СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. 9 класс.»

Урок 1. Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

Основное содержание урока

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Основные виды деятельности.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов.

I. Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова
Вступительная беседа:

— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова.

— Объясните значение слова шедевр. Что такое шедевры литературы?

— Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему?

— Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

— Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека?

— Что полезного даёт современному читателю литература прошлого?

— Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами?

II. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности

Групповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека:

Группа 1.
Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова:

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою...»

Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт».

Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина.


Группа 2.
Подтвердите или опровергните слова М. Горького:

«Как человек, как личность писатель русский... стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».

Прослушайте стихотворение  Н. А. Некрасова «Русскому писателю».

Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов?

Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова?
Аргументируйте свой ответ.

Группа 3.
Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва:

«Русская литература... всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

Прослушайте  Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека.

Группа 4.
Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское...»

В чём метафорический смысл этих слов?

Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати...».

Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает?

Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова?

Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни?

Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам»:

Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского.

Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор.

IV. Выявление уровня литературного развития учащихся

Диагностика уровня литературного развития девятиклассников:

I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений:

1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя?

2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели?

3. В каких произведениях отразились гуманистические мысли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности.

4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание?

5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними?

6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры?

7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры.

8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры.

9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений.

10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы.

II способ. Диагностическая работа
(См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.).

III способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос:

1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами:


ТАБЛИЦА
Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами.

Авторы

Произведения

Основные темы

1. И. А. Крылов

1. «Недоросль»

1. Тема «маленького человека»

2. Д. И. Фонвизин

2. «Василий Тёркин»

2. Тема патриотизма, аллегорическое сопоставление Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812 г.

3. А. С. Пушкин

3. «19 октября»

3. Тема подвига русского солдата в Великой Отечественной войне

4. А. Т. Твардовский

4. «Шинель»

4. Тема верности дружбе, возникшей в годы ученичества

5. Н. В. Гоголь

5. «Волк на псарне»

5. Тема обличения невежества помещиков и воспитания дворянина


Ответы: 152; 215; 334; 423; 541.

2. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их жанрами. Ответы запишите тремя цифрами:


ТАБЛИЦА
Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их жанрами.

Авторы

Произведения

Жанры

1. И. А. Крылов

1. «Ревизор»

1. Сказка

2. М. Е. Салтыков-Щедрин

2. «Листы и Корни»

2. Романтическая поэма

3. Н. В. Гоголь

3. «Чудик»

3. Басня

4. М. Ю. Лермонтов

4. «Дикий помещик»

4. Рассказ

5. В. М. Шукшин

5. «Мцыри»

5. Комедия


Ответы: 123; 241; 315; 452; 534.

3. Ответьте письменно на один из вопросов (5—10 предложений):

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и почему ход истории влияет на каждого человека в любую эпоху?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и почему эти ценности вечные?

3) Что «дурное в России» высмеивает Н. В. Гоголь в пьесе «Ревизор» и М. Е. Салтыков-Щедрин в сказках и почему эти книги современны сегодня?

Итоговый вопрос:

Какова роль литературы в духовной жизни человека?

Домашнее задание
(Формы проверки домашнего задания, логику включения отчёта о его выполнении в ткань следующего урока учитель определяет самостоятельно.

Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе».

Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. Заболоцкого).  

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова...» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.