаза (еще лучше, если глаза ему завязывают). После этого «слепой» приступает к поиску предмета, а оставшийся с открытыми глазами «поводырь» дает ему все необходимые для этого указания — в каком направлении и на сколько шагов пройти, куда протянуть руку и т. п. Глаза открываются только тогда, когда предмет найден.

Психологический смысл упражнения. Для успешного выполнения данного упражнения «поводырь» должен очень четко подавать команды и описывать необходимые движения, исходя из положения партнера, а не своего (отход от эгоцентричной позиции в общении).

«Слепой» же должен внимательно слушать. Это упражнение способствует также укреплению доверия.

Обсуждение. Какие чувства испытывали участники, находясь в ролях «слепого» и «поводыря»? Что помогало, а что мешало выполнить задание?

Упражнение «Поиск предметов»

(общение с помощью

тактильного контакта)

Описание упражнения. В данном упражнении, как и в предыдущем, осуществляется поиск предметов в парах, один участник в каждой паре выступает в роли «слепого», а второй — «поводыря». Но разговаривать им запрещено, «поводырь» кладет на плечо «слепому»

ладонь, через которую и управляет его движениями. Следует обратить внимание участников, что сущность упражнения состоит не в том, чтобы двигать «слепого» в нужном направлении с применением физической силы, а в том, чтобы передавать

ему необходимую для движения информацию с помощью легких касаний.

Психологический смысл упражнения. Повышение уровня эмпатии между участниками, развитие навыков тактильной чувствительности и использования касаний как средства общения.


Проявления эмоций

и чувств

Задачи занятия: научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность.

Упражнение-разминка

«Хлопки по коленям»

Описание упражнения. Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа — «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет. По такому же принципу счет продолжается, пока

в нем не примет участие каждый. После 1–2 пробных кругов вводятся дополнительные условия, например такое: запрещается называть числа, заканчивающиеся на 6 или кратные 6 (6, 12, 16, 18 и т. д.). Кому достается такое число, должен не произносить его, а дважды хлопнуть соседа по колену. Кто ошибается, тот выбывает из игры. В конце концов в круге остаются самые внимательные. Естественно, признаки «неназываемых» чисел

можно менять.

Психологический смысл упражнения. Упражнение служит хорошей разминкой, а также развивает внимательность и навыки группового взаимодействия.

Обсуждение. Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Муха»

Описание упражнения: На листе бумаги рисуется поле 5×5 клеток, в центре ставится фишка — «муха», которая может перемещаться за каждый ход на одну клетку в любом направлении (вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали). Участники поля не видят. Ведущий просит их поочередно указывать направление хода и двигает фишку соответствующим образом. Задача участников — делать ходы так, чтобы «муха» не вылетела за пределы игрового поля. При этом запрещено зеркально повторять ход предыдущего участника (например, если сделан ход «вверх», то следующий участник не имеет права говорить «вниз», он должен выбрать любой другой ход).

Психологический смысл упражнения. Концентрация внимания участников, их введение в ситуацию «здесь и сейчас», активизация самоконтроля.

Обсуждение. Как, по мнению участников, такая игра связана с эмоциями и чувствами? Что еще, помимо концентрации внимания, требуется для успеха в ней?

Упражнение «Замороженные»

Описание упражнения. Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» — людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед). Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них — своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они

пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех?

Психологический смысл игры. Тренируются навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия.

Обсуждение. Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других людей? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния?

Домашнее задание

Выбрать какую-нибудь из рассмотренных эмоций. По дороге домой посчитать встречных прохожих, демонстрирующих невербальные признаки этой эмоции. В начале следующего занятия обсуждается выполнение данного задания.

Конфликты и причины

их возникновения

Задача занятия: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения1.

Упражнение-разминка

«Встреча на узком мостике»

Описание упражнения. Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2–3 «мостика». Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее 3 м, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5–10 см, но можно обойтись и простой линией.

Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести

участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего старался помочь партнеру.

Информационный блок: психология конфликта

1._Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.

2._Основные структурные элементы конфликта:

—— Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся

в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддер-

живающие конфликтующих.

—— Предмет конфликта — то, из-за чего он возникает.

—— Образ конфликтной ситуации — отражение предмета кон-

фликта в сознании втянутых в него людей — может существенно

различаться у разных сторон конфликта.

—— Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, под-

талкивающие к нему людей.

—— Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют

друг другу, какие требования предъявляют.

3._Причины возникновения конфликтов.

—— Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-

психологических особенностях.

—— Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.

4._Возможность возникновения конфликта без реально существую-

щих противоречий, в ситуациях «слово за слово».

5._Конфликтогены — слова и фразы, провоцирующие ответную

агрессию и ведущие к обострению конфликта.

Практическая работа «Конфликтогены»

Ведущий рассказывает о различных разновидностях конфликтогенов, участники придумывают примеры и вспоминают известные им ситуации, где использование таковых привело к конфликту.

Виды конфликтогенов:

ØØ Незаслуженные и унизительные упреки.

ØØ Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

ØØ Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому

человеку следует себя вести.

ØØ Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разгово-

ра или изменить которые собеседник не в состоянии.

ØØ Решительное установление границ разговора, «закрытие» опреде-

ленных тем для обсуждения.

ØØ Неуместная ирония, сарказм.

ØØ Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имею-

щие целью «выпустить пар».

Ролевая игра «Финансовые авантюристы»

Описание игры. Группа финансовых авантюристов, живущих в Петербурге, взяла в долг много денег и пустила их в сомнительное коммерческое начинание. Это привело к тому, что они разорились и остались должны своим кредиторам крупную сумму. Кредиторы

пришли за долгом, однако счастливый случай помог авантюристам сбежать от них. Они запрыгнули в машину и помчались в аэропорт, намереваясь взять билеты на первый же рейс и улететь куда-нибудь в другой город, чтобы там скрыться от преследователей. Приехав в аэропорт, они обнаружили, что полным ходом идет посадка сразу на три рейса: в Москву, Сочи и Владивосток. На любой из этих рейсов есть свободные места. Авантюристы подошли к билетной кассе, и тут у них возникли разногласия: куда же лететь? Мнения сошлись на том, что всем лучше быть в одном месте, а не разъезжаться: так безопаснее. Но где именно? Они делятся на три равные подгруппы, каждая из которых отстаивает целесообразность полета в один из этих городов. Кроме того, среди авантюристов оказываются два человека, которые сами деньги в долг не брали, и поэтому лично им ничего не угрожает. Они хотели бы уговорить всех остаться в Питере и по мере возможности расплатиться с кредиторами, а не пускаться в бега по всей стране. Вариант «кто-то улетит, а мы останемся» для них неприемлем, так как в этом случае кредиторы «навесят» на них долги сбежавших. На выяснение отношений дается 5 минут. После этого каждый из «авантюристов» должен сказать, куда они все-таки отправляются. Если удалось прийти к определенному мнению — представители той подгруппы, чье мнение победило, получают по 3 очка, остальные — по одному. Если к единому мнению пришло не менее половины участников, то они получают по 1 очку, остальные по 0. Если же прийти к мнению, которое бы разделяли больше половины участников, не удалось — все получают по 0 («Кредиторы догадались, где вы находитесь, и явились во всеоружии прямо к билетной кассе»). В случае, когда все решили остаться в Питере, те два человека, которые хотели этого, получают по 3 очка, остальные — по 1. Кроме того, каждый из «авантюристов» может в любой момент «заложить» остальных: позвонить по мобильному телефону кредиторам и сказать, где они находятся. Тогда он получит 1 очко («Вам простят долги»), остальные — по 0. Игра повторяется 3–4 раза, роли участников каждый раз меняются. По завершении игры подсчитывается количество очков, набранных каждым из участников, и выявляются победители.

Психологический смысл игры. Моделирование конфликтной ситуации, основанной на несовпадении потребностей, анализ стилей взаимодействия в такой ситуации. Отработка навыков отстаивания собственной точки зрения, уверенного поведения.

Обсуждение. Какой стратегии придерживался каждый из участников, аргументируя свою точку зрения? Ориентировался ли он на всеобщую выгоду (максимальная общая сумма очков), предлагал ли свое решение в ультимативной форме («Летим, куда я сказал, или всех заложу»), был ли готов поддержать любое решение, только чтобы остаться в живых? Какого стиля общения придерживался каждый из участников? Выходили ли предъявляемые аргументы за пределы игровой ситуации (например, «Летим в Сочи, или я не дам тебе списать математику»)?


Ролевая игра «Конфликты»

Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Ты договорился(-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести.

А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей зависит от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

Упражнение «Иностранец»

Описание упражнения. «Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ

казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:

ØØ себе на уме;

ØØ комар носа не подточит;

ØØ метать бисер перед свиньями;

ØØ сам черт не брат;

ØØ прошел огонь, воду и медные трубы;

ØØ не подмажешь — не поедешь;

ØØ у семерых нянек дитя без глазу;

ØØ яйца курицу не учат;

ØØ зимой прошлогоднего снега не выпросишь;

ØØ дом был полной чашей;

ØØ на воре и шапка горит.»

Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Психологический смысл упражнения. Упражнение учит рассматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию наивного слушателя, не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает. Умение принимать такую позицию — одно из важных предпосылок способности конструктивно разрешать конфликты.

Обсуждение. «Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций из вашей жизни, когда отказ от заранее из-

вестного понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе, решить связанные с ней конфликты».


Манипуляции

и защита от них

Задача занятия: познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них1.

Изучение способов манипулирования

(с помощью технологии «Зигзаг»)

Работа по данной теме организована с использованием психолого-педагогической технологии организации работы в малых группах «Зигзаг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме, участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп. Такой метод подачи информации в контексте психологического тренинга имеет ряд преимуществ, хотя и требует существенно больше времени, чем традиционный информационный блок. Он подразумевает активную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимодействие подростков, способствует развитию навыков речи.

Алгоритм работы:

1._Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше подростков

лучше разделить на 3 подгруппы, большее число — на 4.

2._Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие

часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в нашем примере это описание различных способов манипуляции).

3._Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5–7 минут).

4._Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруппы и там рассказывают участникам о том, что они узнали (3–5 минут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп могут пойти 1–3 участника. Потом так же

расходятся и передают другим свою информацию члены следующих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, любой из подростков минимум по два раза оказывается в роли источника информации и ее получателя. Прежде чем переходить к следующей игре, ведущий предлагает подросткам задать вопросы, которые у них возникли в процессе работы, и отвечает на них.

Раздаточные материалы

Подгруппа 1. Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих:

ØØ «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов.

Присоединяйтесь!»

ØØ «По результатам опроса, за этого политика собираются проголо-

совать 75 % избирателей. Выбор за вами!»

ØØ «В нашей компании все уже пили пиво и “забивали косячок”!

А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют лож-

ный авторитет (как в рекламах, где актер играет врача-стоматолога или мастера по ремонту стиральных машин) или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

Подгруппа 2. Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Но его-то и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе,особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита:

дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!

ØØ «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой!

Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

ØØ «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

ØØ «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность

“оттянуться” перед началом учебного года!»

ØØ «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось

всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда

спешка создается искусственно.

Подгруппа 3. Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли.

Примеры таких манипуляций могут быть следующие:

ØØ Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых

предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

ØØ Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а по-

том просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

ØØ Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием сво-

ей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

Подгруппа 4. Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление

к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал “А”, скажи и “Б”». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в целом («Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что обязуется выполнить нечто. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал

клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

— Ты мне друг?

— Конечно, друг!

— А тогда решишь за меня задачку по алгебре?

— ??!

— Ну, ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

— Ну ладно, давай задачку…

Прежде чем переходить к следующей ролевой игре, проводится беседа: «Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?». Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключитьэтот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.). А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек? Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть:

ØØ Прежде всего разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.

ØØ Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его — что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел об этом разговор именно сейчас и т. п.

ØØ Использовать прием «заезженная пластинка» — раз за разом повторять свою позицию, не вступая в пререкания.

ØØ Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить время подумать, посоветоваться с окружающими и т. п.

Ролевая игра «Манипуляции»

Описание игры. Участникам внутри каждой из подгрупп предлагается придумать, подготовить и представить ролевую игру, где будут продемонстрированы способы манипуляции, о которых они узнали, и способы защиты от нее. Время на подготовку — ориентировочно 15–20 минут. Рекомендуется стремиться к тому, чтобы в игре оказались задействованы все члены подгруппы, а не устраивать «театр одного актера». В наилучшем варианте подростки придумают сюжеты игры самостоятельно и обойдутся без дополнительных подсказок ведущего. Если же они испытывают затруднения, можно

подсказать несколько возможных сюжетных линий. Вот как это может выглядеть применительно к сфере торговли/рекламы (в данной области проще всего продемонстрировать все описанные способы манипуляции):

ØØ Девушка уговаривает своих знакомых принять участие в «финансовой пирамиде»: купить у нее косметику, одновременно став торговым представителем фирмы-производителя и продавать такой же товар дальше.

ØØ Покупатель пришел в магазин, чтобы заменить недавно приобретенный сотовый телефон, в котором все разговоры сопровождаются треском (вариант: роликовые коньки, у которых скрипят колеса). Продавцы же с использованием манипуляции пытаются

убедить его, что изделие вполне исправно и он должен отказаться от своих претензий.

Можно продемонстрировать и сугубо бытовые сценки. Так, у подростков обычно вызывает повышенную заинтересованность следующий сюжет: молодой человек пришел по неотложной нужде в платный общественный туалет, а денег, чтобы заплатить за вход, у него нет. Надо путем психологических манипуляций убедить дежурную

пропустить его бесплатно.

Психологический смысл игры. Актуализация психологических знаний о способах манипуляции, полученных с помощью технологии «Зигзаг», их более тесное увязывание с жизненной реальностью.

Обсуждение. «Вы узнали о некоторых способах манипуляции и увидели их в действии. А кто предупрежден — тот вооружен! Теперь сможете предложить сами, как эффективнее всего защищаться от них. Возможно, какие-то способы защиты вы уже увидели в нашей игре, а что-либо еще можете придумать самостоятельно».

Теоретическое введение:

психология уверенного

поведения

Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему: «Ты не сможешь это

сделать...» Н. Хилл. Закон успеха

Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:

ØØЦеленаправленное. Цели — это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во-первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имею-

щихся у него возможностей и ограничений. Во-вторых, должны быть конкретными, такими, чтобы точно представлять, на основе чего, по каким именно критериям можно было бы судить, достигнуты они или нет. В-третьих, более целесообразно определять для

себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, что хотелось бы избежать.

ØØ Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся достижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует относиться как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по-разному. Для неуверенного человека они превращаются в такие препятствия, которые вызывают массу негативных переживаний, но конструктивную активность, направленную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возникших препятствий, которые в реальности вообще не преодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И сталкиваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу воз-

никающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми,

такой человек не «ломится лбом в закрытую дверь», а пересматривает цели или ищет другие способы их достижения.

ØØ Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно прячется за какую-то социальную роль, ведет себя согласно ей без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как-то иначе).

ØØ Социально ориентированное — направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта

стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против лю-

дей»). Если человек склонен к какой-либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно — переходит

к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.

ØØ Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но

и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.

ØØ Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во-первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании

своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во-вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из-за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для этого

человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации.

ØØ Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи. Человек ориентирован на то, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу, и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он

«проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во-первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего

дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во-вторых, когда мы детально представляем что-либо, то волей-неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений — достаточно представить себе какое-либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое — что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительности.

ØØ Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе,

где побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дурную привычку — заменить ее хорошей. Отказаться от неэффективного способа мышления или поведения — выработать

другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность — значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит народная мудрость, «лучше бороться за что-то, чем против чего-то».


Подведение итогов

Задача занятия: получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

Упражнение «Двойник»

Описание упражнения: «Наверно, вы смотрели фильмы про Терминатора. Помните, в одном из этих фильмов Терминатор мог принимать облик любого другого человека, становиться его двойником? Представьте себе, что он принял Ваш облик… Как в таком случае другие люди смогли бы узнать, кто перед ними — Вы или двойник, не пытаясь Вас «разобрать на запчасти», а просто побеседовав?.. Что в Вас есть уникального, неповторимого, такого, что ему не удалось бы скопировать? Какие вопросы Вам нужно задать, чтобы по ответам было очевидно, что Вы — это именно Вы, и никто другой? Что в Вас невозможно повторить?..» Участникам дается 3–5 минут на размышления, потом они рассказывают, к каким выводам пришли.

Психологический смысл упражнения. Упражнение побуждает задуматься, что в каждом из нас есть оригинального, неповторимого, каким уникальным жизненным опытом и внутренними психологическими ресурсами мы обладаем.

Обсуждение. «Каждый из нас в чем-то уникален. Для чего и когда важно задумываться над собственной неповторимостью, понимать, в чем она состоит? А когда, наоборот, лучше обращать внимание на то, что между людьми есть общего, в чем мы все похожи»?

Упражнение «Чепуха»

Описание упражнения. Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был ви-

ден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. п. Обратите внимание подростков, что отвечать на эти вопросы нужно не «вообще», а именно применительно к прошедшему тренингу. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов:

ØØ Кто?

ØØ Где?

ØØ С кем?

ØØ Чем занимались?

ØØ Как это происходило?

ØØ Что запомнилось?

ØØ И что в итоге получилось?

Психологический смысл упражнения. Поиск ответов на эти вопросы, пусть даже осуществляемый в шуточной форме, побуждает подростков более осмысленно отнестись к прошедшему тренингу, а ведущему дает информацию о том, что в проделанной работе оказалось для подростков «эмоциональными доминантами» и легче всего вспоминается ими.

Обсуждение. Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет, достаточно попросить подростков высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным.



Групповая дискуссия «Шляпы»

Описание дискуссии. Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий — бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Дискуссия выглядит наиболее интересно, если после этого ведущий действительно снабжает участников шляпами доставшихся им цветов, которые несложно изготовить из полосок цветной бумаги (хотя, в принципе, можно обойтись и без этого). Когда шляпы распределены, дается задание: каждой из подгрупп подготовить отзыв о прошедшем тренинге исходя из следующих значений цветов:

Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?

Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что — отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?

Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.

Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на тренинге, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.

Подгруппам дается 5–10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем тренинге с позиции доставшегося им цвета.

Это модификация педагогического приема «Шесть шляп мышления», применяемого для развития критического мышления. Для тренинга все шесть разновидностей обратной связи — количество избыточное, вполне достаточно и четырех. Лучше всего предостав-

лять подгруппам слово в таком порядке, как перечислены «шляпы»: начать беседу с позиции разума, потом поделиться чувствами, «поругаться», а напоследок вспомнить все хорошее. Не следует начинать дискуссию с представления отрицательной обратной связи или, тем более, заканчивать на ней.

Психологический смысл дискуссии. Предлагаемая процедура позволяет структурировать обратную связь, организовать дискуссии в подгруппах, а ее игровой характер обеспечивает активное включение участников. В подростковых (да и не только!) группах это продуктивнее, чем просто рассадить участников в традиционный круг и просить по очереди высказываться по поводу прошедшеготренинга.

Обсуждение. «Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции “шляпы” другого цвета? Сейчас есть такая возможность».

Анкета обратной связи по тренингу

В заключение рекомендуется провести небольшое анкетирование, направленное на получение ведущим обратной связи касательно прошедшего тренинга. Это не только дает ведущему возможность для совершенствования своего профессионализма, но и оставляет

положительное впечатление у подростков, давая им понять, что их мнением интересуются, считают его значимым. Заполненные анкеты остаются у ведущего, их коллективное обсуждение не предусмотрено, хотя если кто-нибудь из подростков захочет обсудить свою анкету индивидуально, следует предоставить ему такую возможность.

Лучше, если ведущий будет не диктовать текст анкеты, а распечатает его и раздаст подростам для заполнения.

Инструкция. Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным. Подписывать этот листок не обязательно.

1._На этом тренинге я…

2._Основное, чему я научился(лась) на наших занятиях…

3._Больше всего мне запомнилось…

4._Мне не очень понравилось, что на тренинге…

5._Я бы хотел(а), чтобы при проведении следующих тренингов ве-

дущий…

6._Думаю, что после тренинга изменится…

7._Мне больше всего понравилось, что на тренинге…__


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!