СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уравнение с неизвестным вычитаемым

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать навык нахождения неизвестного вычитаемого в уравнениях вида b - х = а, где b и а — целые неотрицательные числа

Просмотр содержимого документа
«Уравнение с неизвестным вычитаемым»



КСП по математике в 1 классе

3 четверть 22 урок

*В контексте тем:

«Путешествие», «Традиции и фольклор»

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Уравнение с неизвестным вычитаемым

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

  • решать уравнения способом подбора и на ос­нове связи сложения и вычитания;

  • моделировать задачу в виде схемы, рисунка,

  • анализировать и решать задачи на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычита­ния.

Цели урока:

Сформировать навык нахождения неизвестного вычитаемого в уравнениях вида b - х = а, где b и а — целые неотрицательные числа.

Критерии успеха

К концу урока учащиеся должны уметь:

  • решать уравнения с неизвестным вычитаемым;

комментировать свои действия при решении уравнений вида а - х = b, где a и b — числа.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами. Например, задачи обучения в рамках конкретного урока по предмету "Математика" можно рассмотреть через такие предметы, как "Естествознание" и "Художественный труд".

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:

  • организованная деятельность, включающая пре­зентации и ИKT;

  • самостоятельное изучение информации, обсуж­дение в группе; представление классу полученных выводов;

Предварительные

знания

Алгоритм ре­шения уравнений с неизвестным слагаемым на осно­ве связи целой величины и его части. Неизвестное слагаемое — часть целой величины, поэтому для его нахождения необходимо из целого вычесть извест­ную часть, т. е. из суммы вычесть известное слагаемое.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы


Начало урока

Вводное задание. Проведите его в группах. По­делите класс на группы по 3 ученика. Раздайте каждой группе карточки с таблицей вида:

Было

Отняли

Осталось







Первый ученик должен нарисовать группу из геометрических фигур (или составить ее из вырезанных моделей) в первом столбце таблицы и передать ее второму члену группы. Второй — пере­рисовывает несколько фигур из данной группы в третий столбец таблицы и передает ее третьему члену группы. Третий — высчитывает неизвестную часть, т. е. перерисовывает из первой группы фи­гуры, которые, по его мнению, являются удален­ной частью первой группы, с целью получения требуемого остатка. Затем поменяйте роли уча­щихся в группах. Каждый должен побывать во всех ролях.


Критерии успеха

После игры подведите итог. Спросите первоклассников, как они высчитывали неизвестную часть. Выслушайте их ответы. Подведите школьников к выводу: чтобы найти неизвестное, нужно установить, целое оно или часть. Если неизвестное является частью, необходимо применить правило нахождения части по данным целого и известной второй части.





Середина урока


Закрепите понимание, объяснив правило нахождения неизвестной части на примере рисунка в учебнике. (Сколько было горошин? Сколько осталось после того, как взяли несколько? Посчитайте, сколько взяли.) Затем актуализируйте умения учащихся высчитывать результаты сложения и вычитания по числовому лучу, когда они будут считать шаги от "стартового" до "целевого" числа.

Шоколад. Задание выполняется индивидуально. Ученик должен прочитать текст задачи, заменив 2 иллюстрации словами. Нужно посчитать количество клеточек на целой плитке шоколада и на оставшейся части. Высчитав неизвестную часть — вычитаемое, учащийся придет к выводу о том, что Сауле съела половину плитки — 9 кусочков.

Ответ

9 кусочков (или половина).


Сколько фигур убрали? Организуйте работу в парах. Попросите детей самостоятельно прочитать задание и выполнить его. На прошлых уроках они выполняли подобного рода задания и поэтому долж­ны догадаться о способах нахождения неизвестной части. Ранее находили значение неизвестного слагаемого. Теперь же нужно посчитать, сколько фигур убрали, если известно исходное число фигур и остаток.

Ответы

9 прямоугольников;

70 счетных палочек.


Реши. Задание выполняется в группах. Учащиеся составляют из кубиков фигуры аналогично иллюстра­циям в учебнике. Составив первую фигуру, они должны убрать несколько кубиков так, чтобы получи­лась вторая фигура. Количество кубиков в удаленной части равно значению неизвестного х.


Учебник:

Уравнение с неизвестным вычитаемым, с. 48—49.

Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 43 "Уравнение с неизвестным вычи­таемым", с. 45.

Рабочий лист 44 "Сколько кубиков убрали?" с. 46.

Ресурсы:

Для каждой группы:

  • карточку с таблицей;

  • цветные карандаши или фломастеры.


Критерии успеха

Ответы

а) 3;

б) 8.



Конец урока


Попробуй. Парная игра. Раздайте коробки с крупными шариками. Количество шариков должно быть в пределах 20. Первый игрок предлагает второ­му коробку с определенным количеством шариков. Второй игрок должен посчитать шарики в коробке и запомнить их число. Затем первый игрок вынимает из коробки несколько шариков — это неизвестная часть, которую один игрок загадывает другому. После этого второй игрок заново пересчитывает шарики и, выполнив устные вычисления, отвечает на вопрос: "Сколько шариков спрятано в руке у первого игро­ка?". В процессе выполнения задания учащиеся закрепят метод нахождения неизвестного вычи­таемого по значению разности и уменьшаемому.


Критерии успеха

Полезно проговорить с первоклассниками алгоритм решения уравнений с неизвестным вы­читаемым и повторять в течение урока правильную формулировку комментариев. Данная работа формирует глубокое понимание собственных действий и грамотную математическую речь. Новых ключевых слов на уроке нет.



Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?


Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дополнительные задания Составь уравнение с буквой х. Данное задание закрепит навыки нахождения неизвестной части в равенствах на вычитание. По иллюстрациям в ра­бочих листах учащийся должен составить уравнение с неизвестным вычитаемым. При решении он может применить любой прием, усвоенный ранее:

  • вычесть из иелого остаток и по результату вычи­тания узнать значение вычитаемого;

  • дополнить остаток до целого и по количеству добавленных предметов узнать значение не­известной части;

  • составить пары предметов в двух группах и по разнице в количестве узнать значение х.

Все способы решения приветствуются В случае, если ответ найден вторым или третьим способом и задание выполнено в классе, попросите сделать проверку вычитанием.

Ответы

а) 4 конфеты;

б) 4 ягоды малины;

в) 5 орехов;

г) 9 кубиков;

д) 5 треугольников;

е) 8 звезд.

Чему равен х? В данном задании ученик должен решить уравнение графически: вместо ответа нари­совать нужное число кубиков. Во всех уравнениях неизвестно вычитаемое (х), остальные компоненты даны в виде конструкций из кубиков. Школьник считает количество кубиков и определяет, сколько кубиков убрали, чтобы из исходного вида фигуры получить конечную фигуру.

Ответы

а) 17 кубиков;

б) 4 кубика;

в) 7 кубиков.

  • Чтобы выявить, как ребята усвоили учебный

материал, задайте вопросы и предложите задания:

  • Какой компонент был неизвестен в уравнениях, которые решали сегодня?

  • Вычитаемое — это часть или целое?

  • Как находили неизвестное?

  • Составьте уравнение к тексту: "У Жаната было 17 игрушек. Он подарил своим друзьям несколько игрушек. У него осталось 9 игрушек".

  • Какой вопрос нужно задать, чтобы узнать значе­ние неизвестного в уравнении?

  • Чему равно неизвестное?

Придумайте "историю" для равенства 11 - у = 7. Проведите работу с учащимися по самооценива­нию с помощью "Лестницы успеха" в рабочей тетради

Физкультминутка.

Чтоб  все  выполнить  заданья,
Всем  нам  надо  отдохнуть,
Ну,  ребята,  дружно  встанем,
Надо  косточки  встряхнуть.
Руки  вверх,  назад  прогнулись,
Сейчас  сделаем  наклоны,
К  упражнению  готовы?
Раз,  два,  три,  четыре,  пять.
Теперь  спинки  держим  ровно.
На  месте  будем  мы  шагать.
Раз,  два,  три,  четыре,  пять.
Тихо  все  на  место  сядем
И  закроем  глазки,
Вспомните  всё,  что  сегодня  узнали,
Без  моей  подсказки.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!