Русский язык 04-02
Дата:
Номер: 57
Класс: 2 – Г
Тема урока: Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.
Цели урока: создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, способствовать ознакомлению с понятием орфограмма, проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.
Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание практической значимости изучаемого материала; освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).
Познавательные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки для работы в парах, цветные карандаши, презентация.
Ход урока.
Орг.момент.
- Проверьте свое рабочее место. Все принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
- Сегодня не простой урок. Ребята к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их. (ученики поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей).
2. Проверка домашнего задания.
Фронтально.
- Но это еще не все гости, к нам пожаловал, наш частый гость Незнайка. Он хочет проверить правильно ли Вы выполнили задание, которое он задавал Вам домой. Докажем ему, что Вы справились? (ответы детей).
- Прочитайте, каким было задание.
- Читаем слово. Щека. Вставим букву – е. Докажи? Для того чтобы проверить безударную гласную нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. В данном случае проверочное слово ЩЁКИ.
- Какой способ Вы использовали? Мы изменили форму слова).
- Отлично.
- Продолжаем: зерно – зёрна, сестра – сёстры, звезда – звёзды, мячи – мяч, листы – лист, шкафы – шкаф, хлеба – хлеб.
-Молодцы! Вы справились! Что повторяли, выполняя домашнее задание? (Правописание проверяемой безударной гласной).
- Отлично, так что нужно сделать, чтоб проверить безударную гласную? (Для того чтобы проверить безударную гласную нужно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.)
- Возникли ли у кого-нибудь трудности при выполнении домашнего задания? Какие?
- Перед Вами лист самооценки, если Вы выполнили домашнее задание полностью правильно, ставите 1 балл, если допустили ошибки – 0 баллов.
- Незнайка убедился, что Вы хорошо умеете работать с безударной гласной проверяемой ударением и просит помочь ему выполнить задания, которые ему дала Мальвина. Поможем ему?
- Открываем тетради.
3.Чистописание.
В тетради уже записаны число и классная работа.
27 ноября.
Классная работа.
На слайде буквы о, е, а, и, я. СЛАЙД
- Что это за буквы? (гласные)
- Что Вы о них знаете? (о, а – придают твёрдость предыдущему согласному, и, е, я – смягчает предыдущий согласный).
- Запишите буквы в алфавитном порядке. (а е и о я)
Взаимопроверка.
- Возвращаемся к листу самооценки, если Ваш сосед записал буквы правильно и каллиграфически, ставите 1 балл, если допустил ошибки – 0 баллов.
- Почему Мальвина выбрала именно эти буквы, как Вы думаете? (потому что, гласный звук может быть ударным или безударным)
- А безударный гласный звук вызывает сомнения при написании.
- Ну, что мы помогли Незнайке выполнить 1 – е задание? Продолжим?
4. Актуализация знаний.
- Приступим ко второму заданию. Незнайка запутался и не знает, как написать правильно слова.
- трАва или трОва?
(ответы детей: трава так, как проверочное слово – трАвы)
- лОпата или лАпата?
( лОпата , так как в русском языке есть слова, в которых написание буквы мы не можем проверить ударением и эти слова нужно запоминать, это словарные слова).
- Так какие гласные были пропущены, ударные или безударные? Что значит безударные? Это опасные места! Почему? (в них можно допустить ошибку).
- Давайте подберем к словам ударный и безударный синонимы, соединяя их стрелочками !!!!!!!!! СЛАЙД
Ударный это
Уверенность
Сильная позиция
Безударный это
Сомнение
Слабая позиция
- Так все ли слова можно проверить, подбирая проверочное слово? (нет, написание некоторых слов нужно запомнить или проверить в орфографическом словаре).
5.Сообщение темы. Постановка цели.
- Как Вы думаете в чём будем упражняться сегодня на уроке? (Упражняться в написании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов)
-Мы с вами будем впервые говорить об этом или обобщать полученные нами знания на протяжении нескольких уроков? (обощать)
- Цель: ЗАКРЕПИТЬ…(знания о правописании безударных гласных).
- Задачи урока. ПОВТОРИМ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова). ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБОБЩИМ…(знания в написании слов с безударными гласными).
- Тему, цель и задачи мы определили. Как Вы думаете, нужно ли нам знать правила написания безударных гласных в корне слова? (чтобы грамотного безошибочного писать, излагать свои мысли и понимать друг друга)
- Мы с Незнайкой с Вами полностью согласны.
6. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Давайте вспомним стихотворение, о правилах написания безударной гласной.
Если буква гласная
Вызвала сомнение –
Ты её немедленно
Поставь под ударение!
- Как же работать с безударной гласной? Вспомним алгоритм.
1. Поставить ударение.
2. Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
3. Написать в слове такую же гласную, как и в проверочном.
- Сейчас проверим научились ли Вы пользоваться этим алгоритмом? Поработайте с карточкой в паре со своим соседом.
Работа в парах. (карточки)
- Выпишите в тетрадь в столбик слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочное слово. Выделите корень, ударение.
Сл…ны, за....ц, к..рова, стр...жи, зв...рьки, п…тух, гр…чи, м…дведь.
петух грачи - грач
заяц слоны - слон
корова стрижи - стриж
медведь зверьки - звери
Фронтальная проверка. Лист САМООЦЕНКИ
- Все слова оказались с проверяемой безударной гласной? (нет)
- Какие остались? (остались слова, в которых гласная непроверяемая, её написание нужно запомнить или проверить в орфографическом словаре)
- В этом задании были опасные места? (да)
- Выберите слово, которым, по-вашему мнению называют «опасные места» в словах с безударными гласными. СЛАЙД
а) синоним;
б) орфограмма;
в) удвоенный согласный.
- Проверим по учебнику на стр. 108 (правило, обратим внимание)
- А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете страничку для любознательных 110.
- А, чтобы полностью быть уверенными, познакомимся с определением слова ОРФОГРАММА из орфографического словаря. (сравниваем и сопоставляем определения, делаем вывод).
ВЫВОД: орфограмма – буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова.
- Молодцы, Незнайка очень Вам благодарен, за то, что Вы познакомили его с таким словом, как орфограмма и он дарит Вам всем по 1 баллу.
7. Закрепление полученных знаний.
- Нам осталось выполнить последнее задание. стр. 109 упр. 173.
Упражнение 173 по рядам.
Фронтальная проверка.
Вывод: Если орфограмму можно проверить, то она проверяемая, если нет, то непроверяемая.
Заполняем лист самооценки.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Работа с листом самооценки, с моим комментированием оценок.
Усвоил новое знание
Рефлексия:
Есть небольшие затруднения
Испытываю затруднения
Домашняя работа с. 110 упр. 174 (1, 2)