Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)
Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:
«Мама купает Женю».
«Папа играет с сыном».
«Тетя едет на дачу».
«Во дворе стоит снежная баба».
«Няня гуляет с ребенком».
Затем ребенок должен ответить на вопросы:
Педагог: Ребенок:
«Кто купает Женю?» Мама
«Кто играет с сыном?» Папа
«Кто стоит во дворе?» Баба
«Кто поехал на дачу?» Тетя
«Кто гуляет с детьми?» Няня
Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)
Педагог бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.
Примеры (начало слова):
Побе (да)
Пого (да)
Пома (да)
Примеры (конец слова):
Нава – Канава
Бина – Кабина
Юта – Каюта
Упражнение «Договори слово» (односложные слова из закрытого слога)
Педагог произносит начало слова, ребенок должен закончить его буков М, а затем назвать слово полностью.
Педагог: Ребенок:
Га Гам
До Дом
Ды Дым
То Том
Упражнение «Назови ласково» (двухсложные слова с закрытым слогом)
Педагог бросает мяч, называет предмет. Ребенок возвращает мяч и называет этот предмет ласково.
ИК:
Кот – котик
Ноль – нолик
Год – годик
ОК:
Лед – ледок
Ком – комок
Дым – дымок
ЁК:
Пень – пенёк
Конь – конёк
День – денёк
Упражнение «Конец слова за тобой» (двухсложные слова со стечением согласных в середине слова)
Педагог бросает мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок должен вернуть мяч и сказать второй слог, а затем все слово полностью.
КА: ВА:
Кад – кадка Тык – тыква
Гай – гайка Бук - буква
Ут – утка Ай – айва
НО:
Боль – больно
Давн – давно
Пят – пятно
Упражнение «Ответь на вопросы» (двухсложные слова из закрытых слогов)
Перед ребенком раскладываются картинки, уточняя при этом названия предметов, которые нарисованы на них. Педагог говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечай на них».
С окончанием ОЙ:
«Едят чем?» - ложкой, вилкой.
«Двор метут чем?» - метлой.
Шьют чем?» - иглой.
С окончанием ОМ:
«Рану бинтуют чем?» - бинтом.
«Хлеб намазывают чем?» - маслом.
Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.
Примеры:
У гусыни – гусенок
У ежа – ежонок
У коровы – теленок
Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)
Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.
ПО – Ходка (походка)
ПО – Видло (повидло)
ПО – Чинка (починка)
Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)
Ребенку предлагает отгадать загадку, в которых отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.
«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор….. (Айболит)»
Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)
Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).
Примеры:
Кос – косточка
Горс – горсточка
Кис – кисточка
Коф – кофточка
Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)
Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.
Ребенок: Педагог: Ребенок:
К Лей Клей
Вас Квас
Лоп Клоп
Упражнение «Добавь слог КА» (двухсложные слова с двумя стечениями согласных)
Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово слогом КА, затем называя слово целиком.
Птич – ка – птичка
Клюш – ка – клюшка
Круж – ка – кружка
Трой – ка – тройка
Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова)
Ребенок бросает мяч логопеду и произносит первый слог. Педагог возвращает мяч и говорить окончание слова. Задача ребенка – сказать слово целиком.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ПРИ Мерка Примерка
Ческа Прическа
Щепка Прищепка
Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)
Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.
НА:
Паути – на – паутина
Куряти – на – курятина
Говяди – на – говядина
ЩЕ:
Тулови – ще – туловище
Учили – ще – училище
Чудови – ще – чудовище
Просмотр содержимого документа
«Упражнения по формированию слоговой структуры слова»
Упражнения по формированию слоговой структуры слова
Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)
Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:
«Мама купает Женю».
«Папа играет с сыном».
«Тетя едет на дачу».
«Во дворе стоит снежная баба».
«Няня гуляет с ребенком».
Затем ребенок должен ответить на вопросы:
Педагог: Ребенок:
«Кто купает Женю?» Мама
«Кто играет с сыном?» Папа
«Кто стоит во дворе?» Баба
«Кто поехал на дачу?» Тетя
«Кто гуляет с детьми?» Няня
Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)
Педагог бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.
Примеры (начало слова):
Побе (да)
Пого (да)
Пома (да)
Примеры (конец слова):
Нава – Канава
Бина – Кабина
Юта – Каюта
Упражнение «Договори слово» (односложные слова из закрытого слога)
Педагог произносит начало слова, ребенок должен закончить его буков М, а затем назвать слово полностью.
Педагог: Ребенок:
Га Гам
До Дом
Ды Дым
То Том
Упражнение «Назови ласково» (двухсложные слова с закрытым слогом)
Педагог бросает мяч, называет предмет. Ребенок возвращает мяч и называет этот предмет ласково.
ИК:
Кот – котик
Ноль – нолик
Год – годик
ОК:
Лед – ледок
Ком – комок
Дым – дымок
ЁК:
Пень – пенёк
Конь – конёк
День – денёк
Упражнение «Конец слова за тобой» (двухсложные слова со стечением согласных в середине слова)
Педагог бросает мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок должен вернуть мяч и сказать второй слог, а затем все слово полностью.
КА: ВА:
Кад – кадка Тык – тыква
Гай – гайка Бук - буква
Ут – утка Ай – айва
НО:
Боль – больно
Давн – давно
Пят – пятно
Упражнение «Ответь на вопросы» (двухсложные слова из закрытых слогов)
Перед ребенком раскладываются картинки, уточняя при этом названия предметов, которые нарисованы на них. Педагог говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечай на них».
С окончанием ОЙ:
«Едят чем?» - ложкой, вилкой.
«Двор метут чем?» - метлой.
Шьют чем?» - иглой.
С окончанием ОМ:
«Рану бинтуют чем?» - бинтом.
«Хлеб намазывают чем?» - маслом.
Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.
Примеры:
У гусыни – гусенок
У ежа – ежонок
У коровы – теленок
Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)
Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.
ПО – Ходка (походка)
ПО – Видло (повидло)
ПО – Чинка (починка)
Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)
Ребенку предлагает отгадать загадку, в которых отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.
«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор….. (Айболит)»
Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)
Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).
Примеры:
Кос – косточка
Горс – горсточка
Кис – кисточка
Коф – кофточка
Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)
Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.
Ребенок: Педагог: Ребенок:
К Лей Клей
Вас Квас
Лоп Клоп
Упражнение «Добавь слог КА» (двухсложные слова с двумя стечениями согласных)
Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово слогом КА, затем называя слово целиком.
Птич – ка – птичка
Клюш – ка – клюшка
Круж – ка – кружка
Трой – ка – тройка
Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова)
Ребенок бросает мяч логопеду и произносит первый слог. Педагог возвращает мяч и говорить окончание слова. Задача ребенка – сказать слово целиком.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ПРИ Мерка Примерка
Ческа Прическа
Щепка Прищепка
Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)
Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.
НА:
Паути – на – паутина
Куряти – на – курятина
Говяди – на – говядина
ЩЕ:
Тулови – ще – туловище
Учили – ще – училище
Чудови – ще – чудовище