СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков грамотного безошибочного письма, способствовать ознакомлению с понятием орфограмма, проверяемыми и непроверяемыми орфограммами

Просмотр содержимого документа
«Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.»

Русский язык 04-02

Дата:

Номер: 57

Класс: 2 – Г

Тема урока: Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.

Цели урока: создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, способствовать ознакомлению с понятием орфограмма, проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание практической значимости изучаемого материала; освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

Познавательные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки для работы в парах, цветные карандаши, презентация.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Проверьте свое рабочее место. Все принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,

И урок наш начинаем.

- Сегодня не простой урок. Ребята к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их. (ученики поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей).

2. Проверка домашнего задания.

Фронтально.

- Но это еще не все гости, к нам пожаловал, наш частый гость Незнайка. Он хочет проверить правильно ли Вы выполнили задание, которое он задавал Вам домой. Докажем ему, что Вы справились? (ответы детей).

- Прочитайте, каким было задание.

- Читаем слово. Щека. Вставим букву – е. Докажи? Для того чтобы проверить безударную гласную нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. В данном случае проверочное слово ЩЁКИ.

- Какой способ Вы использовали? Мы изменили форму слова).

- Отлично.

- Продолжаем: зерно – зёрна, сестра – сёстры, звезда – звёзды, мячи – мяч, листы – лист, шкафы – шкаф, хлеба – хлеб.

-Молодцы! Вы справились! Что повторяли, выполняя домашнее задание? (Правописание проверяемой безударной гласной).

- Отлично, так что нужно сделать, чтоб проверить безударную гласную? (Для того чтобы проверить безударную гласную нужно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.)

- Возникли ли у кого-нибудь трудности при выполнении домашнего задания? Какие?

- Перед Вами лист самооценки, если Вы выполнили домашнее задание полностью правильно, ставите 1 балл, если допустили ошибки – 0 баллов.

- Незнайка убедился, что Вы хорошо умеете работать с безударной гласной проверяемой ударением и просит помочь ему выполнить задания, которые ему дала Мальвина. Поможем ему?

- Открываем тетради.

3.Чистописание.

В тетради уже записаны число и классная работа.

27 ноября.

Классная работа.

На слайде буквы о, е, а, и, я. СЛАЙД

- Что это за буквы? (гласные)

- Что Вы о них знаете? (о, а – придают твёрдость предыдущему согласному, и, е, я – смягчает предыдущий согласный).

- Запишите буквы в алфавитном порядке. (а е и о я)

Взаимопроверка.

- Возвращаемся к листу самооценки, если Ваш сосед записал буквы правильно и каллиграфически, ставите 1 балл, если допустил ошибки – 0 баллов.

- Почему Мальвина выбрала именно эти буквы, как Вы думаете? (потому что, гласный звук может быть ударным или безударным)

- А безударный гласный звук вызывает сомнения при написании.

- Ну, что мы помогли Незнайке выполнить 1 – е задание? Продолжим?

4. Актуализация знаний.

- Приступим ко второму заданию. Незнайка запутался и не знает, как написать правильно слова.

- трАва или трОва?

(ответы детей: трава так, как проверочное слово – трАвы)

- лОпата или лАпата?

( лОпата , так как в русском языке есть слова, в которых написание буквы мы не можем проверить ударением и эти слова нужно запоминать, это словарные слова).

- Так какие гласные были пропущены, ударные или безударные? Что значит безударные? Это опасные места! Почему? (в них можно допустить ошибку).

- Давайте подберем к словам ударный и безударный синонимы, соединяя их стрелочками !!!!!!!!! СЛАЙД

Ударный это

Уверенность

Сильная позиция

Безударный это

Сомнение

Слабая позиция

- Так все ли слова можно проверить, подбирая проверочное слово? (нет, написание некоторых слов нужно запомнить или проверить в орфографическом словаре).

5.Сообщение темы. Постановка цели.

- Как Вы думаете в чём будем упражняться сегодня на уроке? (Упражняться в написании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов)

-Мы с вами будем впервые говорить об этом или обобщать полученные нами знания на протяжении нескольких уроков? (обощать)

- Цель: ЗАКРЕПИТЬ…(знания о правописании безударных гласных).

- Задачи урока. ПОВТОРИМ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова). ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБОБЩИМ…(знания в написании слов с безударными гласными).

- Тему, цель и задачи мы определили. Как Вы думаете, нужно ли нам знать правила написания безударных гласных в корне слова? (чтобы грамотного безошибочного писать, излагать свои мысли и понимать друг друга)

- Мы с Незнайкой с Вами полностью согласны.

6. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Давайте вспомним стихотворение, о правилах написания безударной гласной.

Если буква гласная

Вызвала сомнение –

Ты её немедленно

Поставь под ударение!

- Как же работать с безударной гласной? Вспомним алгоритм.

1. Поставить ударение.

2. Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

3. Написать в слове такую же гласную, как и в проверочном.

- Сейчас проверим научились ли Вы пользоваться этим алгоритмом? Поработайте с карточкой в паре со своим соседом.

Работа в парах. (карточки)

- Выпишите в тетрадь в столбик слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочное слово. Выделите корень, ударение.

Сл…ны, за....ц, к..рова, стр...жи, зв...рьки, п…тух, гр…чи, м…дведь.

петух грачи - грач

заяц слоны - слон

корова стрижи - стриж

медведь зверьки - звери

Фронтальная проверка. Лист САМООЦЕНКИ

- Все слова оказались с проверяемой безударной гласной? (нет)

- Какие остались? (остались слова, в которых гласная непроверяемая, её написание нужно запомнить или проверить в орфографическом словаре)

- В этом задании были опасные места? (да)

- Выберите слово, которым, по-вашему мнению называют «опасные места» в словах с безударными гласными. СЛАЙД

а) синоним;

б) орфограмма;

в) удвоенный согласный.

- Проверим по учебнику на стр. 108 (правило, обратим внимание)

- А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете страничку для любознательных 110.

- А, чтобы полностью быть уверенными, познакомимся с определением слова ОРФОГРАММА из орфографического словаря. (сравниваем и сопоставляем определения, делаем вывод).

ВЫВОД: орфограмма – буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова.

- Молодцы, Незнайка очень Вам благодарен, за то, что Вы познакомили его с таким словом, как орфограмма и он дарит Вам всем по 1 баллу.

7. Закрепление полученных знаний.

- Нам осталось выполнить последнее задание. стр. 109 упр. 173.

Упражнение 173 по рядам.

Фронтальная проверка.

Вывод: Если орфограмму можно проверить, то она проверяемая, если нет, то непроверяемая.

Заполняем лист самооценки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Работа с листом самооценки, с моим комментированием оценок.

Усвоил новое знание



Рефлексия:




Есть небольшие затруднения





Испытываю затруднения





Домашняя работа с. 110 упр. 174 (1, 2)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!