2 | Актуализация знаний | Фронтальная работа Герои какой сказки будут работать с нами на уроке? Вы любите эту сказку? Почему сказка называется «38 попугаев»? (Измеряли длину удава в попугаях) Приложение 4 СЛАЙД 1. Догадались, чему мы с вами будем учиться делать на уроке? (Измерять длину.) Верно, тема нашего урока: «Сантиметр – единица измерения длины». Для чего в жизни нужно измерять длину? Измеряя удава, мартышка делала записи чисел на листьях, но подул ветер и все листочки перемешал. Хотите помочь Мартышке? Приложение 4 СЛАЙД 2. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы помочь мартышке? Дети вставляют пропущенные числа и объясняют полученную закономерность 10 …, …, 7, …, 5, …, …, 2, 1. Индивидуальная работа Мартышка, попугай и слоненок решили нарисовать длину удава с помощью отрезков. Наложите трафарет с числами на лист бумаги. Приложение 1 Отметьте точками результат, полученный в ходе решения арифметического выражения. Примеры мартышки - синим цветом, попугая – красным, слоненка – зеленым. Приложение 4 СЛАЙД 3 Мартышка:7 + 1 5 - 2 Слоненок: 8 + 1 4 - 2 Попугай: 4 + 1 10 – 1 Соедините полученные точки. Самопроверка по образцу учителя. Если вы сосчитали правильно, у вас должны получиться так расположенные отрезки. Приложение 4 СЛАЙД 4 Рефлексия с помощью условных знаков. Покажите, как вы справились с этим заданием. | Регулятивные УУД: целеполагание –постановка учебной задачи на основе того, что уже известно. Познавательные УУД: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели. Личностные УУД: смыслообразование – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация – осуществление личного морального выбора. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных признаков; синтез – восполнение недостающих компонентов; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция - способность к преодолению препятствий. Познавательные УУД: знаково – символические действия. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; планирование – определение последовательности выполняемых действий с учетом конечного результата. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; оценка –осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение – самооценка. |
3 | Постановка учебной задачи | Фронтальная работа Какие вопросы мы можем задать про эти отрезки? (Какой отрезок длиннее, короче.) Как вы сравнивали отрезки? (На глаз) Почему получились у героев мультфильма отрезки разной длины, если измеряли все одного и того же удава? (Неизвестно, какую мерку они использовали.) Что мы будем искать на уроке? (Единую мерку для измерения длины.) Для чего нам нужна мерка? Для измерения отрезков и предметов. Сделайте вывод, чему мы будем учиться на уроке? (Находить единую мерку и с помощью ее измерять отрезки.) Гимнастика для глаз | Коммуникативные УУД: постановка вопросов для сбора информации. Познавательные УУД: общеучебные – рефлексия способов действий; логические – установление причинно-следственных связей; формулирование проблемы. Личностные УУД: смыслообразование – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи. |
4 5 | «Открытие» детьми нового знания Первичное закрепление | Практическая работа в парах Попугай принес на каждую парту 3 полоски. Сравните их длину и узнайте, какая полоска самая длинная и на сколько. Когда закончите работать в парах, покажите сигнал о выполненном задании. Дети устанавливают, что на глаз трудно ответить на вопрос, поэтому находят способ сравнения «наложением». Мы выяснили, самая длинная красная полоска, она длиннее синей. Не удается объяснить, на сколько красная полоска длиннее. Значит, что нужно сделать? (Найти способ измерения.) Работа в парах Попугай приготовил нам с вами мерки для измерения этих полосок. Дети работают в парах, измеряя полоски с помощью разных мерок. Фронтальная работа Делают вывод, что полоски разные, а число получилось одно и то же -5. Почему? (Для сравнения необходимо использовать одинаковые мерки.) Приложение 4 СЛАЙД 5 Дети рассказывают о мерах длины: локоть, дюйм, маховая сажень. (Дети заранее к уроку узнали об этом из дополнительных источников.) Приложение 4 СЛАЙД 6, 7, 8. Учитель подводит детей к выводу, что измерения с помощью таких мерок неточные, т.к. они связаны с размером тела человека. Поэтому во всем мире выбрали единую мерку – сантиметр. Ваша белая мерка соответствует 1 сантиметру и записывается «см». Работа с учебником стр. 66. Приложение 2 Рассмотрите, как измеряли красный отрезок с помощью мерки 1 см. Какова длина красного отрезка? (7см) Узнайте длину зеленого отрезка. (5см) Задайте одноклассникам вопросы про эти отрезки. Сравните 7см и 5см. (7см5см на 2) Индивидуальная практическая работа. Измерьте длину своего карандаша с помощью мерки 1 см. Фронтальная проверка Удобно измерять меркой? (Нет, приходится перекладывать мерку, теряешь точное начало и конец.) Возникла необходимость в подборе более удобного способа измерений. Работа с учебником стр. 66. Посмотрите в учебник на стр. 66, он нам поможет. Дети предлагают использовать линейку. Узнайте длину синего отрезка и карандаша. Почему 8 см и 9 см. Как располагается линейка при измерении? Дети делают вывод, что начало отрезка должно совпасть цифрой «0», а конец отрезка покажет число – длину отрезка. Как записать длину синего отрезка и карандаша? (8см, 9см) Запишем в тетрадь. Физкультминутка Слоненок и мартышка измеряли один и тот же отрезок. У них получились разные измерения. Кто из них правильно измерил и почему? Приложение 4 Слайд 9 (Ошиблась Мартышка, потому что неверно начала измерять с числа 1.) Составим модель, как нужно измерять любой предмет с помощью линейки. Приложение 4. СЛАЙД 10 Работа с учебником в парах Измерьте длину отвертки и винта с помощью линейки. Договоритесь, кто, что будет измерять. Запишите свои измерения на индивидуальную доску, составьте неравенство. Сравните свои записи с ребятами из соседней пары. Учитель просит детей объяснить Мартышке, как велось измерение. | КоммуникативныеУУД: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Познавательные УУД: логические – анализ объекта; формулирование проблемы и самостоятельное создание способа решения проблемы.; общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка – осознание того, что еще нужно понять и усвоить. Познавательные УУД: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование учебной цели. КоммуникативныеУУД: умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Познавательные УУД: общеучебные –осознанное построение речевого высказывания; логические – анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей Познавательные УУД: общеучебные –осознанное построение речевого высказывания, информационный поиск. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать сверстников. Познавательные УУД: логические – синтез, выдвижение гипотез, их обоснование; общеучебные – знаково-символические действия (замещение). Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; логические – синтез как составление целого из частей, анализ объекта с выделением существенных признаков. Личностные – волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Регулятивные УУД: контроль для сличения результата. ПознавательныеУУД:. общеучебные: информационный поиск, выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от условий; постановка и самостоятельное решение проблем; рефлексия способов действий, их контроль. Познавательные УУД: логические – подведение к правилу; общеучебные – знаково-символические действия; создание алгоритма способа действий. Познавательные УУД: общеучебные - структурирование знаний, рефлексия способов действий, моделирование; логические – анализ объекта, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – определение функций и способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать сверстников. Регулятивные УУД: планирование – составление плана и последовательность действий; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив. Познавательные УУД: общеучебные – создание алгоритма способа действий; рефлексия способов и условий действий, их контроль. |