Урок № 1
Тема: Физика Физические явления
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели: познакомить учащихся с новым предметом, его местом в науке;
Задачи:
Образовательные: Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.
Воспитательные: Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту
Развивающие: Развивать внимание и любознательность, память и мышление познавательной активности учащихся;
Тип урока: урок изучения нового материала (на основе презентации).
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, использование ЭОР.
Оборудование: штатив, желоб, шарик, камертон, молоточек, электрофорная машина, шар с кольцом, спиртовка, спички, наборы тел разной формы, размера и вещества.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация:
Вопрос: Какие науки о природе вы знаете?
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.
Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. Так что же изучает наука физика?
3. Сообщение темы и целей
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
4. Объяснение нового материала
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.
Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений. В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов - основоположник российской науки.
Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.
Физика изучает различные явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые, атомные.
Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:
шарик скатывается по наклонному желобу
таяние льда
груз колеблется на пружине
кипение воды
получение различных по размеру изображений свечи на экране
ветер
электризация султанов и их взаимодействие
плавление свечи при ее нагревании
Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? Физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Задание: Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ. Вещество – это один из видов материи. Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания. Материя – вещество, поле.
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:
Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?
Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.
Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление., т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом ,источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.
5. Закрепление материала
Задание 1. Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас,
6. Д/З пар 1-3, вопросы
7. Рефлексия. Составить синквейн: физика.
Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.