*В контексте тем: | «Путешествие», «Традиции и фольклор» |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Уравнение с неизвестным вычитаемым |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
решать уравнения способом подбора и на основе связи сложения и вычитания; моделировать задачу в виде схемы, рисунка, анализировать и решать задачи на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. |
Цели урока: | Сформировать навык нахождения неизвестного вычитаемого в уравнениях вида b - х = а, где b и а — целые неотрицательные числа. |
Критерии успеха | К концу урока учащиеся должны уметь: комментировать свои действия при решении уравнений вида а - х = b, где a и b — числа. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету "Математика" можно рассмотреть через такие предметы, как "Естествознание" и "Художественный труд". |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: организованная деятельность, включающая презентации и ИKT; самостоятельное изучение информации, обсуждение в группе; представление классу полученных выводов; |
Предварительные знания | Алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым на основе связи целой величины и его части. Неизвестное слагаемое — часть целой величины, поэтому для его нахождения необходимо из целого вычесть известную часть, т. е. из суммы вычесть известное слагаемое. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Вводное задание. Проведите его в группах. Поделите класс на группы по 3 ученика. Раздайте каждой группе карточки с таблицей вида: Первый ученик должен нарисовать группу из геометрических фигур (или составить ее из вырезанных моделей) в первом столбце таблицы и передать ее второму члену группы. Второй — перерисовывает несколько фигур из данной группы в третий столбец таблицы и передает ее третьему члену группы. Третий — высчитывает неизвестную часть, т. е. перерисовывает из первой группы фигуры, которые, по его мнению, являются удаленной частью первой группы, с целью получения требуемого остатка. Затем поменяйте роли учащихся в группах. Каждый должен побывать во всех ролях. | |
Критерии успеха | После игры подведите итог. Спросите первоклассников, как они высчитывали неизвестную часть. Выслушайте их ответы. Подведите школьников к выводу: чтобы найти неизвестное, нужно установить, целое оно или часть. Если неизвестное является частью, необходимо применить правило нахождения части по данным целого и известной второй части. | |
Середина урока | Закрепите понимание, объяснив правило нахождения неизвестной части на примере рисунка в учебнике. (Сколько было горошин? Сколько осталось после того, как взяли несколько? Посчитайте, сколько взяли.) Затем актуализируйте умения учащихся высчитывать результаты сложения и вычитания по числовому лучу, когда они будут считать шаги от "стартового" до "целевого" числа. Шоколад. Задание выполняется индивидуально. Ученик должен прочитать текст задачи, заменив 2 иллюстрации словами. Нужно посчитать количество клеточек на целой плитке шоколада и на оставшейся части. Высчитав неизвестную часть — вычитаемое, учащийся придет к выводу о том, что Сауле съела половину плитки — 9 кусочков. Ответ 9 кусочков (или половина). Сколько фигур убрали? Организуйте работу в парах. Попросите детей самостоятельно прочитать задание и выполнить его. На прошлых уроках они выполняли подобного рода задания и поэтому должны догадаться о способах нахождения неизвестной части. Ранее находили значение неизвестного слагаемого. Теперь же нужно посчитать, сколько фигур убрали, если известно исходное число фигур и остаток. Ответы 9 прямоугольников; 70 счетных палочек. Реши. Задание выполняется в группах. Учащиеся составляют из кубиков фигуры аналогично иллюстрациям в учебнике. Составив первую фигуру, они должны убрать несколько кубиков так, чтобы получилась вторая фигура. Количество кубиков в удаленной части равно значению неизвестного х. | Учебник: Уравнение с неизвестным вычитаемым, с. 48—49. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 43 "Уравнение с неизвестным вычитаемым", с. 45. Рабочий лист 44 "Сколько кубиков убрали?" с. 46. Ресурсы: Для каждой группы: |
Критерии успеха | Ответы а) 3; б) 8. | |
Конец урока | Попробуй. Парная игра. Раздайте коробки с крупными шариками. Количество шариков должно быть в пределах 20. Первый игрок предлагает второму коробку с определенным количеством шариков. Второй игрок должен посчитать шарики в коробке и запомнить их число. Затем первый игрок вынимает из коробки несколько шариков — это неизвестная часть, которую один игрок загадывает другому. После этого второй игрок заново пересчитывает шарики и, выполнив устные вычисления, отвечает на вопрос: "Сколько шариков спрятано в руке у первого игрока?". В процессе выполнения задания учащиеся закрепят метод нахождения неизвестного вычитаемого по значению разности и уменьшаемому. | |
Критерии успеха | Полезно проговорить с первоклассниками алгоритм решения уравнений с неизвестным вычитаемым и повторять в течение урока правильную формулировку комментариев. Данная работа формирует глубокое понимание собственных действий и грамотную математическую речь. Новых ключевых слов на уроке нет. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности
|
Дополнительные задания Составь уравнение с буквой х. Данное задание закрепит навыки нахождения неизвестной части в равенствах на вычитание. По иллюстрациям в рабочих листах учащийся должен составить уравнение с неизвестным вычитаемым. При решении он может применить любой прием, усвоенный ранее: вычесть из иелого остаток и по результату вычитания узнать значение вычитаемого; дополнить остаток до целого и по количеству добавленных предметов узнать значение неизвестной части; составить пары предметов в двух группах и по разнице в количестве узнать значение х. Все способы решения приветствуются В случае, если ответ найден вторым или третьим способом и задание выполнено в классе, попросите сделать проверку вычитанием. Ответы а) 4 конфеты; б) 4 ягоды малины; в) 5 орехов; г) 9 кубиков; д) 5 треугольников; е) 8 звезд. Чему равен х? В данном задании ученик должен решить уравнение графически: вместо ответа нарисовать нужное число кубиков. Во всех уравнениях неизвестно вычитаемое (х), остальные компоненты даны в виде конструкций из кубиков. Школьник считает количество кубиков и определяет, сколько кубиков убрали, чтобы из исходного вида фигуры получить конечную фигуру. Ответы а) 17 кубиков; б) 4 кубика; в) 7 кубиков. | материал, задайте вопросы и предложите задания: Какой компонент был неизвестен в уравнениях, которые решали сегодня? Вычитаемое — это часть или целое? Как находили неизвестное? Составьте уравнение к тексту: "У Жаната было 17 игрушек. Он подарил своим друзьям несколько игрушек. У него осталось 9 игрушек". Какой вопрос нужно задать, чтобы узнать значение неизвестного в уравнении? Чему равно неизвестное? Придумайте "историю" для равенства 11 - у = 7. Проведите работу с учащимися по самооцениванию с помощью "Лестницы успеха" в рабочей тетради | Физкультминутка. Чтоб все выполнить заданья, Всем нам надо отдохнуть, Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись, Сейчас сделаем наклоны, К упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Раз, два, три, четыре, пять. Тихо все на место сядем И закроем глазки, Вспомните всё, что сегодня узнали, Без моей подсказки. |