Ι. Актуализация знаний. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? -Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Словарная работа 1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики». Запишите, поставьте ударение. а) – Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.) б) Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристо-серым. Его листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.) в) Этот предмет – название растения, овоща. По-итальянски – это помидор, а по-индейски – ... (Томат.) г) Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2–3 слова. (Картон, картина, картофель.) – Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему? – Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а. – Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения? – Вспомните правило, которое вы учили дома. Как называется орфограмма? – Что вам помогло увидеть, быстро найти эту орфограмму? (Звуки [ж] и [ш].) – Какие примеры из домашнего упражнения (№ 148, «Дидактический материал») на это правило вы могли бы привести? (Крыши, малыши, шалаши.) | - Ярко светит солнышко. - Что-то интересное ждёт впереди и т.д. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому. Дети отгадывают слова по лексическому значению, записывают в тетрадь, подчеркивают орфограмму, ставят ударение. На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а. -Как оформляется предложение, как пишутся слова с орфограммами – непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих. -Буква и после ж и ш. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | Развиваем умение слушать и понимать других, прогнозировать предстоящую работу. – Найдите лишние слова (текст размещён на интерактивной доске): Вершина, лужи, тишина, Душистый, ландыши, весна. Шиповник, чижик, зашипит, Пушистый, котик, сторожит. (Н. Бетенькова) – Объясните, почему они лишние? – А есть ли в этих словах орфограммы? - Докажите. – Назовите тему урока. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. Научиться правильно писать буквосочетания жи-ши. Обозначать орфограмму гласную И после шипящих Учиться находить орфограммы в словах 4. Учиться писать слова с орфограммами – Что мы сейчас делали? | - В них нет жи-ши. -На слух нельзя определить, какую букву нужно писать, так как гласный звук е или и в безударном положении. Буква и после ж, ш. Планировали свою деятельность. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | Развиваем умения извлекать информацию из схем, делать выводы на основе анализа, устно оформлять свои мысли, уметь слушать и понимать других. 1. Работа по учебнику. Упр. 166 2. – Запишите два слова: шиповник, душистый. – Сравните их между собой. – Какое отличие вы заметили? Подсказка: поставьте ударение в этих словах. В чём отличие? – Сколько же орфограмм в слове шиповник? – Произнесите слово шиповник. – Какие буквы можно выбрать на месте безударного гласного для обозначения звука [ы]? – Как быть в этом случае? – Запишите рядом со словом шиповник проверочное слово шип. Как вы его напишете? – Подчеркните орфограммы в этих словах. 4.Выполнение интерактивных заданий с использованием конструктора урока «Академия младшего школьника» - «Вставь ЖИ или ШИ» 7.7.1.1.2.3[CHOOSE 27] Динамическая пауза. Поднимайте плечики, Прыгайте ,кузнечики, Прыг-скок,прыг-скок, Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише,тише,высоко. Прыгай на носках легко! 3. Работа по учебнику. Упр. 167 Проверка выполненной работы по алгоритму самооценки – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 4.Задание № 2, тема 13 в Рабочей тетради. – Почему в этом слове нужно сначала подобрать проверочное слово? (Звук находится в безударном положении.) | При выполнении данное упражнение у детей развивается умение писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, а также графически обозначать орфограмму и объяснять её выбор. Две: буква и после ш и буква безударного гласного в корне. ы, и, а также е Нужно подобрать проверочное слово – шип, тогда будет выбор только между буквами ы и и, и можно применить второе правило – о правописании жи-ши. Развивается умение подбирать слова с орфограммой-буквой и после ж, ш, а также находить слова, в которых совмещаются две орфограммы – буквы безударного гласного в корне и буква и после ш. Дети выписывают слова с буквосочетаниями жи-ши самостоятельно, а затем подчёркивают слова, в которых написание буквы и сначала надо проверить ударением. -Умение работать с информацией. |
ΙV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. V. Домашнее задание. | Осуществляем познавательную и личностную рефлексию, делаем выводы - Что дал каждому из вас урок? - Была ли от него польза? - Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил? - Какую цель мы поставили на уроке? Достигли её или нет? Что мы сегодня сделали для для её достижения? – В чём испытали затруднения? Звучит музыка «Прекрасное далёко». - Отметь «+» ступеньку, на которой ты стоишь после пройденного урока. 1.Не понял темы урока 2. Надо поработать дома. 3. Мне все понятно Нарисовать иллюстрацию к орфограмме «Гласная И после шипящих в буквосочетаниях ЖИ-ШИ» Используемая литература: Учебник 2 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. «Баласс»,2011. Рабочая тетрадь по русскому языку. Н.А.Исаева. «Баласс»,2012. Методические рекомендации . 2 класс. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. «Баласс»,2004 Официальный сайт ОП «Школа 2100» http://www.school2100.ru Диск «Академия младшего школьника». | |