Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста» Цель:
формировать навык анализа текста Задачи урока:
- умение видеть ключевые слова и понимать их значимость в образной системе художественного произведения;
-развивать чувство слова, умение наслаждаться красотой родного языка.
Стихотворения:
- стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
- стихотворение И.Мятлева «Розы»
- стихотворение И.Северянина «Классические розы»
Ход урока
Урок проходит в виде беседы: вопросы и ответы.
Сегодня наш урок пройдет в литературной гостиной, мы поговорим о стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были прозы…»
Стихотворение читают учащиеся.
- Как вы думаете, почему это произведение – стихотворение в прозе? Это произведение соединяет определённые черты этического и лирического произведений. Для него характерны с одной стороны внешняя определённость повествователя в пространстве и во времени («Теперь зима…», «Я сижу…» и др.); сюжетное решение художественной идеи; причинно-следственная часть между частями текста, а с другой – непосредственность и сиюминутность переживаний; повышенная эмоциональность; бессюжетность.
– Какие особенности композиции стихотворения вы видите? Особенностью композиции стихотворения, на наш взгляд, является сочетание двух художественных миров: мира повествовательного монолога и мира внесюжетных включений посредством звенящей повторяющейся строки «как хороши, как свежи были розы…»
– Вы заметили самое главное. Учёный – лингвист Н.М.Шанский назвал композицию этого тургеневского произведения рельефно-прослоечной. В создании образной системы художественного произведения, помимо композиции, важно сочетание всех языковых единиц. Но особая роль здесь принадлежит лексике. А. Блок однажды заметил: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся , как звёзды». Попробуем и мы выделить в стихотворении Тургенева ключевые слова, которые определяют образную систему произведения. Прежде всего уточните, какие основные темы стали предметом раздумий Тургенева в стихотворении?
– Мне кажется, что тема жизни, молодости и тема смерти, старости. Какое слово, по-вашему, относительно нейтрально и связывает символически обе темы, оба художественных мира? Думаю, это слово «свеча». Она горит, освещая прошлое, настоящее и будущее лирического героя.
– Каков же, на ваш взгляд, символический смысл образа свечи? Свеча – символ жизни. Свеча догорает – жизнь уходит. Автор использует глаголы «трещит», «меркнет», «гаснет», чтобы придать этому символу большую яркость, подчеркнуть неотвратимость конца.
– Назовите слова, входящие в тематические ряды «смерть» - «жизнь»; «звуки, краски смерти и жизни».
Отрицательно окрашенные | | Положительно окрашенные |
старость, смерть зима мороз злится скучный старческий шепот темная комната низкий потолок холод одиночество шепот темнота кашель скрип | Свеча горит Звуки\ краски | юность, жизнь летний вечер воркотня патриархального самовара смех, молодые голоса уютная комната небо и звезды тёплый воздух весёлый шум семейной жизни смех светлые вальс русые голоса алые |
– Можно ли перечисленные ряды слов назвать синонимами? антонимами? Эти ряды слов, по-нашему мнению, можно назвать синонимами и антонимами только в рамках контекста. Вне текста, в системе языка они не являются ни синонимами, ни антонимами. Их образность проявляется лишь при сопоставлении лексики повествовательного монолога и лексике лирических включений при обозначении душевного состояния героя.
– Как соотносятся настроение лирических включений и повествовательного монолога? Мы чувствуем, что эти два настроения резко противопоставлены.
– Какие языковые единицы способствуют созданию настроения повествовательного монолога? Особую роль в создании настроения повествовательного монолога играют ритм, интонация, особенно в конце текста, усиливая ощущение уходящей жизни. Короткие предложения, многоточия, повторы создают ощущение прерывистого дыхания, затрудненности речи и одновременной завершённости жизни лирического героя.
– Благодаря чему создаётся образность лирических вступлений? Образность первого лирического вступления создаётся, на наш взгляд, языком романтического описания. Это проявляется в утончённости и изысканности, одухотворённости переживаний. Глаголы состояния, мы считаем, подчёркивают внешнюю неподвижность: «вечер тает; пахнет резедой; девушка сидит и смотрит». Но за видимой неподвижностью встаёт образ внутренней жизни, жизни мысли и чувства: - задумчивые глаза; вопрошающие губы. Всё это позволяет непосредственно проникнуть в мир души лирического героя.
– Второе лирическое включение напоминает нам стиль раннего Гоголя. Здесь безыскусная радость жизни, поэзия быта передаётся через отбор языковых средств. Это оценочная лексика: весёлый шум, уютная комната, воркотня; уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазки, головки, старенькое. Глаголы, рисующие активное действие, словно отражают, как жизнь души перетекает в жизнь внешнюю: слышится шум; голоса звучат… Это реалистическая поэзия, которая легла основана на единстве поэтического и бытового. Очень хорошо. А сейчас вспомните стихотворение И.Мятлева «Розы», строчка из которого стала заглавием и лейтмотивом тургеневского текста. В чём своеобразие тургеневского текста? Прелесть стихотворения И.Мятлева мы ощутили в незатейливости и простодушии, искренности и непосредственности переживаний.
– Что изменил И.С.Тургенев в первой строке этого стихотворения? И.С.Тургенев поставил в конце первого предложение многоточие (было обстоятельство места), хотя это предложение у автора эмоционально окрашено. И строка приобрела вместо конкретного более общий смысл, не ограниченный временем. Пусть живые розы увяли, их красота и свежесть живут в неумирающих строчках И.С.Тургенева. Просто «розы» превращаются в символ – «розы воспоминаний».
– Какое ещё стихотворение, написанное по мотивам мятлевского, вспоминается вам? В 1925 году Игорь Северянин создал стихотворение «Классические розы». В его основе тоже лежит игра буквальным и символическим значениями слова. Розы как символ вечности и неисчерпаемости человеческого существования превращаются, на наш взгляд, в буквальное «цветы» - признание значимости и оригинальной прелести творчества поэта.
– Теперь вам будет проще почувствовать философский подтекст произведения И.С.Тургенева. С чем он связан, по-вашему? Мы увидели, как пересекаются в рамках стихотворения художественный мир лирических включений и повествовательного монолога. А это значит – пересекаются мир жизни, радости, молодости и мир темноты, бесцветной старости, смерти.
И мы начинаем размышлять не только о лирическом герое стихотворения, но и об общих законах человеческого существования, где молодость и старость, жизнь и смерть сливаются в вечном, гармоничном круговороте бытия.
– О чём же заставил вас задуматься сегодняшний урок, стихотворение И.С.Тургенева? Лучшие страницы русской классической литературы открывают читателю сокровенные уголки его собственной души.
Рефлексия урока.
Подведение итога урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Выучить стихотворение в прозе наизусть.
Найти схожие стихотворения других поэтов.
Нарисовать образ стихотворения.
Подобрать музыкальное произведение на выбранные стихи.
Найти рисунки, картины художников по выбранным стихотворениям.