СИНТАКСИС
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложения нераспространённые и распространённые.
Простые предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными.
Простое нераспространённое предложение состоит только из подлежащего и сказуемого: Ракета
летит. Выпал снег. Хлопчатник созрел.
Простое распространённое предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Космическая ракета летит к Луне. Вчера выпал первый снег. В этом году хлопчатник в нашем районе созрел рано.
Упражненне 1. Распространите следующие предложения. Озаглавьте полученный текст.
Наступила осень. Дуют ветры. Осыпаются листья. Моросит дождь. Опустели поля. Улетели птицы.
Моросить — майдалаб ёгмоқ, севалаб ёгмоқ.
Упражнение 2. Поставьте гдаголы-сказуемые, данные в скобках, в настоящем и в прошедшем времени, согласуйте их с существительными-подлежащими. Распространите предложения по образцу.
Образец: Мальчик (играть). — Маленький мальчик играет (играл) во дворе со своими сверстниками.
-
Самолёт (лететь). 2. Поезд (опаздывать). 3. Корабль (возвращаться). 4. Делегация — (приезжать).
5.Семья (собираться) 6. Альпинисты (подниматься). 7. Цветы (цвести).
Типы предложений по цели высказывания.
По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения: Мне не нравились эти речи. (М.Г.) Где-то недалеко шли бои. (Н. Остр.} К вечеру путники сильно устали.
Вопросительные предложения: Кто же этот замечательный человек? Вы его знаете? Давно ли вы его знаете?
Побудительные предложения: Пусть сильнее грянет буря! (М.Г.) Спой, светик, не стыдись! (Кр.)
В повествовательном предложении говорящий сообщает о каком-либо факте, явлении, событии: Путешественники двинулись в путь ещё на рассвете. Летом солнце всходит рано.
В простом распространённом предложении слова, выражающие обстоятельства времени, обычно ставятся в начале, затем следует подлежащее, сказуемое, дополнение. Согласованное определение, как правило, ставится перед определяемым словом: В марте буду писать пьесу. Летом постараюсь вылечиться от кашля… (Чех.) (Когда буду писать пьесу? В марте. Когда постараюсь вылечиться от кашля? Летом. В марте, летом — обстоятельства времени.) Вчера я приехал в Пятигорск. (Л.) (Кто приехал?
Я- подлежащее.) Я жду вашего ответа. (Что я делаю? Жду — сказуемое.) Мы любовались картиной. (Чем любовались? Картиной — дополнение.) Мы любовались новой картиной. (Какой картиной? Новой — определение.)
Такой порядок слов в повествовательном предложении называется прямым.
Прямой порядок слов наиболее обычен.
Но в повествовательном предложении подлежащее может стоять и после сказуемого, а согласованное определение — после определяемого слова. Такой порядок слов называется обратным: Наступило молчание. Наступила дождливая, грязная, тёмная осень. (Чех.)
Отступление от обычного порядка слов наблюдается чаще всего в художественной речи, в частности в стихах. Это делается для выделения тех членов предложения, которые требуют к себе особого внимания читателей.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Л.)
Стихотворение
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц —
не небо!
А море без рыб —
не море!
И земля, без зверей
— не земля!
Р. Рождественский.
Задание. Подберите синонимы к выделенным словам.
1.Вдруг мне на плечо сел аист. 2. Аист зашагал со мной рядом. 3. Этот аист — необыкновенный, совсем ручной. 4. Он часто приходит к людям. 5. Мне раньше не случалось встречаться с аистом близко.
Упражнение 3. Распространите предложения, добавляя к выделенным словам: а) определения, 6) дополнения и обстоятельства.
а) Образец: На конкурс исполнителей народной песни приехали юноши и девушки из разных городов и областей. На республиканский конкурс исполнителей народной песни приехали юноши и девушки из разных городов и областей.
1.На конкурс исполнителей народной песни приехали юноши и девушки из разных городов и областей. 2. Мы поехали по улицам и площадям города. 3. Вокруг Земли летают спутники. 4. Перед ним стояла женщина в шёлковом платье. 5. Жизнь этой женщины была подвигом. 6. Горький много помогал писателям. 7. В газетах мы прочитали интересные новости. 8. Мы вошли в кинозал за несколько минут до начала сеанса. 9. Команда стала чемпионом Олимпийских игр. 10. Перед нами простиралась степь.
б) Образец: Сестра стала заниматься гимнастикой. - Сестра систематически стала заниматься гимнастикой.
1.Сестра стала заниматься гимнастикой. 2. Этого человека он встречал. 3. Мы поедем к бабушке.
4. Молодая артистка покорила всех зрителей. 5. Они гуляли по праздничным улицам. 6. Неожиданно крикнула какая-то птица. 7. Отец посмотрел на вошедшего сына. 8. Он обязательно закончит работу.
9. Участники собрания долго не расходились. 10. Завтра бригада начнёт обрабатывать этот участок.
Упражнение 4. Прочтите предложения. Объясните порядок постановки главных членов.
1. Индийскую делегацию встречали представители ташкентской общественности. 2. Эту книгу привёз отец. 3. Меня мучила совесть. 4. Обычный трудовой день кончился. 5. Послышались торопливые шаги.
Упражнение 5. Замените обратный порядок слов прямым.
1. Больного осмотрел опытный хирург. 2. Внезапно началась метель. 3. В кабинете директора завода раздался резкий телефонный звонок. 4. Мне навстречу неслись длинные серые облака. 5. Уже в августе на деревьях появляются жёлтые листья. 6. Высоко в небе летела стая птиц.
При помощи вопросительного предложения говорящий выражает своё желание что-либо узнать от собеседника: Где живут ваши родственники? Сколько вам лет? Какая сегодня погода? Читал ли ты повести Абдуллы Каххара? Тебе понравилось?
Вопросительные слова обычно ставятся в начале вопросительного предложения.
Способы выражения вопроса в русском языке:
1.При помощи вопросительных слов кто? что? когда? где? куда? откуда? какой? чей? почему? зачем? отчего? и т.д.: Кто первым выполнил задание? Когда начнутся экзамены? Что случилось? Почему Анвар не пришёл сегодня в школу?
2. При помощи вопросительных частиц разве, неужели, ли: Разве вы ещё не уехали? Неужели вы не видели этого фильма? Подготовился ли он к выступлению?
3. При помощи вопросительной интонации: Ты придёшь ко мне сегодня вечером? Ты придёшь ко мне сегодня вечером?
Если подлежащее выражено местоимением кто, то сказуемое-глагол прошедшего времени ставится в мужском роде.
Сегодня на урок опоздал Анвар.
Кто сегодня опоздал на урок? Сегодня на урок опоздала Анора.
Сегодня на урок опоздали мальчики.
Если подлежащее выражено местоимением что, то сказуемое-глагол прошедшего времени ставится в среднем роде.
Карандаш упал со стола.
Что упало со стола? Книга упала со стола.
Тетради упали со стола.
Сказуемое-глагол настоящего или будущего времени ставится в единственном числе.
Певец исполняет песни узбекских композиторов.
Кто исполняет песни узбекских композиторов? Певица исполняет песни — узбекских композиторов.
Певцы исполняют песни узбекских композиторов.
Костюм висит в шкафу
Что висит в шкафу? Одежда висит в шкафу
Вещи висят в шкафу.
Вопросительная частица ли ставится после того слова, на которое нужно получить ответ (это слово обычно стоит в начале предложения): Написал ли ты сочинение? — Да, написал, (Здесь важно подчеркнуть, написал или не написал.) Будет ли завтра субботник? — Нет, не будет. (Здесь важно подчеркнуть, будет или не будет.)
На слова написал, будет падает логическое ударение. Логическим ударением называется выделение голосом слов, важных для говорящего.
Если в вопросительном предложении вопрос выражается вопросительной интонацией, то слово, на которое нужно получить ответ, произносится более высоким тоном и с большей силой (то есть на него падает логическое ударение).
Вы уже купили билеты на футбол?
Вы уже купили билеты на футбол?
Вы уже купили билеты на футбол?
Упражнение 6. Устно поставьте вопросы к каждому члену предложения.
Образец: Ледники Памира питают живительной влагой реки Средней Азии.
-
Что питает живительной влагой реки Средней Азии?
-
Что делают ледники Памира?
-
Какие ледники питают живительной влагой реки Средней Азии?
-
Что питают ледники Памира живительной влагой?
-
Чем ледники Памира питают реки Средней Азии?
-
Какой влагой ледники Памира питают реки Средней Азии
1.Ледники Памира питают живительной влагой реки Средней Азии. 2. Альпинисты совершили переход че рез перевал за одни сутки. 3. Старшеклассники принимают активное участие в общественной жизни школы. 4. Наши спортсмены завоевали много золотых и серебряных медалей. 5. Геологи выехали в поле для разведки запасов нефти. 6. В выходной день мы отправимся на экскурсию. 7. Каждый год 1-го сентября узбекский народ отмечает свой самый большой праздник «День Независимости».
Упражнение 7. Замените повествовательные предложения вопросительными по образцам.
А) Образец: Друзья встречали в аэропорту Азамата. -Кто встречая в аэропорту Азамата?
1.В воскресенье мы отправились в горы. 2. Они все туда ездили. 3. Все ребята были на экскурсии.
4. Равшан об этом не знал. 5.Дильбар не ходила во Дворец водного спорта. 6. Она тоже видела этот чудесный спектакль
б) Образец: Эти озёра образовались совсем недавно. - Что образовалось совсем недавно?
1.В этой книге мне понравились первые рассказы. 2. Меня заинтересовали эти вопросы. 3. Решить эту задачу мне помогли объяснения товарища. 4. Его очень обрадовала телеграмма от родителей. 5. Нас сегодня задержала срочная работа. 6. Меня разбудил уличный шум.
Упражнение 8. Замените повествовательные предложения вопросительными по образцам. Предложения запишите.
А) Образец: Ребята выполняют упражнения на брусьях — Кто выполняет упражнения на брусьях?
1.Ученики готовятся к экзаменам. 2. Товарищ любит работать в библиотеке. 3. Она рано встаёт. 4. В 97-й квартире живёт мой приятель. 5. Рабочие заканчивают строительство новой дороги. 6. Туристы в восхищении останавливаются перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге.
б) Образец: На стене висят картины. Что висит на стене?
1.На полу лежит ковёр. 2. Наши квартиры находятся на 5-м этаже. 3. Станки-автоматы применяются при производстве сложных деталей. 4. Поверхность Луны изучается нашими учёными. 5. Колонны и статуи украшают вход в здание музея. 6. Со всех сторон нас окружают горы.
Упражнение 8. Замените повествовательные предложения вопросительными с частицей ли.
1.Красивы закаты на Аму-Дарье. 2. Родители провожали детей в летний лагерь. 3. В нашем классе много спортсменов. 4. Эта бригада выполнила план. 5. Мы помогаем родителям. 6. Вчера было родительское собрание. 7. Завтра мы пойдём в кино.
Упражнение 10. Составьте и запишите по три вопросительных предложения с частицами разве, неужели, ли.
Упражнение 11. Прочитайте вопросительные предложения, ставя логическое ударение на выделенных словах.
1. Собрание обсудило важные вопросы? Собрание обсудило важные вопросы? Собрание обсудило важные вопросы? 2. Два месяца здесь шли дожди? Два месяца здесь шли дожди? Два месяца здесь шли дожди? 3. Яркий свет осветил всю местность? Яркий свет осветил всю местность? Яркий свет осветил всю местность? 4. Полярники расположились на небольшом острове? Полярники расположились на небольшом острове? Полярники расположились на небольшом острове? 5. Три четверти земной поверхности занимают моря и океаны. Три четверти земной поверхности занимают моря и океаны? Три четверти земной поверхности занимают моря и океаны? 6. Скорый поезд отошёл от перрона? Скорый поезд отошёл от перрона? Скорый поезд отошёл от перрона?
В побудительном предложении говорящий выражает требование, приказ, призыв, приглашение, просьбу: Предъявите ваш документ! (требование). Немедленно приведите его ко мне! (приказ) Приходите к нам на новогодний вечер. (приглашение) Берегите окружающую среду! (призыв).
Если сообщение, вопрос, побуждение выражают какое-нибудь сильное чувство (радость, восторг, сожаление, гнев, удивление), предложение становится восклицательным: Я землю эту люблю! (Маяк.) Какой изумительный сад! (Чех.) Увы! -он счастия не ищет и не от счастия бежит! (Л) И вы всё-таки не поедете с нами?!
Упражнение 12. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. Обратите внимание на интонацию восклицания.
Поднимем бокалы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Типы предложений по составу.
По составу предложения бывают двусоставные (личные) и односоставные (определённо-личные, неопределённо-личные и безличные).
В двусоставном предложении есть главные члены — подлежащее и сказуемое (состав подлежащего и состав сказуемого): Сельские труженики начали сев хлопчатника. Летом школьники отдыхают.
Определённо-личные предложения.
В определённо-личном предложении подлежащее отсутствует, а сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица изъявительного наклонения или глаголом повелительного наклонения (говорю, говоришь, говорим, говори, говорите). Сказуемое-глагол своими окончаниями ясно указывает на определённое лицо — подлежащее (я, ты, мы, вы): Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (П.) Не скучайте.
Упражнение 13. Прочитайте предложения. Укажите, какими глагольными формами выражены сказуемые.
1. Уходим завтра в море. (Из песни.) 8. Вижу горы н долины. (Из песни.) 3. Люблю грозу в начале мая (Тютч.) 4. Будем мир беречь! (Из песни.) 5. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. (И. П) 6. Не хотите ли чаю? 7. Не беспокойте её.
Упражнение 14. Прочитайте предложения, заменяя не определённую форму глагола глаголами повелительного наклонения множественного числа,
1.(Написать) статью в стенгазету. 2. (Взять) но вые книги в библиотеке. 3. Обязательно (обсудить) на диспуте новую книгу. 4. Ещё раз (прочитать) первое предложение. 5. (Записать) в тетради этот пример. 6. (Произнести) ещё раз правильно последнее слово 7. (Показать) мне свои последние фотографии. 8. (Заняться) коллекционированием марок.
Неопределённо-личные предложения.
В неопределённо-личном предложении подлежащее отсутствует, а сказуемое выражено глаголом 3 лица множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени. Сказуемое в таких предложениях обозначает действия, совершаемые неопределёнными лицами.
Личные предложения: По радио — передавался концерт индийской —музыки. Корреспонденты пишут
об успехах строителей. В нашем городе строится новый завод.
Неопределённо-личные предложения: По радио передавали концерт индийской музыки. В газетах пишут об успехах строителей. В нашем городе строят новый завод.
В пословицах и поговорках часто употребляются неопределённо-личные предложения, сказуемое в которых выражено глаголом 2 лица единственного числа: Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слова не выкинешь. Кроме того, в пословицах и поговорках сказуемое может выражаться глаголами 1 и 3 лица множественного числа, а также повелительного наклонения: Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Нет друга, так ищи, а нашёл — береги. Цыплят по осени считают.
Сказуемое в таких предложениях обозначает действия, которые могут совершаться любым лицом. Поэтому эти предложения называются обобщённо-личными.
Упражнение 15. Письменно ответьте на вопросы, используя слова и словосочетания, данные в скобках.
1.Что обычно делают утром? (умываться, делать зарядку, одеваться, причёсываться, завтракать, идти на работу или в школу) 2. Что обычно делают в воскресенье? (отдыхать, гулять, ездить в горы или на озеро, ходить в кино или на футбол, навещать знакомых) 3. Что обычно делают по вечерам? (приходить с работы или из школы, отдыхать, слушать радио, смотреть телевизор, играть в шахматы. Или шашки, читать газеты) 4. Что обычно делают в праздничные дни? (приглашать друзей, танцевать и петь, угощать гостей, беседовать, ездить в гости, гулять в парках и скверах города).
Упражнение 16. Замените личные предложения неопределённо-личными по образцам.
а) Образец: Здание строилось быстрыми темпами. Здание строили быстрыми темпами.
1.Диспут закончился к пяти часам вечера. 2. Собрание началось в 6 часов вечера. 3. Выставка открылась
неделю тому назад. 4. Вчера в заводском клубе демонстрировался новый фильм.
6) Образец: Предприятие выпустило новую партию электроприборов. На предприятии выпустили новую партию электроприборов.
1.Радио передавало сводку погоды. 2. Завод своевременно выполнил срочный заказ. 3. Газеты писали об успешном запуске космических ракет на Луну. 4. Зал бурно аплодировал зарубежным гостям.
Упражнение 17. Замените неопределённо-личные предложения личными по образцу.
Образец: Отсюда рассылают корреспонденцию по всей республике. -Отсюда работники главпочтамта рассылают корреспонденцию по всей республике.
1.Утром принесли почту. 2. За дверью тихо разговаривали. 3. Дверь приоткрыли и вошли. 4. Мне показали, как пройти на проспект Горького. 5. Завтра тебе объяснят, как готовиться к контрольной работе. 6. Каждый вечер во дворе пели весёлые песни. 7. Учителю передали привет от его бывшего ученика.
Упражнение 18. Прочитайте пословицы. Укажите, какими. Ми формами глагола выражено сказуемое. Объясните значение пословиц. Понравившиеся из них запомните.
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2. Дело словом не заменишь. 3. Из одного зёрнышка каши не сваришь. 4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. 5. Век живи, век учись. 6. Сначала подумай, потом отвечай. 7. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 8. Стой за правду горой. 9. Сделал дело — гуляй смело. 10. Не давши слова — крепись, а давши — держись. 11. Куй железо, пока горячо. 12. Снявши голову, по волосам не плачут.
Безличные предложения.
В безличном предложении есть только один главный член — сказуемое, а подлежащего нет и не может быть. В безличном предложении главный член может быть выражен:
а) безличным глаголом: Мне хочется спать. Отцу нездоровится. Его с утра лихорадит;
6) личным глаголом в безличном значении:
1.личное предложение: Молния зажгла дерево. Пуля ранила бойца.
2.безличное предложение: Молнией зажгло дерево. Пулей ранило бойца.
в) наречием: Нам здесь весело. На улице шумно. Сегодня тепло;
г) словами нет, не было, не будет:
1.личное предложение: Вчера были занятия хорового — кружка. В кассе есть билеты на следующий сеанс. Он завтра будет в школе.
2.безличное предложение: Вчера не было занятий хорового кружка. В кассе нет билетов на следующий сеанс. Его завтра не будет в школе.
Некоторые личные предложения можно заменить безличными. Замена производится так:
1.Подлежащее-существительное личного предложения (обозначающее явления природы) становится дополнением безличного и ставится в творительном падеже, а сказуемое ставится в форме единственного числа прошедшего времени среднего рода:
личное предложение: Дождь смочил землю. Снег засыпал все дороги.
безличное предложение. Дождём смочило землю. Снегом засыпало все дороги.
2.Подлежащее-существительное или местоимение личного предложения (выражающее состояние человека) становится дополнением безличного и ставится в дательном падеже. Сказуемое — личный глагол заменяется сказуемым — безличным глаголом и ставится в форме единственного числа настоящего или прошедшего времени среднего рода:
личное предложение: Ребёнок не сидит на месте. Всю ночь он не спал.
безличное предложение: Ребёнку не сидится месте. Всю ночь ему не спалось.
Упражнение 19. Переделайте личные предложения в безличные по образцу.
Образец: Лёд сковал озеро. - Озеро сковало льдом.
1.Вода залила тротуар. 2. Волны разбили лодку. 3. Река размыла плотину. 4. Ветер распахнул окно и выбил стёкла. 5. Тучи заволокли небо. 6. Буря оборвала телеграфные провода. 7. Молния сожгла дерево. 8. Туман закрыл горы. 9. Снег занёс всё шоссе. 10. Град уничтожил посевы.
Упражнение 20. Замените личные предложения безличными по образцу.
Образец: Шофёр вздумал ехать напрямик. - Шофёру вздумалось ехать напрямик.
1.Он хотел стать путешественником. 2. Туристы не хотели уезжать отсюда. 3. В этот прекрасный летний вечер я не мог сидеть дома. 4. Мы хорошо работали ранним утром. 5. Она всю ночь не спала. 6. Товарищ верил в победу нашей команды.
Упражнение 21. Допишите безличные предложения, используя слова для справок.
1.Ночью … ‚ так что можно идти на каток. 2. В конце марта сильно …, и началась весна. 3. Сегодня … ‚и мальчик промочил ноги. 4. На море…, можно идти на пляж. 5. Ещё не ..., когда рыболовы подошли к реке. 6. Уже …, когда туристы поднялись на гору. 7. В шестом часу на улицах… ‚ и зажглись фонари.
Слова для справок: подморозило, рассвело, смеркалось, стихло, подтаяло, стемнело, потеплело.
Упражнение 22. Составьте безличные предложения, используя данные слова и словосочетания.
Образец: Приятно гулять перед сном.
Грустно, весело, радостно, скучно, приятно, интересно, холодно, тяжело. | Сидеть под дождём, гулять перед сном, кататься на лыжах, изучать иностранные языки, слушать музыку, идти в кино одному, встречаться с друзьями, расставаться с матерью. |
Упражнение 23. Дополните безличные предложения, используя слова для справок.
1.Путешествовать …. 2. Идти степью ночью девочке было … .3. Ленивому человеку работать… . 4. Брату было … уезжать из родного города. 5. Нам было … работать летом в деревне. 6. … бросать товарища в беде. 7. Читать стало …. 8. На солнце смотреть … „ 9. Против ветра ндти … „ 10. Участвовать в спортивных соревнованиях ... .
Слова для справок: интересно, нехорош, грустно, скучно, больно, страшно, трудно, увлекательно, приятно.
Упражнение 24. Дополните предложения соответствующими глаголами в неопределенной форме.
1.Нам грустно … с друзьями. 2. Приятно … со своими товарищами после летних каникул 3. Радостно … письма от друзей. 4. Интересно … как они живут и работают. 5. Мне было немного страшно … на далекий Север. 6. Хорошо … среди друзей после тренировок.
Упражнение 25. Замените личные предложения безличными.
Образец: Комната была чистая и светлая. - В комнате было чисто и светло.
1.Май был жаркий. 2. Парк был тихий 3. Улицы были ещё пусты. 4. Озеро было чудесное. 5. Поход был интересный.
Упражнение 26. Составьте безличные предложения со следующими наречиями по образцу.
Образец: Холодно. (Где было холодно?) -На улице было холодно. (Кому здесь холодно?) — Мне здесь холодно.
Жарко, тепло, удобно; интересно, весело, скучно, трудно, тяжело, страшно.
Упражнение 27. Дайте отрицательные ответы па вопросы.
а) 1. У Юлдаша есть роман «Война и мир?» 2. У него есть произведения Шолохова? 3. У вас есть пластинки с народными песнями? 4. В зале есть свободные места? 5. В нашем городе есть оперный театр?
6) 1. Вчера у вас был урок истории? 2. В субботу у вас была лекция о международном положении? 3. В статье были непонятные места? 4. У него были: вопросы к лектору? 5. В библиотеке была нужная тебе книга? 6. В киоске был последний номер этого журнала.
в) 1. Завтра у вас будет урок русского языка? 2. Сегодня у них будет контрольная работа по математике? 3. В среду в школе будет родительское собрание? 4. В воскресенье у старшеклассников будет экскурсия в исторический музей? 5. На выставке будут новые картины? 6. У вас будет завтра свободное время?
Упражнение 28. Переделайте личные предложения в безличные. Замените личный глагол безличным, а именительный падеж — винительным.
Образец: Недалеко от берега лодка перевернулась. -Недалеко от берега лодку перевернуло.
1.Теплоход покачивался на волнах. 2. Катер накренился. Влево. 3. Плотина прорвалась, и вода хлынула на поля 4. Из-за сильного ветра деревья качались и пнулись, до земли. 5. От скалы оторвался камень.
6. Через неделю рана затянулась, и больному стало легче.
Упражнение 29. Напишите небольшой рассказ о вашей поездке за город или об экскурсии, употребив следующие слова.
Ветрено, морозно, свежо, солнечно, тихо, ясно, рано, поздно, весело, приятно, радостно, тепло, холодно, дуть, веять, пахнуть.
Полные и неполные предложения.
Полными называются предложения, в которых все члены предложения налицо.
Неполными называются предложения, в которых пропущены те или иные члены (подлежащее, сказуемое или второстепенные члены), но они легко восстанавливаются из предыдущего предложения.
Неполные предложения чаще всего употребляются в разговорной, диалогической речи, в вопросах и ответах, в утверждениях и отрицаниях.
Полные предложения | Неполные предложения |
-Ты был вчера на праздничном концерте? — Ты уже отправил письмо? —Когда ты отправишь письмо? - Почему ты не отправил его сегодня? | - Да, я был вчера на праздничном концерте. — Нет, я ещё не отправил письма. - Я отправлю письмо завтра. - Сегодня у меня не было времени. | — Был. (Пропущены подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение.) — Нет. (Пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение.) —Завтра. (Пропущены подлежащее, сказуемое, дополнение.) - Не было времени. (Пропущены обстоятельство и дополнение.) |
ДИАЛОГИ
1
— Гули, ты свободна вечером в субботу?
— Да. Свободна.
— Ты не хочешь пойти в драматический театр на новый спектакль?
— У тебя уже есть билеты?
— Нет, но я заказал два билета ещё неделю назад.
— А что это за спектакль?
—Это замечательный спектакль.
— Ну, что же, я пойду.
— Тогда я зайду за тобой в субботу без четверти шесть. Хорошо?
— Хорошо. Спасибо.
2
—У вас есть билеты на оперу «Отелло»?
—Есть два билета.
—На какой день?
—На пятницу.
—Нет, это меня не устраивает. А что, идёт в воскресенье вечером?
— «Лебединое озеро».
— А билеты есть?
—Да, два билета в первом ряду амфитеатра. Возьмёте?
— Да, возьму. Спасибо.
Упражнение №30. Прочитайте диалоги и дайте полные ответы на вопросы по образцу.
Образец: Это трудный текст? — Это очень трудный текст.
-
—Это трудный текст?
—Очень.
— Его можно читать без словаря?
— По-моему, нельзя.
-
— Ты свободно читаешь по-русски?
— Почти.
— А газету можешь читать без словаря?
— Могу. А ты?
— Я не могу. Я ещё недостаточно хорошо знаю язык.
-
(Анвар недавно вернулся из Карелии и звонит Сабиру.)
Алло! Здравствуй, Сабир! Это я, Анвар.
— Здравствуй, Анвар!
— Слушай, Сабир, ты сегодня вечером свободен?
— Да, а что?
— Ты хотел бы посмотреть небольшой фильм © Ка: релии и послушать туристские песни?
— Конечно.
— Тогда приходи вечером ко мне. У меня собираются мои новые друзья, с которыми я ездил по Карелии. Придёшь?
— С удовольствием.
— Принеси новые пластинки, о которых ты мне говорил.
— Хорошо.
— До свидания.
— До вечера.
Упражнение 31. Составьте диалоги «В книжном магазине», «В автобусе», «В буфете», используя слова и словосочетания, данные ниже, и ответьте на вопросы.
1. «В книжном магазине».
Зайти в книжный магазин, открываться, закрываться, много разных отделов, большой выбор, покупатели спешат, полистать книгу, выбрать книгу, просмотреть несколько книг, ознакомиться с новинками, поступить в продажу, стоить, уходить без покупки.
Вопросы:
1.Какие книжные магазины есть в вашем городе?
2. В каком магазине вы обычно покупаете нужные вам книги?
3. Какими книгами вы интересуетесь?
4. Есть ли в вашем городе магазин «Академкнига»?
5. Что там можно купить?
6. Что вы видели интересного, когда были в последний раз в книжном магазине?
2. «В автобусе».
Как доехать, через сколько остановок, без кондуктора, разменять рубль, уступить место старшему, сколько билетов, передать за два билета, оторвать билет, взять билет, пройти вперёд, выйти на остановке.
Вопросы:
1.Какие виды транспорта имеются в вашем городе?
2. Какими видами транспорта вы пользуетесь?
3.Какой вид транспорта вы предпочитаете?
4. Есть ли в вашем городе метро?
3. «В буфете».
Большая перемена, пойти в буфет, встать в очередь, взять кефир или сметану, бутерброд с сыром или колбасой, печенье, любимые конфеты, чай, заплатить деньги, взять сдачу, сесть за столик, быстро поесть.
Вопросы:
1.Всегда ли вы завтракаете в буфете?
2. Когда работает ваш буфет?
3. Что там можно купить на завтрак?
Упражнение 32. Ответьте на вопросы сначала полными предложениями, а затем — неполными.
1.Как вас зовут?
2.Где вы родились?
3.Сколько вам лет?
4.В какой школе вы учитесь?
5.Когда вы будете сдавать выпускные экзамены?
Неполные предложения могут входить в состав сложных предложений. Если в таком неполном предложении отсутствует сказуемое, то вместо пропущенного сказуемого ставится тире: В книжном магазине я купил сборник стихов, а он — узбекско-русский словарь. (В выделенном предложении пропущено сказуемое купил. На месте сказуемого стоит тире.)
Упражнение 33. Допишите предложения по образцу.
Образец: Зимой я люблю кататься на коньках, а моя младшая сестрёнка ….—Зимой я люблю кататься на коньках, а моя младшая сестрёнка — на санках.
1.Мой отец работает на ламповом заводе, а мать … 2. Я учусь в 10 классе, а мой брат …. 3. Утром сестра пошла на работу, а я… .4. Вечером отец читает газеты, а дети… . 5. В воскресенье мы отправились в кино, а они… . 6. Летом мы поедем отдыхать В Ферганскую долину, а наши друзья… .
Ответьте на вопросы и приведите примеры.
-
Какими бывают простые предложения по смыслу и интонации?
-
Где обычно стоят вопросительные слова и вопросительные частицы в предложении?
-
Какими бывают предложения по составу?
-
Чем отличаются определённо личные предложения от личных?
-
Чем выражается сказуемое в неопределённо-личных предложениях?
-
Чем выражается сказуемое в безличных предложениях?
-
Чем неполные предложения отличаются от полных?