СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уравнение х2 = а

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Уравнение х2 = а»

Уравнение х 2 = а Алгебра, 8 кл Романенко С.Н., учитель математики МАОУ СОШ № 79 г.Перми

Уравнение х 2 = а

Алгебра, 8 кл

Романенко С.Н.,

учитель математики

МАОУ СОШ № 79 г.Перми

- Что такое уравнение? - Что такое корень уравнения? -Что значит решить уравнение? - Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a. - При каких значениях а имеет смысл выражение ?

- Что такое уравнение?

- Что такое корень уравнения?

-Что значит решить уравнение?

- Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a.

- При каких значениях а имеет смысл выражение ?

Вычислите арифметический квадратный корень из числа:  = 0,5  = 0,06  = 1,2  = 2,2  = 15  = 19  = 14  = 10

Вычислите арифметический квадратный корень из числа:

= 0,5

= 0,06

= 1,2

= 2,2

= 15

= 19

= 14

= 10

Квадрат какого числа равен  4? 25? 12? -1? 0? Как с помощью уравнения записать последнее задание устного счета? (Ответ : х 2 = 4, х 2 =25, Какова тема и цель урока? х 2 = 12, х 2 = -1, х 2 = 0 ) Ответ: Что объединяет эти уравнения? Как записать в общем виде? (Ответ: х 2 = а )  1) выяснить, от чего зависит количество корней уравнения х 2 = а ,   2) систематизировать случаи решения этого уравнения в зависимости от значения а , Умеем ли мы решать такие уравнения и каким способом?  3) научиться решать уравнения вида х 2 = а . (Ответ: да, умеем, способом подбора корней, опираясь на определение квадратного корня )

Квадрат какого числа равен 4? 25? 12? -1? 0?

  • Как с помощью уравнения записать последнее задание устного счета?

(Ответ : х 2 = 4, х 2 =25,

  • Какова тема и цель урока?

х 2 = 12, х 2 = -1, х 2 = 0 )

Ответ:

  • Что объединяет эти уравнения? Как записать в общем виде?

(Ответ: х 2 = а )

1) выяснить, от чего зависит количество корней уравнения х 2 = а ,

2) систематизировать случаи решения этого уравнения в зависимости от значения а ,

  • Умеем ли мы решать такие уравнения и каким способом?

3) научиться решать уравнения вида х 2 = а .

(Ответ: да, умеем, способом подбора корней, опираясь на определение квадратного корня )

Запишите в тетради тему урока:  Уравнение х 2 = а .

Запишите в тетради тему урока:

Уравнение х 2 = а .

Рассмотрим сначала графический способ решения уравнения х 2 = а . Какая линия является графиком функции  у = х² ? А какая линия является графиком функции у = а , где а – произвольное число ?  Какая особенность расположения этой линии в прямоугольной системе координат?

Рассмотрим сначала графический способ решения уравнения х 2 = а .

  • Какая линия является графиком функции

у = х² ?

  • А какая линия является графиком функции у = а , где а – произвольное число ?

Какая особенность расположения этой линии в прямоугольной системе координат?

1) Построим графики функций  y = x 2  (парабола)  у = а (прямая, параллельная оси абсцисс)  в одной системе координат.  2) Найдем их точки пересечения .

1) Построим графики функций

y = x 2 (парабола)

у = а (прямая, параллельная оси абсцисс)

в одной системе координат.

2) Найдем их точки пересечения .

у Например, решим графически уравнение х 2 = 4 у = х 2 В А у = 4 4 Построим в одной системе координат параболу у = х 2  и прямую у = 4 . 1 х 0 1 Графики пересекаются в двух точках: А и В.  -2 2 Абсциссы точек А и В являются корнями уравнения,  т.е . х 1 = – 2, х 2  = 2  Ответ: – 2; 2

у

Например, решим графически уравнение х 2 = 4

у = х 2

В

А

у = 4

4

Построим в одной системе координат параболу у = х 2 и прямую у = 4 .

1

х

0

1

Графики пересекаются в двух точках: А и В.

-2

2

Абсциссы точек А и В

являются корнями уравнения, т.е . х 1 = – 2, х 2 = 2

Ответ: – 2; 2

0, например, а = 4, то две точки пересечения графиков у = 4 С Если а=0, то одна точка пересечения у = 0 x Если а а = -1, то нет точек пересечения у = -1 9 " width="640"

Рассмотрим еще два случая расположения параболы у = х 2

и прямой у = а .

у = х 2

В

А

Если а0, например, а = 4,

то две точки пересечения графиков

у = 4

С

Если а=0,

то одна точка пересечения

у = 0

x

Если а

а = -1, то нет точек пересечения

у = -1

9

0 Два корня a а = 0 Нет корней Один корень х = 0 Пример. х 2 = – 4; х 2 = – 8 корней нет Пример. х 2 = 0 х = 0 Пример. х 2 = 9 9 " width="640"

уравнение

х 2 = а

а 0

Два корня

a

а = 0

Нет корней

Один корень

х = 0

Пример.

х 2 = – 4;

х 2 = – 8

корней нет

Пример.

х 2 = 0

х = 0

Пример.

х 2 = 9

9

 Примеры   а) х 2 = 49, и  Ответ: -7; 7. б) х 2 = 3, и  Ответ:  (эти корни являются иррациональными числами) в) х 2 = - 4 – решений нет

Примеры

  • а) х 2 = 49, и

Ответ: -7; 7.

  • б) х 2 = 3, и

Ответ:

(эти корни являются иррациональными числами)

  • в) х 2 = - 4 – решений нет
Тренировочные упражнения: № 319 (устно) № 320 (а,в,д) – самостоятельно с последующей проверкой № 322 (на доске и в тетрадях) № 323 (на доске и в тетрадях)

Тренировочные упражнения:

  • № 319 (устно)
  • № 320 (а,в,д) – самостоятельно с последующей проверкой
  • № 322 (на доске и в тетрадях)
  • № 323 (на доске и в тетрадях)
Домашнее задание §5 п.13, № 320 (б,г,е), № 321 (а,в) (на миллиметровой бумаге)

Домашнее задание

  • §5 п.13,
  • 320 (б,г,е),
  • 321 (а,в) (на миллиметровой бумаге)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!