СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по совершенствованию техники чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения по совершенствованию техники чтения

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по совершенствованию техники чтения»

Упражнения по совершенствованию техники чтения

На протяжении многих лет, я старалась изучить пути решения проблемы: «Приёмы улучшения навыка чтения младших школьников». На вопрос «Почему занялась этой проблемой?» отвечала бы так: «В наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Слайд 2

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна. Слайд 3

Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. По мнению психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор № 1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Слайд 4 - 5

В. А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга». Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой технике чтения - это не удовольствие, сколько мука. Слайд 6

Возникает вопрос: « С какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?»

В программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Слайд 7

Вторая точка зрения принадлежит Н. А.Лошкарёвой доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения – В. А. Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на «5», он должен выполнять рекомендацию В. А. Сухомлинского. А если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечники, надо придерживаться определённым программным нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: «А как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной. Слайд 8 - 10

Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. В процессе педагогической работы рождались свои идеи, использовала опыт других учителей и работы видных педагогов В. А. Сухомлинского, И. Т. Федоренко, В. Н.Зайцева, Н. А.Лошкарёвой, М. И. Омороковой.

Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры. Слайд 11- 20



Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:

1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика для губ, языка;

- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;

- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.

2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:

- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;

- чтение текста через слово.

3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;

- чтение в парах;

- групповое чтение;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;

- жужжащее чтение;

- зрительные и слуховые диктанты;

- упражнение “чтение-спринт”;

- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;

- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;

- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:

- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.

5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:

- словарная работа;

- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов.

6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:

Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера

(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).

Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.

Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя. Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.

Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса.

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:

- увеличился объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;

- отрабатывается навык антиципаций;

- улучшается устойчивость внимания;

- почти не имеют место регрессии;

- увеличился словарный запас;

- развивается артикуляционный аппарат.

Результаты диагностики говорят следующее:

-  у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;

- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами;

-  уровень понимания текста – высокий;

-  чтение выразительное;

-  уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.

Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на :

- общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;

- на повышение качества успеваемости;

-  на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.

Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.

Заключение.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.

Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!