Этапы | Содержательный материал | Записи на доске |
Оргмомент | Упражнения по кинезиологии | |
Актуализация знаний, ситуация успеха. | Практическое задание. Посмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова. Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке | деревняяблокоосиназаяц |
Учитель: - Были ли у вас затруднения при выполнении задания? - Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок? - Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке. | Ученики: - Нет. - Хорошо знаем алфавит. |
Создание проблемной ситуации | Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом) Красненькая матрешка, Беленькое сердечко. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос Круглолица, белолица, Любит вдоволь пить водицу. У неё листочки с хрустом, а зовут её… Всех круглее и краснее. Он в салате всех вкуснее. В зеленом домишке Десяток братишек. Круглы, словно мячик, Да только не скачут. Летом - сладкий и зелёный, Зимой – жёлтый и солёный - Напишите слова в алфавитном порядке. (После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах) - Обсудите результаты работы в группах. | малина морковь капуста помидор горох огурец |
| Учитель: - Смогли ли вы справиться с заданием? - Есть ли какие-нибудь затруднения? | Ученики: -Да. |
Осознание противоречия | - Что вас удивило? -В чем возникли затруднения? -Чем это задание похоже на предыдущее? - Какие знания применили для решения этого задания? - Можно ли считать, что задание выполнено? - Что является причиной затруднения? | В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли. Не знаем, какое слово писать сначала. -В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке. -Знание алфавита. -Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они. -Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке. | 1гипотеза. Горох, малина, капуста, морковь, огурец, помидор. 2 гипотеза. Горох, капуста, морковь, малина, огурец, помидор |
Постановка учебной проблемы и цели. | -С какой проблемой столкнулись? - Что нам известно для решения задачи? - Что неизвестно? - Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. | - Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву. -Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву. - Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву. -Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву. - Продолжаем тему «Алфавит». | |
Физминутка | Буква А, буква А- Алфавиту голова. Знает Саша, знает света, А похожа на ракету. | | |
Решение учебной проблемы | - Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту. - Достаточно ли этого условия для решения этого задания - Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий? - Как проверить первую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? - Как проверить вторую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? - Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет? | -Смотрим на первую букву. -Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву. -Может быть, но мы его не знаем. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Нам может подсказать учебник. | |
Проверка верности выдвинутых гипотез. | - Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется? - Для чего нужен орфографический словарь? -Как составляют словари? - Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь? - Какую букву в словаре будем искать? - Какое слово написано раньше? - Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему? Сформулируйте секрет словаря. -Что нового узнали? | Орфографический словарь. -Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова. -В словарях все слова пишут в алфавитном порядке. -Какое слово будем писать первым: морковь или малина. -Букву М -Слово малина. -Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре. -Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов. - Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву. | |
Практическое задание. | Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым. друг диван кровать курица шкаф шнурок - Какие слова выписали? Назовите одним словом. - Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке. в у м р а е й р в о б й о е д в м ь д е е ф а л а т и в | диван кровать шкаф мебель муравей воробей медведь алфавит Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей. |
Рефлексия | - Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов если слова начинаются на одну букву? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руку. кто доволен собой. кто испытывал легкое затруднение. кому было трудно выполнять задания. Кого бы хотели похвалить за работу на уроке? | |
Сначала не было ни знаков, ни рисунков. Сохранилось даже предание о «живом» письме, которое послали скифы персидскому царю Дарию.
Потом что только ни придумывали: завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.
Уж такой они народ.
И с тобой заговорят.
АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья.
Азбука - русское слово, алфавит – греческое.
Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица (наглядный материал – изображение Глаголицы и Кириллицы)
- Как вы думаете, какая возникла раньше? Почему? Какие буквы по форме в глаголице? Какие буквы по форме в кириллице?
Кириллица названа по имени одного из братьев – Кирилла.
- Сколько букв в нашем алфавите? Сколько букв в Кириллице? Обратите внимание на первые буквы. Теперь вам должно быть понятно, почему так названа азбука.