СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 класс по теме" Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок 1 класс по теме" Алфавит"

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 класс по теме" Алфавит"»

Учитель начальных классов

Гриценко Татьяна Алексеевна

МКОУ СОШ №5 г.Тайшета


Урок русского языка в 1 классе с использованием технологии проблемного обучения.


Тема: «Алфавит»

Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.

Цели урока: обеспечить условия для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.

Воспитательные:

  • воспитание любознательности при получении знаний;

  • формирование интереса к изучению родного языка;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность;

  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

  • развивать устную речь учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки со словами.



Этапы

Содержательный материал

Записи на доске

  1. Оргмомент

Упражнения по кинезиологии



  1. Актуализация знаний, ситуация успеха.

Практическое задание.

Посмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова.

Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке


деревняяблокоосиназаяц


Учитель:

- Были ли у вас затруднения при выполнении задания?

- Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок?

- Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке.

Ученики:

- Нет.



- Хорошо знаем алфавит.

  1. Создание проблемной ситуации

Практическое задание.

Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом)

Красненькая матрешка,

Беленькое сердечко.


Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос


Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У неё листочки с хрустом, а зовут её…


Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее.


В зеленом домишке

Десяток братишек.

Круглы, словно мячик,

Да только не скачут.


Летом - сладкий и зелёный,

Зимой – жёлтый и солёный


- Напишите слова в алфавитном порядке.

(После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах)

- Обсудите результаты работы в группах.







малина





морковь





капуста



помидор





горох



огурец




Учитель:

- Смогли ли вы справиться с заданием?

- Есть ли какие-нибудь затруднения?

Ученики:

-Да.


  1. Осознание противоречия

- Что вас удивило?






-В чем возникли затруднения?


-Чем это задание похоже на предыдущее?




- Какие знания применили для решения этого задания?

- Можно ли считать, что задание выполнено?


- Что является причиной затруднения?

В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли.

Не знаем, какое слово писать сначала.

-В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке.

-Знание алфавита.



-Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они.

-Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке.

1гипотеза.

Горох, малина, капуста, морковь, огурец, помидор.

2 гипотеза.

Горох, капуста, морковь, малина, огурец, помидор

  1. Постановка учебной проблемы и цели.

-С какой проблемой столкнулись?



- Что нам известно для решения задачи?





- Что неизвестно?





- Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке?





Сформулируйте тему урока.

- Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву.

-Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву.

- Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву.

-Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву.

- Продолжаем тему «Алфавит».


  1. Физминутка

Буква А, буква А-

Алфавиту голова.

Знает Саша, знает света,

А похожа на ракету.



  1. Решение учебной проблемы

- Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту.

- Достаточно ли этого условия для решения этого задания

- Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий?

- Как проверить первую гипотезу?




-Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше?

- Как проверить вторую гипотезу?

-Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше?

- Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет?


-Смотрим на первую букву.



-Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву.

-Может быть, но мы его не знаем.







-Да, все слова расположили в алфавитном порядке.



-Да, все слова расположили в алфавитном порядке.


-Нам может подсказать учебник.



  1. Проверка верности выдвинутых гипотез.

- Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется?

- Для чего нужен орфографический словарь?


-Как составляют словари?


- Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь?


- Какую букву в словаре будем искать?

- Какое слово написано раньше?

- Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему?





Сформулируйте секрет словаря.





-Что нового узнали?






Орфографический словарь.

-Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова.

-В словарях все слова пишут в алфавитном порядке.

-Какое слово будем писать первым: морковь или малина.



-Букву М



-Слово малина.



-Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре.

-Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов.

- Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву.




  1. Практическое задание.



Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым.

друг диван

кровать курица

шкаф шнурок

- Какие слова выписали? Назовите одним словом.


- Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке.

в у м р а е й

р в о б й о е

д в м ь д е е

ф а л а т и в









диван

кровать

шкаф

мебель






муравей

воробей

медведь

алфавит

Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей.

  1. Рефлексия

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли своей цели?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов если слова начинаются на одну букву?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руку.

  • кто доволен собой.

  • кто испытывал легкое затруднение.

  • кому было трудно выполнять задания.

Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?




Приложение

1. О букве.

- Зачем нужны буквы?

- Как раньше обходились без букв?

Сначала не было ни знаков, ни рисунков. Сохранилось даже предание о «живом» письме, которое послали скифы персидскому царю Дарию.

Потом что только ни придумывали: завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

2. Вот так Б. Заходер предлагает заучивать алфавит.

АБВГДЕЖ – прикатили на еже.

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.

ПРСТУФХ – оседлали петуха.

ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья.

- Что заметили? (нет букв ь и ъ)

- Чем особенны эти буквы?

3. - Как по другому называется алфавит?

- Почему два названия?

Азбука - русское слово, алфавит – греческое.

- Кто создал азбуку?

Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица (наглядный материал – изображение Глаголицы и Кириллицы)

- Как вы думаете, какая возникла раньше? Почему? Какие буквы по форме в глаголице? Какие буквы по форме в кириллице?

Кириллица названа по имени одного из братьев – Кирилла.

- Сколько букв в нашем алфавите? Сколько букв в Кириллице? Обратите внимание на первые буквы. Теперь вам должно быть понятно, почему так названа азбука.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!