СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок, цель которого сформировать представление о химических уравнениях. Начать формировать умение составлять уравнения химических реакций

Просмотр содержимого документа
«Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.»

Конспект урока составила Цыплёнкова Ольга Валентиновна,

учитель химии МОУ СОШ №59, г. Ярославля


ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ.

УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.


Цель урока:

Сформировать понятие о химических уравнениях как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.


Задачи урока:

Образовательные

1. Опытным путём доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ.

2. Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

3. Начать формирование навыков составления химических уравнений.


Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

-Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М., Дрофа, 2008

Используемое оборудование:

компьютер, проектор, ИД, весы с разновесами, химические стаканы.

Используемые реактивы:

растворы сульфата меди (II) и щелочь


Используемые ЦОР:

  1. Закон сохранения массы веществ (N 124972) (иллюстрация портрета М.В. Ломоносова, А. Лавуазье)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=catalog&class=50&subject=31

  1. Исходные вещества и продукты реакции (N 124975)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=catalog&class=50&subject=31

  1. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ (N 124973)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=catalog&class=50&subject=31

  1. Правила подбора коэффициентов в уравнениях химических реакций (N 124977)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b5-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=catalog&class=50&subject=31

  1. Составление химического уравнения (на примере взаимодействия водорода с кислородом) (N 124974) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=catalog&class=50&subject=31

  2. Химические уравнения (N 124976)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4b4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=catalog&class=50&subject=31

  1. Закон сохранения массы (N 207293). (Закон сохранения массы веществ при химических реакциях с т.з. атомно-молекулярного учения) (видео-анимация)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/968c14a0-d78c-4199-a03c-a452575ed3b2/?from=c7fbc906-a8f3-4833-8f91-6d49e3ffabb0&interface=pupil&class=50&subject=31









ХОД УРОКА


  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой темы «Изменения, происходящие с веществами».

Нам предстоит вспомнить, какие изменения могут происходить с веществами, по каким признакам они отличаются друг от друга.

Нам предстоит доказать и сформулировать один из важнейших законов природы, а также опираясь на этот закон продолжить изучение химического языка.

  1. Повторение изученного материала

Вопросы для повторения:

1. Какие изменения (явления) могут происходить с веществами? (физические и химические)

2. Работа с ИД:

«Определите физические и химические явления, поместите выражения в соответствующие колонки таблицы»


3. По каким признакам можно отличаются физические явления от химических?

При физических явления изменяется

При химических явлениях изменяется

- агрегатное состояние,

- форма или размеры

- запах

-цвет

-выделяется или поглощается тепло и свет

-образуется или исчезает осадок,

-выделяется газ

-новые вещества не образуются

-новые вещества образуются


  1. Изучение нового материала

Главное отличие химических реакций от физических процессов – это образование новых веществ, свойства которых отличаются от свойств исходных.

Поэтому тема урока сегодня - «Химические реакции» (запись в тетради)

  1. Закон сохранения массы веществ.

Проблемный вопрос:

Решение проблемы

-Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?

-Можно ли проверить экспериментально, и каким образом?




Для эксперимента необходимы весы и реагирующие вещества


Демонстрационный эксперимент

(выполняет ученик под руководством учителя)

- помещает на одной чаше весов два стаканчика с р-рами CuSO4 и KOH, на другой - гири для уравновешивания

- смешивает растворы в один стаканчик, другой ставит рядом,

- ребята отмечают, что равновесие весов не нарушилось, хотя реакция прошла, о чём свидетельствует выпадение синего осадка;

Какой вывод о проделанном эксперименте можно сделать?

Меняется ли масса реагирующих веществ?

Формулируют закон сохранения массы:

масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ


В первые, этот закон (закон сохранения массы веществ) был теоретически сформулирован в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым.

Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона.

Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.



(учащиеся записывают формулировку в тетрадь).

М.В. Ломоносов, 1748 год – «Закон сохранения массы веществ»

масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ



Проблемный вопрос

Решение проблемы

Что происходит в ходе химической реакции?


Использование ЦОР:

Видео-анимация «Закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения».


Опираясь на закон сохранения массы веществ и атомно-молекулярное учение любой химический процесс можно представить на бумаге условной записью, используя формулы веществ и математические знаки, при этом надо учитывать, что число атомов вступивших в реакцию равно числу атомов образовавшихся. А значит, данную запись можно называть уравнением – уравнением химической реакции.








  1. Химические уравнения.


Проблемный вопрос

Решение проблемы

Как составить уравнение химической реакции?

Использование ЦОР:

Составление химического уравнения (на примере взаимодействия водорода с кислородом) (флеш-анимация)


Записи в тетради

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и математических знаков

Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.

Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.

Примеры

22 = 2Н2О

4Р +5О2 = 2Р2О5


  1. Тренировочные задания на составление уравнений химических реакций.

Используя правила составления уравнений, напишите уравнения следующих химических реакций

Задание 1. Работа с ИД





Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3. Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить

коэффициенты перед формулами.

4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.

5. Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не

находится в составе нескольких веществ).




Работа самостоятельная (или в парах) по карточкам, с последующей проверкой на ИД

Задание 4. Закончите уравнения реакций:


  1. Закрепление


Задание 1.Использование ЦОР: Выберите схемы реакций которые являются химическими уравнениями

(флеш-анимация)

1 2


3 4

  1. Слайд исходный,

  2. Слайд после выполнения задания учащимися,

  3. Флеш-проверка,

  4. Флеш-проверка,



Задание 2.Использование ЦОР: Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций

(флеш-анимация)

1. 2. 3


VI. Домашнее задание. § 27 (до типов реакций);

VII. Итог урока. Учащиеся формулируют выводы по уроку.































Вариант 1

Вариант 2

  1. N2+ ? → NH3

  2. CuO + H2 → Сu + ?

  3. Al(OH)3оксид алюминия + вода

  4. пр.в. + HCl → MgCl2 + пр.в.

  5. AgBr → Ag + Br2


  1. ? + Cl2→ K Cl

  2. Zn + H2O → ? + H2

  3. Li3PO4оксид лития + оксид фосфора (V)

  4. H2S + пр.в.пр.в. + H2O

  5. C + O2 → CO