СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 по родной (русской ) литературе по теме "Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по предмету родная (русская) литература по теме "Роль чтения в жизни человека. Литература как вид искусства" вводит учащихся в мир литературы, дает представление о литературе как научном предмете. 

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 по родной (русской ) литературе по теме "Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства"»

Урок 1 по литературе в 5 классе

Введение

Тема. Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.

Цель: ввести обучающихся в мир литературы; понятие о литературе как науки, искусства слова; понятие авторского вымысла, основа и истоки литературы; понятие художественного образа; соотношение реального и вымышленного в литературе; роль книг и чтения в жизни человека.


Ход урока


  1. Оргмомент.

  2. Новая тема.

    Есть только одно средство стать

    культурным человеком – это чтение.

    А. Моруа

1. Слово учителя.

Ребята, до сих пор в начальной школе вы учились читать. предмет, который вы изучали, назывался «Литературное чтение».

Теперь вы повзрослели, научились читать, и мы с вами приступаем к изучению нового предмета - «Литература».

Это волшебный предмет. Не удивляйтесь! Самое древнее волшебство – это волшебство – СЛОВА. Доказать?

Закройте глаза и слушайте меня.

Красная смородина. Вот она блестит, переливается на солнце, сквозь её прозрачную кожуру вы можете увидеть мякоть ягоды. Вы срываете кисть смородины и берёте её в рот. Вы чувствуете, как ягоды перекатываются у вас во рту. Вы давите их языком, ягоды лопаются... И вы ощущаете...

Что вы ощутили?

= Совершенно верно кисло-сладкий вкус коасной смородины, но ведь мы её не едим.

Мы с вами создали образ красной смородины и память тут же услужливо подсказала вам вкус ягоды и запах.

Вы согласны, что слово – это волшебство.

Вы тоже сможете стать магами, если будете старательно изучать свой родной язык и литературу.


2. Теория литературы.

Слово «литература» произошло от латинского языка.

Литера – буква, то есть это всё то, что записано, напечатано, что можно прочесть или пересказать.

Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития.

В древние-древние времена (ещё когда люди не умели писать, а литература была устной (УНТ, фольклор),существовали люди, которые ходили по земле и рассказывали обо всём, что происходило на свете. Этих сказителей (рассказчиков) называли баянами (от древнерусского баяти – говорить). И только гораздо позже их стали называть писателями – мастерами слова.

Помимо художественной литературы существуют научно-популярный книги, рассказывающие о растениях, о животном мире, об исторических событиях, научных открытиях.


? Чем отличается художественная литература от научно-популярной?

В научно-популярной литературе излагаются факты, гипотезы, а в художественной литературе наряду с реальными событиями присутствует авторский (художественный) вымысел.

Художественный вымысел – одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Изображая судьбы людей, характерное для них, писатель не всегда встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит ситуацию, в которой может проявиться характер его героя.


? Почему мы любим читать книги? Что нам даёт чтение?

Учитель.

Вы правы, книги учат жизни, раскрывают перед нами мир. Учимся мыслить, думать, чувствовать, переживать, любить близких нам людей, нашу историю, страну, помогают открыть в себе что-то новое, неизвестное.

А вот как об этом сказал Дмитрий Кугультинов

В моём шкафу теснится к тому том.

И каждый том на полке – словно дом

Обложку – дверь, откроешь второпях -

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный книгоряд

Когда ты будешь в этот город вхож,

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь.


4. Осмысление.

Вывод: итак, литература – это:

  1. Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или

    всего человечества.

  2. Литература – это искусство слова, художественное творчество

Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год)

Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.


  1. Работа с таблицей.

    Отличительные черты

    УНТ

    Литература

    1. Устная форма существования

    1. Письменная форма существования

    2. Предполагается непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем, кто этот текст воспринимает.

    2. Контакт между автором и читателем осуществляется через произведение. Между писателем и читателем может быть большой временной и пространственный промежуток.

    3. Коллективный автор, что определяет наличие вариантов и использование традиционной поэтики.

    3. Автор – конкретное лицо, с присущей именно ему творческой манерой.


    4. Литература использует художественный потенциал УНТ

В литературе в отличие от других видов искусств присутствует художественный образ.

Художественный образ – словесное отображение событий, людей, явлений, предметов и представления писателя; словесное рисование на основе художественного вымысла.

Разница между художественным вымыслом и неправдой в том, что неправда искажает представление о реальных людях, событиях, а художественный вымысел создаёт целый мир, оживающий в представлении рассказчика и слушателя.

! Создание художественного мира, в котором живут люди, существуют по своим законам, называется искусством.


Литература – вид искусства, в котором мир создаётся с помощью языка


жизнеподобные фантастика

произведения художественная литература


И жизнеподобные произведения и фантастические – разные способы художественной условности, правилам которой подчиняется художественный мир произведения.


Условность (художественная) – существенная черта литературы (как и искусства), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности. (Например, Шерлок Холмс).

5. Рефлексия.

? 1. Что вы узнали о литературе?

  1. Что такое художественная литература? Её основа и истоки?

  2. Раскройте понятие художественного вымысла? Чем он отличается от неправды?

  3. Отличительные черты УНТ?

  4. Отличительные черты художественной литературы?

  5. Что такое художественный образ? Условность? Для чего они служат?


6. Д/з. Записи в тетради выучить.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!