Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих
Цель: совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами - буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки.
Оборудование к уроку: моноблок, доска интерактивная, проектор мультимедийный, презентация к уроку Microsoft PowerPoint, учебник русского языка (Р.Н. Бунеев), тетрадь по чистописанию (М.А. Яковлева).
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем гостей, повернитесь и улыбнитесь им, теперь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Это настроение нам понадобится сегодня для работы.
II. Актуализация знаний.
Оформление записи в тетрадке (число, классная работа).
Минутка чистописания (урок № 104).
- Какие буквы записаны на первой строке?
- Как вы думаете почему?
- В написании каких буквосочетаний они встречаются?
- На каждой следующей строке допишите через тире пропущенное буквосочетание.
- Какие орфограммы мы вспомнили.
Картинный словарный диктант. ( Слайд 1)
(Медведь, сорока, собака, ворона, воробей, корова, петух)
- Как назвать одним словом группу этих слов? (животные)
- На какие две группы можно разделить животных?
- Назовите орфограмму в каждом слове.
- Почему написание данных букв считается орфограммой? (Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.)
- Составьте и запишите предложение с любым из слов.
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
На доске «рассыпаны» буквы в свободном порядке: а, и, у, ж, ш, ч, щ.
- Составьте из россыпи букв знакомые буквосочетания и назовите тему урока.
- Написание слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу- щу. (Слайд)
- Что вы можете сказать о данных буквосочетаниях? (Это орфограммы)
- Почему?
- Тема для нас новая? Какие цели к уроку поставим? Что мы будем делать на уроке?
- Составим план урока.
Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща, жи-ши, чу-щу.
Находить в словах буквосочетания.
Графическое обозначение буквосочетаний.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
- Закончите мои предложения:
Знаем твердо, что жи – ши пишем только с гласной… и,
А в словах, где ча и ща мы напишем букву… а.
Где же встретим мы чу – щу, то напишем букву …. у.
IV. Развитие умений - применение знания.
Работа со скороговоркой. (Слайд 2)
С мышами во ржи подружились ежи.
- Прочитайте скороговорку, записанную на слайде.
- Какие орфограммы вы встретили?
- Как выделить данные орфограммы на письме?
- Запишите в тетрадь скороговорку, выделите орфограммы.
- Научитесь быстро читать.
2. Работа в группах.
- Разбейтесь на группы (по 4 человека), выберите капитана.
1) Игра «Кто больше составит слов с данным буквосочетанием».
Учитель для каждой группы даёт буквосочетания.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа
жи ши ча ща чу щу
- Данное буквосочетание может стоять в начале, в середине или в конце слова.
- Запишите слова в столбик, выделяя орфограммы.
- Какая из групп написала больше слов?
2) Работа с учебником (с. 122, упр.182)
Капитаны озвучивают подобранные задания. (Дополнить каждый ряд своими примерами. Подобрать однокоренные слова).
- Слова к буквосочетаний мы уже подбирали. Поэтому выполняем второе задание.
(Для 6 - ой группы слово – щавель).
3. Физкультминутка
Работа в парах. Диктант по картинам (Слайды 3 - 5)
(Жираф, свеча, щавель, карандаши, чудовище, щупальца)
- Запишите слова обозначающие данные предметы, выделяя изученные орфограмм.
- Обменяйтесь в паре тетрадями, проверьте написание, исправьте ошибки.
Самостоятельная работа
1) Отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
- Какая орфограмма встретилась?
- Прочитайте текст, записанный на слайде. (Слайд 6)
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Щ..ка.
Ж..вёт в пруду щ..ка. Там плавают ерш.. и лещи. Пряч..тся рыбы от щ..ки. Ч..сто она караулит маленького лещ.. .
2) - Проверьте написанное. (Слайд 7)
3) Работа с учебником (с. 122, упр.181).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
- Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
- Достигли вы целей, которые ставили в начале урока?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
VI. Домашнее задание.
Упр. 183