ВВЕДЕНИЕ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА
- МАТЕРИАЛЬНАЯ ( реализует стремление человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни и включает предметные результаты деятельности людей в различных сферах)
- ДУХОВНАЯ ( представляет явления, которые связаны с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека)
- КУЛЬТУРА – совокупность производственных, общественных и духовных достижений человека.
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – сплетение духовного начала с материальным его воплощением, интуитивная устремленность человека к творению красоты.
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс создания, сохранения, восприятия, оценки произведений искусства
ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ ЗЕМЛИ
Главные причины возникновения художественного творчества (Аристотель):
- Познавательная потребность человека.
- Заложенное в человеке чувство прекрасного.
Каменный век – самый длительный период истории человечества и его культуры ( 40 – 4 тыс.лет до н. э.)
- Палеолит (40 – 12 тыс. лет до н. э.)
- Мезолит ( 18 – 8 тыс. лет до н. э.)
- Неолит ( 10 – 4 тыс. лет до н. э.)
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 году в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Пещера Альтамира получила всемирную известность
- Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.
После археологических исследований в пещере Альтамира был открыт музей, но искусственное освещение и углекислый газ начали вредить рисункам. Музей был закрыт. Сейчас попасть туда можно только с письменного согласия властей.
Тарпаны — изображение на стене пещеры Шове. (Франция)
Зубры. Композиция в пещере Ласко (Франция)
Лошади «в яблоках» – одна из самых популярных фресок из Пеш-Мерль, которая многократно издавалась. Выше лошадей и перед левой лошадью видны отпечатки кистей рук, сделанные способом, который французы называют «суффляж», т.е. набрызгивание краски на плотно приложенную к плоскости кисть руки. Самое простое набрызгивание в данном случае это – набрать в рот жидкую краску и дунуть, как это иногда делают хозяйки при глажении белья. Краска черная. Анализ показал, что черную краску готовили либо из древесного угля, либо из растертых комьев окиси марганца. Если набрать в рот краску, сделанную на основе угля, никаких последствий не будет. Если же – окись марганца, человек мог умереть. Есть пища для размышлений о ритуале, который мог иметь и смертельный исход
Пещера Фон-де-Гом. Изображение бизона
Венера Виллендорфская (Франция). Венера Брассемпуйская (Австрия)
Мезолит. Саймалы-Таш и Лянгар-Кишт на Западном Памире.
Мезолит
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед.
Неолитические артефакты: браслеты, топорища, резцы, орудия для шлифования
Маски Саньсиндуй
Саньсиндуй — археологическая культура позднего неолита и раннего бронзового века (2800—800 гг. до н. э.), обнаруженная в районе Чэнду (Китай). Названа по местечку Саньсиндуй уезда Гуаньхань провинции Сычуань (в 30 километрах от Чэнду, административного центра провинции).
Красный керамический сосуд с двумя «ушками», культура Пэйлиган, около 6000 — 5200 гг. до н. э. Шанхайский музей.
В эпоху неолита возникли довольно сложные сооружения, связанные с религиозными представлениями.
Мегалиты – первые сооружения архитектуры, носили культовый характер. Грубо обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке.
Существовали 3 вида мегалитов:
Менгиры – продолговатые камни – столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м), использовались для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков
Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн
Дольмены – более сложные архитектурные сооружения – 4 вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой, внутреннее пространство служило местом пребывания души умершего предка ( 2*3 м, высота до 2 м) (Кавказ)
Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре.
Кромлех Бродгар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал
- Труа-Фрер - пещера во Франции, где было найдено много образцов доисторического искусства. Пещера расположена на юго-западе страны, в коммуне Монтескье - Аванте, департамент Арьеж, регион Юг - Пиренеи. Название в переводе с французского означает "Три брата". Открытие пещеры произошло в 1910 году.
Труа Фрер. В одной из полостей пещеры, которая считается «святилищем», большое панно с крупными изображениями (бизон – более 2 м), а над ним широко известное изображение «рогатого бога» или «колдуна», сочетающее гравировку и раскраску. Высота около 90 см . «Колдун» или охотник, замаскированный под бизона
- Пещера была названа в честь первооткрывателей пещеры, трех братьев, сыновей графа Бегуана. Рисунки, найденные в пещере, были выполнены в 13 веке до нашей эры. Эти образцы доисторического искусства стали известными после того, как были опубликованы аббатом Анри Брейлем. На стенах пещеры изображены около 350 рисунков. Это бизоны, лошади, носороги, а также несколько антропоморфных изображений.
- В 2011 году в пещере обвалился грунт, обнажив вход в большой зал, размером 60 на 30 метров. В нем были найдены наскальные рисунки животных, которые до сих пор не смогли идентифицировать. Помимо рисунков, было обнаружено большое количество человеческих черепов очень странной формы - они сильно вытянуты.
Труа Фрер, «Галерея сов». Гравированное изображение пары сов. Размер по горизонтали 87 см.
Пещера Ласкó во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э.
- Шульга́н-Таш — карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита
- Долина чудес — долина во французской коммуне Тенда, где обнаружено более 40000 доисторических наскальных изображений (петроглифов) бронзового века, созданных скорее всего из религиозных мотивов. Смысл многих петроглифов непонятен, так как на них часто изображали геометрические фигуры в странном сочетании.
«Колдун» — петроглиф из Долины чудес