СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание языка и овладение грамотной речью невозможно без изучения фонетики. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения, письма. В лингвистике звуки рассматриваются с трех сторон: с физиологической (артикуляция), акустической (на слух) и функциональной (фонологической).

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие артикуляционного аппарата»

Знание языка и овладение грамотной речью невозможно без изучения фонетики. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения, письма. В лингвистике звуки рассматриваются с трех сторон: с физиологической (артикуляция), акустической (на слух) и функциональной (фонологической). Все три аспекта нашли воплощение в школьном курсе изучения русского языка. В связи с этим для эффективного формирования коммуникативной компетентности при изучении раздела «Фонетика» задания и упражнения, на наш взгляд, должны включать следующие блоки: упражнения для развития артикуляции, упражнения для усвоения смыслоразличительной функции различных единиц, упражнения для усвоения акцентологических норм.

Для развития речевого аппарата на уроке русского языка могут быть использованы различные речевые пятиминутки, которые не только будут способствовать улучшению артикуляции и дикции, но и позволят переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимут усталость Для 5–7 классов они представляют собой простые упражнения для формирования четкости произношения отдельных звуков и дыхательные упражнения:

– «Математик» Сделать глубокий вдох, на выдохе – счет от 1 до 5 и обратно; при вдохе– счет до 5 и добрать воздух при обратном счете от 5 до 1.

– «Обними плечи» Руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу. Повторить несколько раз.

– «Медвежата» Дети – маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук .

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

Мам, малины б нам и т.д.

– «Месим тесто» Улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя...".Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

Для 8 – 11 классов, упражнения предполагаются сложнее; они направлены на улучшение дикции и включают уже не отдельные звуки, а труднопроизносимые звукосочетания, слова и фразы.

Упражнение 1. Проговаривать трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее, постепенно увеличивая темп:

[Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто].

Упражнение 2. Произносить следующие словосочетания, четко проговаривая долгие согласные:

к Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать- поддержать, тащить- оттащить, водный - вводный, сорить -ссорить.

Упражнение 3. Произносить следующие слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее, набирая темп:

бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

Смыслоразличительная функция – способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний.

Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (дом – том), ударение (мука – мука), интонация (Это твой компьютер. – Это

твой компьютер?).

Вся работа по выявлению существенных для смыслоразличительной функции характеристик звуков основана на использовании моделей звуков, позволяющих провести совместно со школьниками опыты-исследования. Эта

деятельность учит школьников исследовать и контролировать слово как продукт речи и письма, создает основу для деятельности правописания.

Большое внимание в работе над звуковым анализом уделяется умению различать смыслоразличительные качества согласных парных по звонкости-

глухости и твердости-мягкости. Закрепить умение различать смыслоразличительные качества согласных помогают игры со звуками и словами.

Одной из таких является игра в анаграммы. Этот игровой прием хорош тем, что он универсален: его можно использовать для школьников разных возрастов и разной подготовки. Для 5 – 7 классов предлагаются простые анаграммы односложных и двусложных слов или словарная арифметика, для обучающихся 8 – 11 классов – сложные анаграммы – в стихотворной форме или словесные головоломки, зашифрованные имена собственные. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:

Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка (ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или намекнуть на область, к которой оно относится. Для того, чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала (салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения нескольких слов:

Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело (карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Или зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь – и я

Стану частью корабля.

(комар – корма)

Я река с известными мостами,

Город есть на мне – музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами –

В дивный город превращусь сама.

(Нева – Вена)

Для усвоения смыслоразличительной функции звука подойдут такие приёмы как «Зашумлённая тема» и «Перевертыш», они также могут быть реализованы как в 5-9, так и в 10-11 классах. Очень удобны в использовании на начальном этапе урока при формулировке обучающимися темы урока.

«Зашумлённая тема» Тема урока записывается с добавлением других букв без пробелов между словами. Предлагается детям прочитать сначала «про себя», а затем помочь прочитать вслух учителю. Таким же образом можно давать понятия, изученные на прошлом уроке, какие-либо суждения, различного рода определения.

«Перевертыш» Тема урока записывается в перевернутом виде т.е. задом наперед. Порядок слов в предложении при этом не и должен изменяться. Детям предлагается прочитать сначала «про себя», а затем помочь прочитать учителю. Таким же образом можно давать понятия, изученные на прошлом уроке, какие-либо суждения, различного рода определения.

Развитие интонационных умений у обучающихся имеет огромное значение для формирования коммуникативной компетенции, поскольку от умения адекватно воспринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная и недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из главных источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным относятся умение воспринимать на слух изменения интонации; умение различать по интонации выражение основных эмоциональных состояний и смысловых оттенков; правильная расстановка логических ударений; понижение и повышение голоса, выдерживание пауз, соотнесение темпа речи с содержанием текста; передача смысла с помощью интонации.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений являются коммуникативные упражнения. Например:

Упражнение «Диалог»

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с

вопросительной интонацией, а другую – с утвердительной.

-Шты-жды?

-Шты-жды!

-Жту-жто-жта-жтэ-жти-жты!

-Шту-што-шта-штэ-шти-шты?

«Дежурство» Расскажите, какое сегодня число, кто отсутствует и какая погода за окном, используя одну из интонаций

- восторженно;

- задумчиво;

- скорбно;

- дерзко;

- спокойно и благожелательно;

- категорическим тоном;

- вопросительно;

- иронически;

- с сожалением.

«Двойняшки» Детям предлагается объяснить, какую роль играет ударение в приведенных парах слов. При необходимости использовать орфоэпический и толковый словари: языкОвая – языковАя, крУжки – кружкИ, рУки – рукИ, прОпасть –пропАсть, стрУны – струнЫ, парИть – пАрить, пОлки – полкИ, моЮ – мОю, хлОпок – хлопОк.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Кроме того, задание № 4 в КИМах ЕГЭ предполагает знание орфоэпических норм русского языка. Поэтому целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки акцентологических норм. Например, в начале урока можно провести минутку-разминку под общим названием «Говорите правильно» и предложить детям различные упражнения и поработать над акцентологией.

Упражнение «Тематические группы»

Для этого упражнения необходимо смоделировать ситуацию и предложить обучающимся определенную тему, например, «Научное исследование», «Меню» и т.д. Задача учеников – подобрать как можно больше слов, подходящих к соответствующей группе. Так, например, при выборе тематической группы «Меню», обучающимся нужно озвучить меню обеда, на который школьники хотят пригласить друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, ватрушки с творогом, сливовый или грушевый компот, украинский борщ и др.

Упражнение «Четвёртый лишний»

Из группы слов обучающимся предлагается убрать лишнее. Также можно предложить обучающимся составить свою цепочку слов:

- связала, взяла, приняла, начала.

- баловать, нефтепровод, недуг, средства.

- монолог, диалог, каталог, филолог

Упражнение «Профессионал»

Из орфоэпического словаря обучающимся необходимо сделать выборку 10-15 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!