УПРАЖНЕНИЯ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Упражнение 1. Замените одним словом из четырех букв:
Приятель - … (друг),
Солдат - … (боец),
Противник - …(враг),
Работа - …(труд),
Шагать - … (идти).
Упражнение 2.
Замените словосочетания одним словом:
Храбрый человек - …(храбрец),
Богатый человек - …(богач),
Сильный человек - …(силач),
Веселый человек - …(весельчак).
Можно дать дополнительное задание: найти родственные слова, повторить правописание существительных мужского рода с шипящими на конце.
Упражнение 3. Угадайте слово :
К…р…нд…ш, л…ст…п…д,
Д…ж…рн…й з…м…шк…
Слова записаны на карточках. Работу провожу для тех детей, которые «не слышат» гласные звуки.
Упражнение 4.
Поставьте ударение, произнесите слова правильно.
Магазин, портфель, предмет, документ, дневник, алфавит, километр.
Упражнение 5. Найдите спрятавшиеся слова.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).
Упражнение 6.
Замените словосочетания одним словом.а) промежуток времени в 60 мин;
б) военнослужащий, стоящий на посту;
в) коллективное хозяйство по совместной обработке земли;
г) жители одной страны;
д) главный город в стране,
е) аппарат для полёта в космос;
ж) предприятие, где делают машины.
УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
Упражнение 1.
а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал, перо); названия птиц или животных ( сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
б) выписать 4 – 5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в : воробей, валенки;
в) выписать 3 – 5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко, платок, работа, сахар, стакан, запад ).
Упражнение 2. Ответы на вопросы.
Кто учит детей? (учитель) 2. Кто готовит уроки? (ученик) 3.Кто живет в лесу? (медведь) 4. Кто верный друг человека? (собака).
Упражнение 3. Игры из занимательной грамматики.
а) «Первый слог потерялся».
…радь
…нал
…бака
…хар
б) «Собери слоги» :
бе, за, рё
де, ный, жур
воч, ка, де
ки, ва, лен
в) «Из каких слов выпали гласные?»:
м…ш…н…
з…в…д
к…стр…ля
д…р…г…
Упражнение 4.
а) выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
б) выписать 5 – 6 слов, обозначающих предметы;
в) выписать слова, обозначающие признаки предметов;
г) выписать слова, обозначающие орудия труда, названия овощей, названия ягод и т. д.
Упражнение 5.
Выписать из словаря 5 имен существительных 1 склонения
(погода, победа, библиотека, ягода, берёза)
Упражнение 6.
Написать 5 слов ( имен существительных) с ь на конце и указать склонение (мебель, медведь, морковь, картофель, учитель)
Упражнение 7.
Подобрать однокоренные слова к словам
Вокзал, автомобиль, комбайн, победа, ноябрь и т.д.